Северные письма

В Карелии сохранились тысячи икон. Самые ценные - древние экземпляры XIV-XV века. В них - живописные традиции древнего Новгорода и самобытные северные черты, поэтому искусствоведы называют наши иконы "северными письмами". От специалистов они требуют особого режима хранения. От зрителя - умения читать иконографические символы, знания основ православной культуры и истории. Для тех, кто хочет понимать, какими сокровищами мы обладаем, - новый выпуск проекта "100 символов Карелии".

Фрагмент иконы Святой Власий (конец XV - начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК



Древнерусская живопись принадлежит к высочайшим достижениям мировой культуры. Она выразила духовные идеалы человека своего времени, его представления о красоте и божественном мире.

Иконы начали создавать на Руси более тысячи лет назад, когда в 988 году князь Владимир и с ним многочисленные славянские племена приняли православную веру. Высокохудожественные византийские образцы икон быстро распространились по стране и стали основой для формирования крупнейших иконописных школ: Новгородской, Суздальской, Ростовской, Псковской, Московской, Тверской и других.

На Севере иконы создавались под влиянием преимущественно Новгородской школы. Иконы XV-XIX веков, хранящиеся в Карелии в республиканском Музее изобразительных искусств — это без преувеличения самая ценная часть фонда. Это примеры «чистых» художественных образцов древнего иконописания: на Север долго не проникали новые художественные веяния, которые влияли на живопись в центральных регионах, особенно начиная с XVII века.

Сохранению древних иконописных традиций на Севере способствовали и старообрядческие духовно-культурные центры. Староверы воспринимали как образцы только дониконовскую иконопись ( до второй половины XVII века). Более того, в старообрядческой среде сложилась школа тщательного, очень профессионального письма, считает искусствовед Владимир Платонов. Эти иконы отличаются невероятной проработанностью деталей и качеством рисунка.

Узоры на одежде, меховая оторочка, локоны - не просто намечены, а тщательно прорисованы. Святой праведный Иов (конец XVIII - начало XIX века. Из Выго-Лексинского общежительства). Фото: МИИ РК

Узоры на одежде, меховая оторочка, локоны не просто намечены, а тщательно прорисованы. Святой праведный Иов (конец XVIII — начало XIX века. Из Выго-Лексинского общежительства). Фото: МИИ РК

«На Севере долго сохранялись традиции, верность образцам. Даже в XVIII веке, когда во многих храмах старинные иконы стали заменять на произведения в реалистической манере (живоподобные), сказывалось влияние барокко. В северную живопись все это пришло значительно позже, — говорит Владимир Платонов. — Здесь было очень трепетное отношение к святыне, к образцу».

Термин «северные письма» появился в XIX веке. По словам Владимира Платонова, так старообрядцы, которые собирали по северным землям иконы дониконовской эпохи, назвали группу икон, которые, как им казалось, не относятся ни к одной большой школе. Считалось, что это работы народных мастеров — чаще всего не очень мастеровитые, не очень качественные.

Владимир Платонов в зале постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Владимир Платонов в зале постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Однако в XX веке понятие «северные письма» наполнилось новым содержанием. Искусствовед Мария Реформатская в своей монографии показала, что северное искусство очень своеобразно, но совсем не примитивно. Понятие «северные письма» перестало быть уничижительным и стало использоваться по отношению ко всем иконам, созданным северными мастерами.

Неяркие краски, обобщенный рисунок, статичная и строго центричная композиция, по мнению ученых, говорит о том, что автор был из новгородской провинции и имел большой талант. Илья Пророк в пустыне (конец XV - начало XVI века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Неяркие краски, обобщенный рисунок, статичная и строго центричная композиция, по мнению ученых, говорит о том, что автор был из новгородской провинции и имел большой талант. Илья Пророк в пустыне (конец XV — начало XVI века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

«Сегодня термин «северные письма» означает те памятники, которые созданы на Севере России. Это не только Карелия, это и Архангельская и Вологодская области, Мурманский край и даже север Урала. Северные иконы имеют свои стилистические, технологические и колористические особенности», — говорит хранитель музейной коллекции «Древнерусское искусство» Алла Мельникова.

Алла Мельникова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Алла Мельникова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Создавали иконы монахи в крупных религиозно-культурных центрах — на Соловках, на Валааме — и в малых монастырях. Иконы писали также священники и дьяконы. Третья категория — это крестьяне, в основном ремесленники. Скорее всего, искусство передавалось от мастера к ученику.

