Смоленский собор

Построенный на месте чудесного явления иконы Богородицы этот храм в Олонце был свидетелем расцвета и заката города-крепости, видел его знаменитые ярмарки, служил в годы оккупации лютеранам, а в советскую эпоху работал как кинотеатр и музей. В проекте "100 символов Карелии" рассказываем о старинном Смоленском соборе, который не только помнит историю древнего Олонецкого края, но и знает весь его духовный путь.

Смоленский собор на острове Мариам в Олонце. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Смоленский собор на острове Мариам в Олонце. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов



Ровно 200 лет назад, в 1819 году, император Александр I по дороге из Петербурга в Финляндию посещает Олонец. Прибывает вечером 7 августа. Останавливается в доме купца Серебрякова, бывшего на тот момент головой города. На подъезде к Олонцу императору сообщают о рождении племянницы, великой княжны Марии Николаевны. В источниках сохранилось упоминание о том, что в честь этого события вечером «город был иллюминирован», а уезжая, царь одарил семью Серебряковых ценными подарками. Диван, на котором государь отдыхал, хранился в доме Серебряковых как реликвия еще более полувека.

Но не только праздничными огнями и подарками запомнился Олонцу этот визит императора. Александр I молился в храме на острове Мариам. Обратив внимание на ветхость церкви, поручил выделить 20 тысяч рублей на ее ремонт или постройку новой. Так в Олонце появился собор Смоленской иконы Божией Матери, сохранившийся до наших дней.


Вы можете побывать в олонецком Смоленском храме прямо сейчас и рассмотреть его во всех деталях снаружи и изнутри — для этого мы сделали вам виртуальный тур.

 

 


Кстати, храм, поразивший императора своей красотой и опечаливший состоянием, не был таким уж древним. Это была каменная церковь, которой не исполнилось и семидесяти лет — не срок для каменного собора. Но архитектурный парадокс Олонца заключался в том, что деревянные церкви здесь прекрасно сохранялись на протяжении нескольких веков, а вот каменные ветшали очень быстро. Предположительно, всё дело было в геологических условиях местности и использовании для фундаментов мягкопластичных грунтов — весенние разливы реки нарушали их структуру. В дальнейшем возведут стены, укрепившие береговые откосы острова.

Распоряжение императора, повелевшего привести олонецкую Смоленскую церковь в порядок, начало выполняться через 5 лет. «В 1824 году приступили к строительству, а в 1830 году сооружение было освящено», — пишет архитектор Николай Куспак в своей статье «Церковные сооружения Олонца». При этом не уточняется, был ли старый храм снесен полностью для постройки нового или это была глобальная реконструкция. Сегодня настоятель Смоленского собора Михаил Тереняк, ссылаясь на свой давний разговор с архитектором Куспаком, склоняется к версии, что храм был все-таки реконструирован:

— Представить, что в XIX веке здесь могли всего за несколько лет до фундамента разобрать такое огромное сооружение и на его месте построить настолько монументальный собор, очень сложно.



Настоятель Смоленского собора в городе Олонце протоиерей Михаил Тереняк. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Настоятель Смоленского собора в городе Олонце протоиерей Михаил Тереняк. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

В любом случае сохранившийся до нашего времени Смоленский собор — далеко не первый храм на этом месте. О святости олонецкого острова Мариам говорят исторические факты, городские легенды и церковное предание.

 

Рассказывают о некоем купце, который выстроил себе дом в красивейшем месте — на острове, при слиянии двух рек — Мегреги и Олонки. Во сне ему явилась сама Богородица и попросила уйти — здесь должен был стоять храм. Купец решил поторговаться: пообещал Божией Матери, что покинет остров, только если, проснувшись, увидит на деревьях белок. Утром обещание пришлось исполнять: в округе не оказалось дерева, на котором бы не сидели белки.

Ни имени купца, ни времени его ухода с острова Мариам ради строительства храма народная память не сохранила. Но достоверно известно, что в Писцовой книге 1582/1583 года уже упоминается стоящая на острове Мариам деревянная церковь Николая Чудотворца, позже ее перенесут на левый берег реки Олонки. А уже в следующем веке в Писцовой книге 1646 года здесь значится «церковь Пречистые Богородицы Одигитрие», то есть церковь Смоленской иконы Божией Матери. Откуда же перемена названия?

 

Смоленский собор. Рисунок XIX века. Изображение из архива Олонецкого национального музея карелов-ливвиков

Смоленский собор. Рисунок XIX века. Изображение из архива Олонецкого национального музея карелов-ливвиков

 

 

 

В начале XVII века после опустошений русско-ливонской войны и разорения польско-шведской интервенцией на территории Олонецкого Рождественского погоста (кстати, значительно превосходящего современную Карелию по площади) появляются первые оборонительные сооружения. Защищаться собирались «от черкас и немецких людей», построили Олонецкий острожек, где именно он находился — неизвестно.

