Регата

Онежское озеро непредсказуемо: то шторм и буря, то полный штиль. Поэтому парусные гонки на Онего яхтсмены считают экстремальными. Еще один плюс — масштаб, до 500 морских миль за многодневный переход. О регатах, парусах и капитанах — в нашем проекте «100 символов Карелии».

По курсу Карелия. Фото: Игорь Георгиевский

По курсу Карелия. Фото: Игорь Георгиевский

Слово яхта пошло от голландского jagen (гнать, преследовать) не случайно. Первые предки современного судна появились ещё в 16 веке. Тогда легкие и маневренные лодки европейцы использовали для защиты от пиратских набегов.

Прогулки на яхтах в широкую моду вошли чуть позже. Сначала голландцы увлекли ими членов королевских семей, а затем и весь мир.

В России время яхт настало в Петровскую эпоху. В 1698 году король Англии и штатгальтер Голландии Вильгельм III Оранский подарили русскому государю яхту The Transport Royal.

Быстроходное европейское судно, оказавшись в Архангельске, серьёзно повлияло на зарождение западной кораблестроительной культуры на Русском Севере.

Пётр много путешествовал под этим парусом, изучал опыт зарубежных судостроителей и сам проектировал лодки. «Потомственный Невский флот», созданный по приказу самодержца, сегодня считается предшественником современных яхт клубов.

 

Знаковое для российского парусного спорта событие произошло в 1847 году: на территории Финского Залива прошла первая регата. Впервые на гонку вышли 7 яхт.

Онего

Парусные гонки на Онего профессионалы считают экстремальными. Здесь проходят все циклоны Атлантики: волны короткие и крутые, направление ветра изменчивое, погода непредсказуемая — от полного штиля до штормового ветра.

—  Финны говорят: «Да у вас на Онеге — гонка на выживание» — рассказывает яхтсмен Александр Высоких. — Из-за этого и едут. Ходить просто по штилям — скучно. А тут вода десять градусов, дождь и ветер. Всё меняется, мобилизуются силы.

Кардент - 10% скидка пенсионерам в сентябре


 

Александр Высоких. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

Александр Высоких. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

История, случившаяся совсем недавно, во время фестиваля «Онежский бриз»: в Карелию с Балтийского моря пришел циклон. Сильный и порывистый северный ветер достигал 5-10 метров в секунду. Уже после парада лодок серьезно пострадали шесть яхт, у одной упала мачта.

И это далеко не единственный случай. Во время Онежской регаты экипажи не раз сталкивались со штормом.

 

 

Трудно и в штиль, когда регата зависает и на последней миле может решится вся гонка. Говорят, что в такие моменты опытные яхтсмены определяют направление ветра по ощущению на коже. Кто обладает этой сверхспособностью — медленно, но верно движется вперед. А кто-то, не выдержав испытания безветрием, заводит двигатель и уходит в порт.

— Главное в такой ситуации — грамотная работа экипажа. В обычное время в коллективе дружеские, почти семейные отношения, но во время гонки — как в армии, — объясняет молодой рулевой Алексей Александров. — Капитан отдает приказы. Вопросов быть не должно. Если сказано, значит, надо делать, а там уже за нас разберутся.

Онегомедиа

 

 Александр Александров. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

Александр Александров. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

— Иногда гонка проходят дольше суток, как это бывало на Онежской регате. Кто-то стоит на вахте, кто-то отсыпается, потом смена. Одному человек тяжко. Но у нас менялись только матросы — капитану хватало сил контролировать всю ситуацию 24 часа.

Онежская регата

Одна из самых старых и престижных парусных регат в стране — наша. Впервые она прошла ещё в  1972 году, по инициативе столичных яхтсменов. Тогда на единственную дистанцию в сто морских миль вышли восемь экипажей.

Позже соревнования стали всесоюзными и получили имя Кубок Онежского озера. В 1987 году на регату прибыли 164 яхты — этот рекорд так и не был побит. В Карелию отправлялись яхтсмены со всей всей страны, со всего мира. Общая длина гонок достигала 500 морских миль.

 

 

—  70 — 80-ые годы были расцветом Онежской регаты — рассказывает капитан одной из яхт Александр Экало. — Здесь собиралось полторы сотни лодок — многие привозили из Москвы и других стран, было безумно интересно следить за ними. Жалею, что не успел сам поучаствовать.

Банковский кубок

2011 год, новый этап в отечественном парусном спорте. Впервые совместно с Онежской регатой в Карелии провели престижную московскую гонку — Банковский кубок.