«Святых изображали общехристианских. От византийских, Святого Николая, до русских святых. Все зависело от заказа. Что иконописцам заказывали, то они и писали», — объясняет Владимир Платонов.

Как создавалась икона

Чтобы понять особенности северной иконописи, нужно знать технологию создания иконы. На примере иконы святителя Николая Чудотворца мы сделали графику, с помощью которой показываем все этапы работы иконописца: от выбора доски до готового изображения.

Святитель Николай Чудотворец (конец XV века. Из деревни Вегорукса). Фото: МИИ РК

Святитель Николай Чудотворец (конец XV века. Из деревни Вегорукса). Фото: МИИ РК

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

1. Доска. На севере чаще всего выбирали сосну или липу: дерево должно быть мягкое, гладкое и пористое. На обратной стороне делали шпонки из твердого дерева, например, из дуба, чтобы предотвратить деформацию доски. На лицевой стороне создавали углубление, которое называется ковчегом.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

2. На доску наклеивали ткань (паволоку) и наносили грунт (левкас — смесь клея и мела). У каждого мастера были свои секреты приготовления левкаса, свои пропорции. Затем доску вышкуривали до гладкости.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

3. На залевкашенной доске делали рисунок (прорись).

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

4. Золотили отдельные участки — нимбы и фон.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

5. Писали икону темперными красками, созданными на основе натуральных пигментов и яичной эмульсии (желток с добавлением воды и уксуса или вина). Сначала наносили основные цвета — «роскрышь».

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

6. Потом моделировали формы и одежды. Делали контуры и высветляли необходимые участки.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

7. Прорисовывали лик.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

8. Наносили ассист — специальное клейкое вещество, на которое наносится сусальное золото. Делали надписи.

Этапы создания северной иконы. Графика: "Республика" / Игорь Фомин

9. Покрывали лаком или олифой. Олифа пропитывала насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом, и служила защитным слоем.

Как в Карелии собирали иконы

Самая большая коллекция иконописи в Карелии, насчитывающая около 2500 экспонатов, хранится в республиканском Музее изобразительных искусств.

Иконы в Карелии начали собирать во второй половине XIX века. Большая часть дошедших до нас икон — из Обонежья и Западного Поморья.

В 1903 году в Олонецкой губернии было основано Олонецкое епархиальное древлехранилище. Основу его фонда составили художественные ценности, вывезенные из Выгорецкой пустыни — крупного старообрядческого центра. После революции коллекция древлехранилища была передана Карельскому государственному краеведческому музею. Она пополнялась в 1920-1930-х годах иконами, реквизированными из закрывшихся храмов.

В годы Великой Отечественной войны много икон по районам Карелии собрали, а затем вывезли финны. Так, финский историк архитектуры Ларс Петтерссон за полтора года собрал сотни предметов искусства из сельских церквей и часовен Заонежья. После войны по мирному договору с Финляндией в Россию практически все вернули.

С момента создания в Петрозаводске в 1960 году Музея изобразительных искусств, которому передали собрание икон краеведческого музея, искусствоведы начали часто выезжать в районы Карелии и собирать там уцелевшие памятники древнего искусства. Благодаря этой работе сформировалась бесценная коллекция древнерусской живописи. Ученые спасли от уничтожения и расхищения особенно ценные памятники XV-XVII веков. Но многие иконы были украдены — и в итоге оказались в частных коллекциях и за рубежом.

 

«Самыми ценными считаются иконы более раннего времени написания — это XIV-XV века, начало XVI века, — рассказывает хранитель музейной коллекции «Древнерусское искусство» Алла Мельникова. — Прежде всего потому, что их сохранилось очень мало. И в силу того, что они представляют собой классические образцы новгородской школы иконописи».

Особенно интересны специалистам иконы, обладающие ярко выраженной стилистикой. В  карельском Музее изобразительных искусств это иконы конца XV-XVI века: «Божья Матерь Смоленская» из деревни Кинерма, иконы из Пудожского района — знаменитые «Илья Пророк в пустыне» и «Илья пророк» из деревни Пяльма, икона «Святой Власий» из села Мегрега Олонецкого района, более поздние иконы из различных районов Карелии, например, Сегозерья, Тубозера, поморские памятники. Ну и, конечно, иконы так называемой «Кижской коллекции», которые частично хранятся в фондах нашего музея, а частично в фондах музея-заповедника «Кижи».

