Весури

В 1920 году художник Аксели Галлен-Каллела предложил только что провозглашенному Северокарельскому государству свой эскиз герба, на котором черный медведь на щите держит в лапах весури, специальный инструмент для срезания тонких веток. Карелы называли этот топор кассара или кассари. О том, почему на севере символическое значение приобрел не серп, а именно сучкорез, - в новом выпуске проекта "100 символов Карелии".

Джованни Батиста Пиранези. Инструменты. Фото: allpainters.ru

Джованни Батиста Пиранези. Инструменты. Фото: allpainters.ru



«Здесь такая история, — говорит доктор филологических наук Ирма Муллонен, ссылаясь на данные этимологического словаря финского языка. — В финском языке используется термин vesuri — производное от глагола vesoa — обрубать ветки, рубить поросль молодого леса. При этом эта самая поросль называется vesa. В карельских говорах слово «весури» не используется. У карелов есть свой термин — «кассара» или «кассари», образованный из русского диалектного «кОсарь», большой нож для обрезания веток и прочих нужд».

Почему мы решили рассказать про весури (кассари или косарь)? Действительно ли этот инструмент был так популярен у наших крестьян? Как весури оказался на гербе Калевальского поселения? Имеет ли отношение весури к фильму «Весури»? Почему, наконец, в сериале «Игра престолов» герой по имени Пес орудует нашим традиционным инструментом, расчищая себе пространство? Чтобы ответить на эти вопросы, мы поговорили со многими людьми — специалистами по изготовлению подобных орудий, реконструкторами, кузнецами — теоретиком и практиком, а также с геральдистом и с ученым из Академии наук.

Крестьянка с косой-горбушей. Фото: Национальный архив Карелии

Крестьянка с косой-горбушей. Фото: Национальный архив Карелии

Самое известное «символическое» сельскохозяйственное орудие в нашей стране — это, конечно, серп. Эмблема «Серп и молот» была принята новым советским государством в 1918 году. На флаге СССР серп и молот вместе с красной звездой появились в 1923 году. Серп считался самым массовым общекрестьянским орудием труда, его изображение в геральдике символизировало жатву и урожай. Весури — инструмент, находящийся в родственной связи с серпом, они в чем-то схожи по форме, одинаково насажены на недлинные ручки. Между тем северный двоюродный брат серпа использовался не для жатвы, а совсем для иных хозяйственных нужд. В связи с этим символическое значение весури принято трактовать в направлении действий, связанных с освобождением.

Медведь с топором

В 1919-1920 годах в Беломорской Карелии было образовано Северокарельское государство, которое хотело добиться независимости, но его автономия не была признана, и Ухтинская республика в мае 1920 году прекратила свое существование. Между тем созданные флаг и герб независимого государства не были забыты. Почему медведь на этом гербе изображен именно с весури? Можно ли считать это сочетание уникальным в геральдике? Об этом разговариваем с геральдистом, одним из авторов герба Петрозаводска, Ильей Емелиным.

Илья Емелин, геральдист. Фото из личного архива

Илья Емелин

В конце марта 1920 года в Ухте прошел съезд представителей волостей, среди прочего обсудили будущий герб нового независимого карельского государства. Герб представлял собой медведя, держащего косарь (kassara) или весури. Герб не принял окончательную форму, и его доработку решено было поручить финскому художнику Аксели Галлен-Каллела, знаменитому иллюстратору «Калевалы» и другу Максима Горького. По словам Ильи Емелина, Галлен-Каллела доработал герб, и даже есть письмо Карельского временного правительства от 9 октября 1920 года, где художник объясняет все внесенные изменения. Между тем поправки знаменитого художника не успели дойти до адресата — государство перестало существовать.

 

 

Разработанный Аксели Галлен-Каллела герб представлял собой изображение черного медведя с сучкорезом (в современных описаниях используется название «весури») в лапе в пересеченном червленью и зеленью щите. Над медведем виднелись искры северного сияния, под ним — цепь. Щит венчал традиционный головной убор лесорубов — кукель (kukkeli).

(Из текста Максимов А.А. «Геральдика Восточной Карелии 1920 года. Идея, воплощение и разночтения». //Труды государственного Эрмитажа Т.104: СПб., 2021. С.148-153)

 

Позднее были сделаны марки с этим гербом, они ходили в Финляндии и части Карелии в период так называемой карельской авантюры (вооруженного конфликта в 1921-1922 годах между бандами белофиннов и белокарел и Красной армией). В качестве карельского герб с медведем использовали и финские войска, оккупировавшие во время Великой Отечественной войны часть Карелии. Об этом можно судить по газетным вырезкам, маркам и по снимкам из финского архива.