Сам погост на реке Олонке на тот момент — главный среди всех окрестных поселений. А о том, какую роль в жизни людей играет вера, можно судить по тому, что первую часть своего имени — Рождественский — Олонецкий погост носит по имени одной из своих церквей.

Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов

Олонецкий национальный музей карелов-ливвиков. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов

Зарождается будущая Олонецкая губерния, сам Олонец превращается в административно-военный центр, форпост будущей Российской империи. На троне — первый царь династии Романовых, Михаил Федорович. Начинается новая эпоха в истории страны. Короткая передышка между изнуряющими войнами.

«Постоянная опасность вторжения шведских военных отрядов побудила московское правительство развернуть строительство Олонецкой крепости. В 1649 году на стрелке, образованной слиянием двух рек Олонки и Мегреги, были построены два деревянных города Меньший и Большой». (Из книги «Древний Олонец»).

Так на территории современного Олонца появляется дерево-земляная крепость с 19 башнями. Она ставится в числе других на периметре границы России с западным миром. По словам историка Михаила Данкова, Олонецкая крепость контролировала отношения со Швецией. Строили ее олонецкие крестьяне, карелы. «В этой крепости находились крупные вооруженные силы Москвы — стрельцы. Такого больше в истории Карелии нигде не было. Главнокомандующим был князь Федор Волконский. Из тех Волконских, которые своей дворянской мощью вошли в историю нашей страны», — отмечает Михаил Данков.

 

 

Именно в этот исторический момент, когда Олонецкий край является одной из самых важных и напряженных точек государства, здесь, по преданию церкви, происходит чудо: на остров Мариам против течения реки «приходит» икона Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ее находят в воде, понимают как особое благословение и ставят на острове деревянную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. Именно она, перестроенная, реконструированная и ставшая в итоге каменным собором, дошла до наших дней.

 

 

Основанием, духовным началом зарождающейся Олонецкой губернии называют сегодня чудо явления в XVII веке Смоленской иконы на острове Мариам.

— Это время духовного подъема, когда после периода войн и раздробления наконец-то пошла речь о созидании русской земли, — объясняет духовник Петрозаводской и Карельской епархии архимандрит Иларион (Кильганов). Уже больше двадцати лет он служит игуменом Важеозерского монастыря в сорока километрах от Олонца, но знают батюшку далеко за пределами Олонецкого района — отца Илариона считают старцем, за советом к нему едут со всей России. — Господь не случайно благословляет это место явлением Смоленской иконы Матери Божией. В духовном понимании здесь, в Олонце, был центр будущей Олонецкой губернии. Петрозаводск перехватил эту эстафету гораздо позже. А на тот момент люди, живущие на этой земле, в том числе подвижники монастырей, пытались исполнить волю Божию: строили и созидали свой край. И Господь помогает им откровением, духовным знамением, являет свою помощь — икону Божией Матери Смоленская. Именно этот образ традиционно является защитницей русской земли, в том числе против Запада, против ересей.

 

 

 

Важеозерский монастырь отметит в 2020 году свой 500-летний юбилей. Но монашеская жизнь в Олонецком крае началась еще раньше. Ее основателем считается преподобный Александр Свирский. Он в конце XV века в глухих лесах, среди языческого коренного населения создал Свято-Троицкий мужской монастырь, который впоследствии стал духовным центром всего Русского Севера — в конце XVIII века его даже начинают называть Северной Лаврой. Отсюда выходят ученики Александра Свирского и основывают новые монастыри и пустыни. Так появляются и Важеозерская обитель, и Адриано-Андрусовский монастырь, и Сяндемский монастырь, находящиеся на территории современного Олонецкого района.

Получается, что к XVII веку, к моменту, когда на острове Мариам появляется первый Смоленский храм, он становится в духовном, а позже и в административном плане центральным собором огромной территории с уже сложившимися традициями жизни в православной вере. В Олонце и вокруг него множество храмов и часовен. К XIX веку, по воспоминаниям современников, город будет стоять в «хороводе церквей».

Поставленный к 1828 году по поручению Александра I Смоленский собор отвечал всем основным принципам классицизма. Три моста, перекинутые к острову через протоки реки, вели к трехъярусной колокольне, увенчанной высоким шпилем. Высота конструкции по тем временам была огромной — почти 40 метров. Основную часть храма венчали пять куполов, водруженных на барабанах с окнами. Архитектор Николай Куспак пишет:

— Вся композиция собора с колокольней имела острый динамичный характер, напоминала плывущий корабль, наиболее выразительно раскрываясь при въезде в город со стороны Ладоги.