 

В чем особенности северного стиля

На работу иконописцев несомненно влияли местные традиции народного творчества, воплощенные в резьбе по дереву, вышивке, пластике, отмечает Владимир Платонов. Часто мастера на Севере использовали местные, а не привозные красочные пигменты. Так что на наших иконах можно увидеть:

  1. северные декоративные орнаменты,
  2. приглушенный колорит,
  3. более заметную контурную линию,
  4. лаконичные и геометричные формы,
  5. иногда упрощение содержания образа: нейтральный фон, меньше деталей.


Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма)

Владимир Платонов отмечает особенности иконы «Пророк Илья»: нет ярко выраженного ковчега, он лишь слегка намечен, на обороте вставлена одна узкая шпонка вместо обычных двух. Живопись в новгородских традициях: лик — в светло-коричневых тонах с голубовато-розовыми тенями, смягченные черты. В выражении лица святого специалисты указывают на доброту, участливость и вместе с тем силу. По мнению Платонова, пряди волос и бороды создают своеобразный орнамент. Искусствовед Энгелина Смирнова считает, что в этой иконе видно влияние идеалов «рублевской» эпохи. Исследователи не сходятся во мнении относительно первоначального фона иконы: он мог быть киноварным (красным) или золотым.


Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма)

Другая икона из деревни Пяльма «Апостолы Петр и Павел» сделана на такой же тонкой доске и с использованием похожих цветов.

«Близок по тону голубой цвет милоти (плащ из овечьей шерсти — прим.ред.) Ильи и хитонов апостолов», — пишет в своей книге «Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья» Владимир Платонов. Однако красочные слои на двух иконах положены по-разному. На иконе Пророка Ильи более жидко. Поэтому ученый склоняется к тому, что пророка и апостолов писали два разных мастера примерно в одно время — в середине XV века.


Святой Власий (конец XV - начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Святой Власий (конец XV — начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Святой Власий (конец XV — начало XVI века. Из села Мегрега)

Икона «Святой Власий» считается одной из самых ценных в коллекции. Мастеру удалось создать образ высокой духовной просветленности. Лик написан «с использованием редкого светлого-охристого оттенка, который тонко прописан розоватыми белилами», пишет Платонов. Благодаря этому достигается эффект мягкого свечения. Здесь активны линии контура и складок одежды. Фон светлый оттенка слоновой кости. Светлый жемчужный колорит, четкие геометрические формы в построении фигуры святого.

«Вероятно, икона святого Власия писалась для первоначальной кладбищенской часовни села Мегрега, позднее замененной церковью святых Флора и Лавра. В храме, посвященном святым — покровителям коневодства, закономерно было поместить икону святого Власия — защитника домашнего скота», — предполагает в своей книге Владимир Георгиевич.


Как читать икону

Современному человеку, воспитанному на классических образцах европейской живописи с ее достижениями в области перспективы, светотени и объемного изображения, не всегда понятны красота, изящество и символизм древнерусского искусства.

Чтобы понять икону, нужно уметь считывать ее символы. А также знать несколько основных принципов:

  1. Икона изображает не человеческий, а божественный мир. Это не портрет святого, а его лик — «видимый образ невидимого» (Иоанн Дамаскин).
  2. В иконе используется обратная перспектива. Предметы изображены не с точки зрения смотрящего человека, а с точки зрения святого. Опять же потому, что это другой мир, горний.
  3. В иконе по-другому представлено не только пространство, но и время. На одной иконе могут быть изображены несколько событий, которые происходили в разное время (согласно Библии или житию, например).
  4. Важная информация для верующего передавалась через символы — цвета одежды и фона, изображенные предметы, позу святого.
  5. На иконе чаще всего подписано, какой святой на ней изображен.
  6. Молятся не иконе, а изображенному на ней святому. Икона должна только помогать в молитве.