 

Сейчас карелы используют герб с медведем как национальный, на его основе создан герб Калевальского городского поселения. Любопытно, что весури использует в своем личном гербе и сам Илья Емелин.

Весури. Война и мир

Самое верное определение весури — сучкоруб. Об этом говорят все наши эксперты. Между тем в разных статьях весури также называют карело-финским ножом, тесаком и топором. По мнению экспертов, весури закрывал своеобразную нишу между косой и топором. То есть в основном его применяли для рубки кустарника и очистки полей от кустарника. Топором кустарник рубить невозможно — он тонкий, пружинит. И топор, и косу можно было легко испортить в таком применении.

Инструмент, напоминающий весури по форме и имеющий сходные функции, был и у многих других народов. В русском языке он называется кОсарь. На Кавказе его называют джатэ, на острове Шри Ланка — кокуманни, в Японии — ната. Список можно продолжить. В каждой стране этот сучкорез имел свои особенности.

Весури — это орудие, но не оружие. Несмотря на грозный вид этого сучкореза, иногда двустороннюю заточку лезвия, весури — мирное орудие труда. Большой интерес к весури испытывают историки и люди, занимающиеся исторической реконструкцией событий военного времени. Дело в том, что весури был частью экипировки финской армии, поэтому существует неофициальное разделение типов весури на военные и гражданские. Мы нашли человека, который досконально знает историю использования весури на войне. Реконструктор, участник военно-исторического клуба «Стягъ» Константин Падорин многие годы занимается исследованием снаряжения русской и финской армий, а также реставрирует весури.

Война

По словам Константина Падорина, весури наряду с лопатой, топором и киркой был шанцевым инструментом финской армии с 1920-х до 1960-х годов. В условиях войны использовалась модификация сельскохозяйственного орудия. Если гражданские весури ковали мастера в своих кузницах, то военные инструменты изготавливались на заводах.

Информацию о деталях экипировки человека на войне Константин Падорин собирает уже более 20 лет. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Информацию о деталях экипировки человека на войне Константин Падорин собирает уже более 20 лет. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Константин Падорин:

— В русской императорской армии было много шанцевого инструмента — Россия постоянно воевала. На территории Финляндии в свое время шведами были построены заводы Billnäs и Kellokoski. Немалый доход они имели за счет заказов российской армии. Там изготавливались лопаты, ножницы для резки колючей проволоки — весь инвентарь, который шел на нужды военных. Также там была широкая линейка гражданской продукции — лопаты, грабли и другой инструмент. Нужно сказать, что в российской армии весури не было.

По словам реконструктора, назначение весури в армии совпадало с назначением его в крестьянской жизни. В армии Финляндии весури выдавался пулеметчикам и использовался в саперных частях. Когда выстраивались дзот или место, куда устанавливается пулемет, нужно было вырубить кустарник. Для этих целей удобнее всего было использовать весури. Пулеметчик носил этот сучкоруб в специальном чехле на поясном ремне с левой стороны. Весури выдавался один на отделение (примерно 10 человек).

 

Константин Падорин легко различает типы весури. Армейские образцы делались по одному лекалу с очень небольшими различиями по форме. Сталь для инструментов была высокого качества, поэтому они долго держали заточку. После войны заводы, где производили весури, прогорели. Фирму Billnäs выкупило предприятие Fiskars. Первое время на выпускаемой продукции еще печатали клеймо Billnäs, потом это название исчезло.

Гражданские весури имели различия — каждый кузнец мастерил по-своему. Как лежал к руке инструмент , так он и делался. Работы в хозяйстве для него всегда было много.

Инструмент, напоминающий весури, был, кстати, и на вооружении британской армии. Он назывался биллхук. Биллхук перешел из мирной жизни в армию практически без изменений.

Но самый, пожалуй, знаменитый родственник весури — конечно, мачете . Это орудие с  загнутым в сторону лезвия концом  есть на вооружении практически всех армий мира.

Мир

О том, что специальный нож весури, предназначенный для обрубания сучков и обрезки веток, а также использующийся для разных бытовых нужд, в Карелии называли кассари или косарем, говорит и старший сотрудник музея-заповедника «Кижи» Иван Воробьев.