Его организуют Федерация парусного спорта России и Ассоциация российских банков. Статусно и перспективно: республика получает туристов, Банковский кубок — новый простор для гонок.

В 2011-ом генеральным спонсором регаты, одним из учредителей Банковского кубка и Президентом российской ассоциации яхт класса «Дракон» был Василий Сенаторов. Издатель журнала «YACHT Russia» и гонщик

— В странах, где крепкий средний класс, парус не считается элитным видом спорта, — считает Василий. — В Швеции приблизительно 80% взрослых людей в своей жизни имели практику хождения на яхте, парусные лодки чуть не у каждого пятого. За границей, чтобы иметь яхту, не надо быть Абрамовичем. Возьмите немецкую статистику: в Германии активно занимаются парусом больше полумиллиона человек (я имею в виду не спортом, а туризмом). У нас на всю Россию всего 20 тысяч спортсменов.

 

 

Кубок острова Суйсари

Раньше республику на крупных карельских регатах представляли около пяти экипажей. Соревнования проводились больше для приезжих спортсменов и зрителей.

Сегодня местные любители парусного спорта проводят свои — клубные гонки. Одна из них — Кубок острова Суйсари длинною в 60 морских миль.

 

 

В этом году собрание капитанов прошло скромно. На регату заявилось только 6 экипажей — все свои. Среди участников — победитель прошлых соревнований Александр Высоких и на крейсерской яхте «Восход». Соревнования он не пропускает по двум причинам: верность клубу и любовь к парусному спорту:

— Хорошая лодка — гоночная, такую лодку иметь и не гонять — так лучше застрелиться. Был бы у тебя гоночный болид, ты бы его в гараже стал держал?

Кижская регата

Сегодня титул самой популярной в республике носит уже другая — Кижская регата. На территории музея-заповедника она проходит два десятка лет, и каждый раз собирает десятки зрителей и участников.

Сравнивать эти соревнования с Банковским кубком или Онежской регатой не совсем корректно. Строго говоря, Кижская регата — это фестиваль традиционного судостроения и судоходства.

Сегодня он включен в национальный календарь событий России и ежегодно представлен на крупнейших международных туристских выставках.

 

 

Детские регаты

Опытные яхтсмены готовят будущих гонщиков в парусных школах, одна из них работает при Клубе любителей водного туризма. Здесь прошли курсы почти три десятка новобранцев, скоро выпустятся ещё десять.

Детские соревнования в Карелии проходят три раза в год. Стараются брать юных яхтсменов и на взрослые гонки — так они входят в серьезный парусный спорт.

«Айс», экипаж на судне. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

«Айс», экипаж на судне. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

— В жизни нашего клуба школа играет всё большую роль — рассказывает Андрей Кузьмин, председатель спортивного совета Клуба любителей водного туризма. — Школа мобилизует, заставляет проводить гонки по международным правилам. Нам порой, может, и лень что-то делать — а им хочется. Стараемся соответствовать, помогать во всём.

Чтобы в перспективе занимать призовые места,  нужна поддержка на государственном и региональном уровне. Недавно для обучения курсантов старшего возраста выделили два новых судна. Будут учиться — чтобы показать себя на следующих крупных соревнованиях, которые пройдут в год столетия республики.

Андрей Кузьмин. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

Андрей Кузьмин. Фото: ИА «Республика» / Эдуард Тур

Яхты и регаты как символ Карелии представляет Андрей Кузьмин, председатель спортивного совета Клуба любителей водного туризма:

— Онежское озеро очень интересная акватория. Оно сильно изрезано, береговой рельеф сложный, много островов, с каждой губы дует свой ветер. Погода постоянно меняется — от штилевой и жаркой, до холодной дождливой с сильными ветрами. За это его выбирают и любители и профессионалы.

Онежская регата, когда была большой, была настоящим символом республики. Крупнейшие и старейшие соревнования по парусному спорту в стране. Когда-то для класса четвертьтонников здесь проводили свой собственный чемпионат — он был единственным в России, а позже стал одним из этапов кубка.

Да и сама по себе Онежская регата была зрелищем: люди видели старт и финиш, гордились тем, что к нам приезжали известные экипажи и красивые яхты. Сегодня для развития парусного спорта ставку нужно делать на своих спортсменов, нужно готовить детей и устраивать собственные регаты. Мы стараемся проводить их на клубном уровне — именно так когда-то начиналась и сама Онежская регата.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, редактор
Эдуард Тур, автор текста и снимков
Игорь Георгиевский, фотограф
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!