Красный ромб с вогнутыми сторонами символизирует мир невидимый, голубовато-зелёный овал - мир духовный, красный прямоугольник - Землю. В углах прямоугольника изображены символы четырёх евангелистов - телец, орёл, лев и ангел. «Спас в силах» (конец XVI - начало XVII века из села Ковда). Фото: МИИ РК

Красный ромб с вогнутыми сторонами символизирует мир невидимый, голубовато-зелёный овал — мир духовный, красный прямоугольник — Землю. В углах прямоугольника изображены символы четырёх евангелистов — телец, орёл, лев и ангел. «Спас в силах» (конец XVI — начало XVII века из села Ковда). Фото: МИИ РК

А теперь проведем виртуальный мастер-класс: «прочитаем» одну из самых интересных икон из постоянной коллекции Музея изобразительных искусств РК — «Огненное восхождение Ильи пророка, с житием». Ее нашли в церкви Успения Богоматери и пророка Ильи Водлозерско-Ильинского погоста. Узнаем историю жизни святого, разберем особенности этой иконы, послушаем мнение искусствоведа.

Уникальной эта икона считается потому, что специалисты смогли установить ее автора. Это большая удача, ведь по традиции иконы никогда не подписывали. Принадлежность древнерусских произведений автору определяется, как правило, по дополнительным источникам. Но в случае с этой иконой художник подписал свое произведение, причем в зашифрованном виде — криптограммой на нижнем краю доски. Надпись гласит, что икону написал некий дьяк Игнатий Пантелеев из села Тубозеро в 1647 году.

Эта житийная икона: на ней кроме самого святого изображены на так называемых клеймах сцены из его жизни и его духовные подвиги. Чтобы понять рисунок, надо знать житие изображенного святого, проще говоря — его биографию.

Читаем житие пророка Ильи:

Пророк Илья — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета.

Он родился в Фесвии Галаадской (сейчас северо-запад Иордании) за 900 лет до Рождества Христова. Когда младенец появился на свет, у отца Ильи, Сахава, было видение: ангелы приветствовали младенца, пеленали его огнем и кормили пламенем.

С огнем — прямом и переносном смысле — будет связана вся жизнь Ильи. С детства он был пламенным ревнителем благочестия и верил в единого Бога. Жил в пустыне, много молился и постился.

В то время правил нечестивый израильский царь Ахав. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять язычество, поэтому в стране культивировалось поклонение Ваалу — жестокому языческому богу-громовержцу. Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убийство детей в огне.

Илья молился, чтобы Бог вразумил царя и развращенный им израильский народ — и Бог поразил землю трехлетней засухой. Пророк же, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ в то время страдал от зноя и голода.

Когда поток высох, Илья отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. Женщина не пожалела последней горсти муки и масла для пророка, и с тех пор пища всегда была в ее доме. Илья совершил еще одно чудо: оживил внезапно умершего сына вдовы.

На третий год засухи пророк вернулся к Ахаву и предложил устроить состязание с жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, Илья предложил сделать два жертвенника: один — для Ваала, другой — для поклонения единому Богу.

«На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илья, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. А на жертву пророка снизошел огонь, несмотря на то, что на его жертвенник лили воду.

Тогда народ познал силу единого сущего Бога, жрецы Ваала были убиты, а засуха закончилась.

Жена Ахава захотела отомстить Илье за смерть жрецов, и пророку снова пришлось скрываться в пустыне. На горе Харивь почти отчаявшемуся Илье явился сам Господь. Он указал пророку на Елисея, который впоследствии стал учеником и преемником Ильи.

Пророка Илью Бог взял на небо живым, он вознесся за облака на огненной колеснице. До Ильи живым на небеса был взят лишь Енох, живший еще до Потопа.

В житие пророка Ильи есть и другие герои, которые изображены на иконе: Охозия — преемник Ахава, Илья обличил его за его обращение к идолу Вельзевулу. Азаил — сирийский царь, современник Охозии, был слугой царя Венадада, задушил своего господина мокрым одеялом, а затем занял престол.

По преданию, пророк Илья явится на Землю снова — прямо перед вторым пришествием Христа и во время проповеди примет телесную смерть.

На интерактивном изображении иконы «читаем» клейма и детали:

Слушаем комментарий специалиста:

Владимир Платонов называет эту икону классическим образцом северной живописи.

«Решение клейм выдает руку северного иконописца. Повествование ведется без стремления к разнообразию поз или оживленной жестикуляции. Беседа действующих лиц передается скупыми жестами. Композиции немноголюдны и построены симметрично», — описывает произведение Владимир Георгиевич.

Как сохраняют иконы

Благодаря профессиональным реставраторам мы в XXI веке можем увидеть произведения, написанные много веков назад. И надо сказать, Карелии с реставраторами повезло.