Иван Воробьев 10 лет был кузнецом в музее "Кижи". Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Иван Воробьев 10 лет был кузнецом в музее «Кижи». Фото: «Республика» / Михаил Никитин

— В музее нет предметов, атрибутированных как весури, но у нас есть описание и снимки инструмента такой же формы, который называется косарь. Это даже не нож, а скорее кусторез или сучкоруб. Почему косарь, если им не косят, а рубят? Возможно, потому что владелец ножа, применяя орудие, делает движение, похожее на косьбу, делает такой замах, а дальше рука идет по инерции. Необычный «клюв» у этого инструмента придуман специально, чтобы подцеплять ветки. При ударе инструмент благодаря такому крючку не вылетает и не проскальзывает. Косари делали и на длинных ручках, и на коротких. Видимо, длина ручки зависела от нужд хозяина.


Косарь. Из архива музея "Кижи". Фото: goskatalog.ru

Косарь. Из архива музея «Кижи». Фото: goskatalog.ru

Это косарь из заброшенных домов деревни Кормелисто Пряжинского района. Создан примерно в начале ХХ века. Состоит из рабочей части и рукояти. Рабочая часть — вытянутая полоса железа, один конец которой клювообразно загнут, лезвие — по внутренней стороне загиба; плавно переходит в незамкнутую трубицу с одним сквозным отверстием для крепления к рукоятке. Рукоять деревянная, овальная в сечении, с утолщением на конце, закреплена в трубице одним гвоздем.


Косарь. Из архива музея "Кижи". Фото: goskatalog.ru

Косарь. Из архива музея «Кижи». Фото: goskatalog.ru

Это косарь, обнаруженный в Прионежском районе. По лицевой стороне клинка, параллельно обуху, по всей длине нанесен геометрический орнамент в виде ломаной линии, на другой стороне имеется метка в виде Х.


Косарь. Фото: goskatalog.ru

Косарь. Фото: goskatalog.ru

Это карельский косарь, хранится в фондах Российского этнографического музея. Период создания — 1920-е годы.


Косарь. Фото: goskatalog.ru

Косарь. Фото: goskatalog.ru

Это карельский косарь, хранится в фондах Российского этнографического музея. Период создания — XIX в. — нач. XX в. Лезвие в виде пластины неправильной прямоугольной формы, сужающейся к острию, с нижним заточенным краем.


Косарь. Из архива музея "Кижи". Фото: goskatalog.ru

Косарь. Из архива музея «Кижи». Фото: goskatalog.ru

Этот инструмент создан во второй пол. XIX в.- перв. пол. XX вв. Обнаружен в деревне Марковская Олонецкой губернии.


Косарь. Из архива музея "Кижи". Фото: goskatalog.ru

Косарь. Из архива музея «Кижи». Фото: goskatalog.ru

Это инструмент из деревни Октябрьская-Ручей Пудожского района. Период создания: кон. XIX — нач. ХХ вв. Железная пластина, один конец которой загнут в той же плоскости в виде крюка. Другой конец раскован в разомкнутую трубицу со сквозным круглым отверстием (0,7 мм) для крепления.


Косарь. Из архива музея "Кижи". Фото: goskatalog.ru

Косарь. Из архива музея «Кижи». Фото: goskatalog.ru

Этот инструмент создан в Северной Карелии. Состоит из рабочей части и рукояти. Рабочая часть из полотна кованого железа, загнутого с двух концов под прямым углом. На концах две проушины, в которые вставлена рукоять. Лезвие клинка имеет двустороннюю заточку. Рукоять деревянная, чуть изогнутая, имеет сложный профиль: в местах крепления профиль угольный, в торце расширяется и срезан под углом.


Иван Воробьев — теоретик и практик кузнечного дела. Он много лет изучал историю кузнечного ремесла в крестьянском быту Кижской волости, восстанавливал традиционные процессы изготовления плотницкого инструмента, сельхозорудий.

Иван Воробьев:

— По архивным данным, на 40 деревень Кижской волости было 14 кузниц. Практически в каждой второй деревне был свой кузнец. Это много! У каждого мастера была своя направленность: изготовление подков, сама подковка лошадей, изготовление сельхозинструментов. Два кузнеца (Грешников и Трофимов) имели свое клеймо. Клеймо — это показатель мастерства, нужно было доказать его ремесленным гильдиям.