 

 

Историк и экскурсовод из Олонца Татьяна Жеребцова утверждает, что на путешественников своего времени собор производил ошеломляющее и глубокое впечатление.

— Современник описывает, как они подплывали к Смоленскому храму летом: небо было голубым, сияло солнце. И прежде чем увидеть собор, они услышали колокольный звон. Он лился, и вода усиливала звук. А когда становились видны купола напоминающего диковинный корабль собора, у людей было полное ощущение, что не они подплывают к храму, а сам храм приближается к ним.

Конечно, такой величественный собор задумывался не как провинциальная приходская церковь. Их в Олонце на тот момент уже было достаточно.

— Это был императорский храм. Он был построен не для Олонца, а для всей губернии. Символ государства, его величия, духовная опора всего края, символ того, что народ крепок в духе и может стоять за Родину до конца. Отсюда, с этого места, всё пошло. Современная Карелия, какой мы ее знаем сегодня, начиналась здесь, — утверждает отец Михаил.

Особое значение для Карелии Смоленский собор имеет и по мнению главы республики Артура Парфенчикова. Принимая участие в нашем проекте «100 символов Карелии», глава предложил рассказать именно об этом храме.


Артур Парфенчиков. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Артур Парфенчиков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Смоленский собор как символ Карелии представляет глава республики Артур Парфенчиков:

— Смоленская церковь в Олонце — это символ духовности, красоты и единства нашей родной Карелии. Собор Смоленской иконы Божией Матери — древний храм в Олонецком районе, имеющем особое духовное значение для нашей республики. Это намоленный край, где основали свои монастыри ученики преподобного Александра Свирского, на всю Россию прославленного карельского святого и чудотворца. В эти обители уже больше пяти веков стекаются люди в надежде на чудо и утешение. И обретают здесь покой и благодать.

Под молитвенным покровом Олонецких святых стоит и Смоленская церковь. Она находится в удивительно красивом месте — у слияния рек Мегреги и Олонки на острове Мариам в Олонце. Я не могу забыть этой картины: величественный, могучий и при этом совершенно неземной красоты храм отражается в дрожащей воде. Ты идешь к нему по одному из трех мостов и растворяешься в этом непостижимом единстве Бога, природы и человека.

Сегодня Смоленский храм требует реставрации. И средства на нее, как водится, собираются всем миром. Собор пережил несколько столетий, перенес разорение советский эпохи и теперь возрождается. По тому, каким станет Смоленский собор при нашей жизни, потомки будут судить о нас с вами.


В годы советской власти Смоленский собор, один из богатейших по тем временам в епархии, был разорен. Храм потерял свои купола и колокольню. Пропала и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По словам отца Михаила, в ее позолоченном окладе было даже два бриллианта. Для национализаторов церковного имущества — ценная добыча.

В 1992 году Смоленский собор вернули верующим. К 2009 году здесь провели большие реставрационные работы. Насколько было возможно, восстановили внутренний облик храма. Но десятки миллионов рублей еще требуются на то, чтобы отремонтировать разрушающийся фасад и заново отстроить варварски снесенную колокольню.

 

 

 

 

— В судьбе этого собора как на срезе видна вся история православия в нашем государстве, — считает Наталья Николаева, директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков. — Сначала это возвышающийся величественный собор, встречающий гостей города куполами и огромной колокольней. Потом это всё срезается, работает кинотеатр «Правда», через алтарь прорубается вход — чтобы уж прямо по святыне пройти. Во время оккупации во время Великой Отечественной войны православный храм превращен в лютеранский — здесь финны со своей верой. В советские годы в соборе работает краеведческий музей.

Наталья Николаева, директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков. Фото: ИА "Республика"

Наталья Николаева, директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков. Фото: ИА «Республика»

Когда Смоленский собор передали обратно Русской православной церкви, многие олончане приняли участие в работах по его восстановлению.

— Этот собор очень много значит для жителей Олонца, — рассказывает Наталья Николаева. — Я помню, как моя крестная из последних сил, ей было уже за восемьдесят, ходила разбирать и вычищать храм, когда его вернули приходу. Она говорила: «Я должна замолить грех. В моей молодости здесь был клуб, и я танцевала прямо в церкви».

 

 


 

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица —
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.

* * *

И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтирь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

 

(Отрывок из стихотворения Бориса Пастернака
«На страстной», 1946)

 


 

https://eb.utuoy/a5uuqIgzJKk

 


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, автор текста, редактор проекта
Эдуард Тур, тележурналист
Леонид Николаев, фотограф
Николай Смирнов, фотограф
Алиса Смирнова, фотограф
Владимир Волотовский, оператор
Алексей Белянинов, режиссер
Илья Дедюшко, режиссер
Игорь Фомин, дизайнер
Павел Степура, верстка
Елена Кузнецова, консультант проекта


Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!