Неоценимую роль в сохранении коллекции Музея ИЗО сыграл Александр Байер. Александр Иванович окончил Ленинградское художественное училище имени Серова, получив специальность художника-реставратора масляной живописи. Практические занятия его курса проходили на базе Русского музея и Эрмитажа. В 1970 году Байер приехал по распределению в Петрозаводск.

Александр Байер. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Александр Байер. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«В студенческие годы мы с приятелем объездили всю среднюю полосу России. Я видел, как выглядели маленькие города страны в те годы. И когда в 1969 году я в первый раз увидел Петрозаводск, он мне сразу понравился — чистотой, порядком, организованностью. Среди малых городов он выглядел на порядок лучше. Через год я приехал сюда, и окарелился, остался», — рассказывает Александр Иванович.

По словам реставратора, фонды древнерусской живописи в 70-е годы были в ужасном состоянии.

«Иконы разрушались так, что мы метелкой подметали левкас с пола. Потрясающая коллекция, интереснейшая, но состояние было ужасающее. Поэтому лет восемь я пахал в основном на консервацию произведений», — вспоминает Байер.

Только в летнее время реставратору удавалось выезжать в районы республики. Серьезную работу по консервации и реставрации древнерусской живописи Байер провел в Успенском соборе Кеми, где иконы были уже в аварийном состоянии. Раскрыл уникальные иконы Деисусного чина (ряд икон иконостаса, где в центре изображен Христос) XVI века из Зосимо-Савватиевского придела этого храма.

 

Раскрытие

— удаление загрязнений с поверхности иконы. Многие старинные иконы попадали к реставраторам сильно загрязненными, в копоти — так, что порой не видно было изображения. Поэтому старые иконы иногда называют «черными досками».

«Открылись потрясающие вещи начала 16 века новгородского письма. Супер вещи, — говорит Байер. — Сейчас они находятся в музее, но судьба их, к сожалению, до сих пор не определена».

Реставратор считает, что такие ценные образцы древней иконописи должны храниться в музее, в специальных условиях, и не должны передаваться в церкви, где необходимые условия создать практически невозможно.

«Самое сложное — не замучить вещь реставрацией, а найти ключик, который наиболее полно решит вопрос. Вернуть утраченное или травмированное невозможно — для меня это бесспорный факт. Попытки воссоздать первоначальный вид, я считаю, это абсурд и неуважение к памятнику. Когда мы пытаемся воссоздать, мы всегда вносим себя в эту вещь. Какие-то дополнения делаем, которых не должно быть», — уверен Байер.

Деисусный чин (первая половина XVI века. Из деревни Часовенская). МИИ РК

Деисусный чин (первая половина XVI века. Из деревни Часовенская). МИИ РК

Иногда при исследовании иконы специалисты обнаруживают, что под верхним изображением есть еще одно — более древнее. Использовать старые иконы для новой живописи в XVIII и XIX веке считалось обычным делом. Чтобы снять верхний слой, специалисты, как правило, используют растворители и скальпель — фактически срезают верхнее изображение. Однако такой метод не гарантирует полной сохранности нижнего слоя. Александр Байер разработал уникальную технику, благодаря которой с иконы можно без скальпеля снять верхнюю запись и сохранить таким образом оба произведения.

«Я разработал метод, при котором не требуется хирургического инструмента. И даже не требуется промежуточного олифового слоя. Дело в том, что красочные слои, созданные в разное время, все равно между собой имеют хоть какой-нибудь — хоть пылевой — разделительный слой», — объясняет мастер.

В силу разных технологий письма нижний красочный слой и записи (поздние изображения, нанесенные сверху на икону) по-разному реагируют на растворители. А так как иконопись — это живопись не отдельными красками, а колерами, то эти красочные слои, как правило, разные, говорит Байер. И вот если специалист почувствует эту разницу, то сможет нарушить связь между слоями. На записи создается основа, которая позволяет снять картинку тыльной стороной.

Работу Александра Байера в реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств сегодня продолжает заведующая сектором реставрации Мария Смирнова.

Мария Смирнова. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Мария Смирнова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Мария Федоровна сейчас реставрирует уникальную икону, которая попала в музей с коллекцией из Олонецкого древлехранилища. Это икона редкого святого великомученика Мины, XIX века.

«Святой Мина был воином, поэтому мы видим лук, колчан со стрелами, шлем. Дальше на иконе — часть пейзажа: деревья, растения, выше идет небо с легкими облачками. Сверху лик Иисуса Христа — Спас Нерукотворный», — описывает икону реставратор.