В крестьянском быту были распространены косы-горбуши. Вы знаете, что есть коса-литовка (или стойка), с ее помощью косят стоя. Горбуша — это по сути большой серп. Им косили внаклонку, потому что земля у нас каменистая, и все препятствия нужно было аккуратно обходить, чтобы не сломать инструмент. Помимо кос-горбуш традиционной популярностью пользовался и косарь (весури). У нас лесной край, много деревьев и мелкого подлеска. Форма косаря очень удобная: при ударе инструмент у тебя не вылетает и не проскальзывает. Клюв не дает слететь с дерева и подрубает.

 

По словам Ивана Воробьева, кузнец был основным ремесленником в крестьянской деревне. Технологии ковки были схожи с новгородскими. В первую очередь использовалось кричное железо, то есть железо, полученное из болотной или озерной руды и переплавленное в доменной печи. Оно было очень плохим по качеству и грязным по составу. Когда в Карелии появились заводы, кузнецы начали покупать железо там. Сохранялась та же доменная плавка, то же кричное железо, но оно было более высокого качества.

Металл — материал дорогой сам по себе, поэтому все хотели удешевить в какой-то мере производство путем соединения материалов разного качества и даже разной фактуры. Например, обух топора мог быть выкован из обычного железа, чистого, не закаленного, а в режущую часть вваривалась сталь. После термообработки вваренное лезвие принимало необходимую закалку, так как было достаточно науглероженным. Таким образом себестоимость топора становилась меньше. Сейчас же всё, конечно, делается из цельной стали.

 

Такую технологию использовали примерно до середины ХХ века. Необходимость в усложнении процесса пропала так же, как пропали и мастера, способные это делать. Материалы стали чище, стоимость их ниже. По мнению сотрудника музея «Кижи», сейчас происходит какая-то гонка вооружений. Все считают, что нож должен быть таким прочным и острым, что им можно было бы рельсы рубить. А зачем нужен нож, который рубит рельсы и гвозди? Нож, по мнению Ивана Воробьева, должен помогать человеку в хозяйстве, чтобы рыбу почистить или тушу зверя разделать, а в лесу — чтобы веточку отрезать, банку консервную открыть.

Можно ли считать сучкорезы, ножи или топоры сугубо мужским инструментом? Наверное, нет.

Юлия Литвин. Фото из личного архива

Юлия Литвин

По мнению кандидата исторических наук Юлии Литвин, карельские женщины в некоторых моментах жизни могли выступать в роли, которую обычно отводят мужчинам. Когда мужчины уходили на заработки, женщины оставались в доме за главного. Они при необходимости выступали на сходе, занимались экономическими вопросами и даже сеяли.

Юлия Литвин:

— Сенокосная пора в Карелии была непродолжительной, два летних месяца: со дня святых апостолов Петра и Павла до Успения Пресвятой Богородицы. Мужчины-отходники старались вернуться домой к сенокосу, однако подмога приходила не всегда. В таком случае вся тяжесть страды падала на плечи женщин. После работы хозяин или хозяйка кланялись на все четыре стороны, говоря «ветер дуй мимо, солнце прямо пеки!» Ритуал был призван обеспечить защиту сена от разбрасывания ветром.

Известно также, что во время подготовки поля для подсеки мужчины рубили топором толстые деревья, а женщины обрубали все кусты, ветки, тонкие деревья, а также косили поросль и кустарники.

По словам Юлии Литвин, ножи, ножны и ножницы имели у карельских крестьян и символическое значение. Традиционно мальчику в люльку клали нож, а девочке — ножницы. Кроме того, на территории Карельского перешейка, Приладожья и вплоть до финляндской Кайнуу еще сохранились сведения о такой древней форме сватовства как tuppijuhlat (букв. «праздник ножен»). Суть обряда сватовства состояла в том, что на больших осенних праздниках у церкви собирались девушки, желающие выйти замуж. На поясе у них были пустые ножны (tuppi), в которые парни могли вставить собственный нож. Это означало, что предложение сделано.

Патьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. Фото: И.К.Инха

Патьвашка совершает обряд защиты молодых от порчи. Беломорская Карелия, 1894. Фото: И.К. Инха

Свои ножи для хозяйственных дел были у каждой хозяйки. Деталь реконструированного традиционного женского костюма — нож с медной рукоятью, украшенный орнаментом. Нож крепился к одной из нагрудных цепочек. Такие женские костюмы были популярны в Карелии вплоть до 1930-х годов.

Нам кузнец нужен!

«В Норвегии такой инструмент называется лаувхогг, в Финляндии и у нас — весури. Требования к нему серьезные: он должен работать как топор, как нож и как крюк», — рассказывает Михаил Артемьев.