Искусствовед Владимир Платонов определяют эту икону как один из интереснейших образцов старообрядческой живописи очень высокого уровня.


Святой Мина. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Святой Мина. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Святой Мина — один из наиболее почитаемых и любимых святых в Египте, в Греции и на Кипре. По преданию, Мина родился в Египте, в семье язычников и стал воином. Но, видя жестокие гонения христиан, оставил службу и тайно поселился на горе. За принятие христианской веры язычники подвергли Мину страшным пыткам и убили. В христианском мире известны многие посмертные чудеса святого великомученика. На Кипре верят, что молитвы святому Мине могут излечить от любой болезни.

«Мы сделали рентген этой иконы, и оказалось, что золотые поля были нанесены позже. То есть внизу находится другая живопись. В некоторых местах видно, что идет другой узор. В процессе реставрации открылся текст, который не был виден», — рассказывает Мария Смирнова.

После полного раскрытия икона святого Мины будет тщательно исследована. Ее ждут научные конференции и выставки.


Всю работу по раскрытию иконы Мария Федоровна проводит под микроскопом, училась этому на специальных курсах в Русском музее.

«Мы работаем микроинструментами. Вот специальный микроскальпель: у него режущая головка 0,4 см. Под микроскопом это как большая лопата, — рассказывает Мария Федоровна. — Растворитель: смесь спирта с пиненом, то есть это очень легкий состав, который растворяет покровный слой, а потом я его микроскальпелем удаляю. Главная задача — оставить совсем тоненький слой лака, примерно миллиметр».

 

Сложность работы реставратора в том, что с разных участков иконы надо по-разному удалять загрязнения: где-то растворитель нужен посильнее, где-то полегче, где-то надо просто медленнее работать. Декоративные элементы, нанесенные на золоте черной краской, требуют одной технологии. Серебряные участки — другой.

«Сложнее всего работать на золоте. Оно легко отслаивается. И с надписями непросто. Бывает, что в них было меньше связующего вещества, поэтому они как бы на поверхности лежат», — говорит Мария Смирнова.

Что касается процесса самой реставрации, то все тонировки темперной живописи специалисты делают акварельными красками, чтобы при необходимости можно было все убрать и вернуться к первоначальному — авторскому — варианту. Именно его сохранение для следующих поколений является для реставратора первостепенной задачей.

Фрагмент иконы Александр Невский. Эту икону Мария Смирнова будет реставрировать в этом году. Нужно успеть до нового года: в 2021 году большой юбилей Александра Невского - 800 лет. МИИ РК. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Фрагмент иконы Александр Невский. Эту икону Мария Смирнова будет реставрировать в этом году. Нужно успеть до нового года: в 2021 году большой юбилей Александра Невского — 800 лет. МИИ РК. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Мария Федоровна знает случаи, когда реставраторы икон через свою работу приходили к вере, воцерковлялись.

«Верующий лучше поймет икону, ее образы, — говорит Смирнова. — У меня в работе часто бывают такие случаи. Это само собой происходит. Реставрация иконы завершается к какому-то своему времени. Бывает, я внутренне понимаю, что сейчас должна заниматься только вот этой иконой. Завершаю реставрацию — и вдруг узнаю, что на следующий день праздник этой иконы. Это было уже не один раз и не два…»

Как пишут иконы в современной Карелии

В последние десятилетия в Карелии строятся и реставрируются храмы, поэтому нужны не только реставраторы, но и иконописцы.

Иконописная мастерская православного прихода храма Рождества Богородицы в Кондопоге работает с 1994 года. За это время мастера создали восемь иконостасов для храмов Карелии, Санкт-Петербурга, Мурманской области, а также большое количество икон для церквей в России и за рубежом.

О работе кондопожской иконописной мастерской рассказывает сюжет телеканала «Сампо ТВ 360», посвященный созданию иконы «Собор Карельских святых» для храма Александра Невского в Петрозаводске.

https://eb.utuoy/BjsVIQeTuwU?t=18

 

Мастерская занималась разработкой иконографии многих икон карельских святых: Собора Карельских святых, преподобного Елисея Сумского, преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских, преподобного Афанасия Сяндебского, праведного Фаддея Петрозаводского, новомученика Николая Богословского и многих других.