Михаил Артемьев. Фото: "Республика" / Михаил Никитин

Михаил Артемьев. Фото: «Республика» / Михаил Никитин

Михаил Артемьев — кузнец. На его клейме тоже изображен медведь с топором. Около 20 лет он занимается реконструкцией традиционных топоров: карельских, скандинавских. Сейчас он собирается делать весури. В перспективе Михаил Артемьев собирается открыть в Петрозаводске свой музей, представив там коллекцию легендарных топоров всего мира.

Сейчас в его мастерской около двух десятков топоров, предназначенных для разных нужд. И сами топоры, и топорища, и кожаные чехлы для уникальных изделий — всё это сделано руками самого мастера.

 

На некоторых репликах старинных топоров, которые выковал Михаил Артемьев, есть небольшая прорезь. Зачем ее делали, по словам мастера, доподлинно никто не знает. Может, чтобы разводить зубья пилы или использовать топор в качестве гвоздодера. У нашего собеседника есть своя версия.

Михаил Артемьев:

— Это сложные топоры, сейчас их практически никто не делает. А прежде их ковали в большом количестве, потому что надо было строить корабли. Видите, он очень острый. И если его случайно уронишь, то последствия могут быть печальными. Такой топор берегли, как меч самурайский. Прорезь могла пригодиться для закрепления топора на какой-нибудь дуге. Двадцать топоров можно так повесить, и они не упадут.

На нижнем инструменте мы видим и прорезь, и отверстие. Фото из личного архива Михаила Артемьева

На нижнем инструменте мы видим и прорезь, и отверстие. Фото из личного архива Михаила Артемьева

Помимо прорези на некоторых топорах есть также отверстие правильной формы. Для чего?

Михаил Артемьев:

— Очень много находят топоров X-XI веков с отверстием в этой части обуха. Есть четыре основные версии появления этих дырок. Кто-то считает, что топор привязывали к себе длинной веревкой, чтобы вернуть, если ты промазал в бою. Также чехол можно было закреплять на топоре, вставив в дырку небольшой шпынек — заклепок-то не было. Есть версия, что шпынек надевали на топор как ограничитель, чтобы орудие далеко не завязало в материале. Еще одна версия — удобно вешать на гвоздик. Моя версия другая. Я считаю, что это технологическое отверстие. Обух такого топора ковать сложно — трудно долго держать его раскаленными клещами, чтобы топор не сползал. Но если обычные клещи загнуть немножко и продеть в отверстие, то можно спокойно держать предмет, ковать его и обрабатывать. Прошить же лезвие топора любой кузнец может за пару минут. Потом отверстие можно заклепать, хотя оно не мешает, а наоборот помогает хозяину инструмента потом его подвешивать, закреплять и прочее. В безмонетный период жизни топорами запросто могли рассчитываться. Например, я тебе — четыре топора, а ты мне — коня. Транспортировать такие топоры удобно — надел на штырь, и они спокойно едут.

По мнению Михаила Артемьева, за прошедшую тысячу лет в кузнечном деле мало что изменилось: те же молотки, клещи, наковальня. «Раньше люди, может, знали меньше, но понимали больше», — говорит мастер.

Весури в кино

В 2018 году в Карелии был снят художественный фильм «Весури».

Сцена из фильма "Весури". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Сцена из фильма «Весури». Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Речь в картине идет о жизни детей в переселенческих лагерях в период финской оккупации 1941-1944 годов. Продюсер Александр Тютрюмов объясняет название фильма возникшей у его создателей ассоциацией, связанной с применением весури для зачистки территории от молодой поросли. В это же время герб с изображением медведя, держащего в лапах весури, также ассоциировали с оккупантами. По мнению людей, занимающихся исторической реконструкцией, название картины слабо коррелирует с его содержанием. В сюжетной линии весури никак не упоминается.

Кстати, внимательные зрители иногда смогут найти изображение весури или инструментов, напоминающих сучкорезы, в фильмах, посвященных историческим (и даже псевдоисторическим) событиям. Мы, например, обнаружили весури в руках у героя сериала «Игра престолов» по имени Пес. В седьмой серии шестого сезона саги Пес подрубает кустарник инструментом, очень похожим на весури. Но заметить инструмент в секундной сцене может только искушенный человек. Например, наш читатель.

Кадр из сериала "Игра престолов"

Кадр из сериала «Игра престолов»


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анна Гриневич, журналист, автор текста
Михаил Никитин, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!