 

Известен в Карелии и иконописец Дмитрий Юдов. Он приехал в республику 20 лет назад. Родился на Камчатке, учился во Владивостоке в художественном училище, в Петербурге — в Новой Академии изящных искусств. Будучи аспирантом, Дмитрий решил принять участие в проекте для художников Академии: нужно было написать портрет одного из новопрославленных святых. Дмитрий выбрал портрет богослова Игнатия Брянчанинова.

«Стал читать о нем, его труды, съездил в Стрельню в Троице-Сергиеву пустынь, которую он возрождал — и потянуло, решил креститься. А потом очень быстро оказался в Карелии», — рассказывает Дмитрий.

Когда уезжал из Петербурга, думал ненадолго. Хотел передохнуть от шумного большого города, но в итоге остался в Карелии.

Дмитрий Юдов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Сначала Дмитрий задержался в Палеостровском монастыре, стал там послушником. Жил полгода в деревне Толвуя, помогал восстанавливать местную Георгиевскую церковь и писал портрет патриарха Алексия по заказу ныне покойного владыки Мануила. Потом помогал в Петрозаводске обустраивать подворье монастыря, и попутно продолжал писать иконы. Через несколько лет, уже не будучи послушником, встретил свою будущую жену. Женился, стал отцом троих детей. Сейчас много работает на заказ, расписывает храмы. Один из самых крупных объектов — роспись храма в Спасской Губе.

 

Приступая к работе, Дмитрий всегда старается объяснить заказчику, что традиционные древние иконы — самые красивые и правильные. По мнению иконописца, именно они больше всего напоминают первообраз изображенного на них святого человека. Дмитрий считает, что современные мастера должны продолжать традиции древних — в их сдержанности, профессионализме и трепетном отношении к образам.  

И пока есть такие иконописцы, которых вдохновляют наши «северные письма», надо беречь эти драгоценные образцы древнего искусства. А сберегая, стараться как можно чаще их показывать, объясняя современным людям и будущим поколениям  ценность этих древних икон — икон, родившихся и сохраненных на карельской земле.


Дмитрий Юдов. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

«Северные письма» как символ Карелии представляет иконописец Дмитрий Юдов:

— Людям, конечно, понятнее более поздняя иконопись, периода упадка — когда, начиная с XVI века, под влиянием западной живописи стала «портиться» традиционная икона. В иконописи появилось больше живописности, манерности. Но, на мой взгляд, иконы в таком стиле — это уже и не совсем иконы, скорее картины на библейскую тему. Настоящие иконы — как раз те, древние, что сохранились в музеях, в том числе и здесь, на севере — наши «северные письма». А еще произведения современных иконописцев, которые стараются следовать традиции и писать иконы в древнерусском стиле. Такая иконопись, с одной стороны, простая и минималистичная, но с другой стороны, в ней нет ничего лишнего. Древние мастера творили с молитвой, следуя канону. Например, Андрей Рублев и его сподвижник Даниил Черный, или чуть позже Дионисий. Так же работали мастера Обонежья — в духе Рублева.

Когда декоративные элементы начали выпячиваться, выходить на передний план: жемчуга, камешки, узорчики — лики на иконах стали уже не такие одухотворенные, не такие красивые, на мой взгляд. А ведь в лике — вся суть.

В иконе главное — духовная составляющая, влияние на душу человека, который молится. Мой первый учитель говорил: все святые, которых я рисую, если я все правильно делаю, с благоговением,- то они мои предстатели на небе, мои молитвенники. В день Страшного суда эти святые будут моими заступниками.


Иконы, представленные в материале с пометкой «МИИ РК», можно увидеть в постоянной экспозиции и на временных выставках Музея изобразительных искусств Республики Карелия.

Внимание! Изображения икон являются собственностью Музея изобразительных искусств Республики Карелия, любое их использование, за исключением личных целей, запрещено. Это будет нарушением закона.


При подготовке материала использовались следующие источники:
книга Владимира Платонова «Художественное наследие Карелии. Древняя иконопись Обонежья и Западного Беломорья»;
каталог выставки «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья середины — второй половины XVII века: иконы из собраний музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия (г. Петрозаводск, 22 декабря 2017 года — 18 марта 2018 года).


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Ирина Добродей, журналист, автор текста
Любовь Козлова, фотограф
Леонид Николаев, фотограф
Сергей Юдин, фотограф
Игорь Фомин, графика
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!