Национальный костюм

Карельский костюм в XXI веке — какой он? Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Финляндию, в сценическом читает рэп на ливвиковском актер Национального театра. Об истории и сегодняшнем дне народного костюма — в нашем проекте «100 символов Карелии».

Ольга Степанян: и ткать, и вышивать. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Карельские аксессуары от Ольги Степанян. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

— Я как приехала в Петрозаводск много лет назад, так и влюбилась в Карелию навсегда, — говорит Ольга Степанян, художник по текстилю, дизайнер украшений, автор многих современных национальных костюмов.

— Что меня сразу зацепило, отчего сердце подтаяло? Уличные вывески на финском языке, город чистый и красивый. А природа? Я же лесной зомби, рыбак. Это всё мое, могу целыми днями на озере пропадать. Скалы, озера, деревья – вот тебе вдохновение.

И всё это отражено в нашем национальном костюме. Карельский колорит – во внешности людей, в деревянной архитектуре, в кухне – во всем. И в одежде свою любовь можно выразить.

 

 

— Сейчас мне нравится делать именно современный народный костюм, носибельные варианты, — говорит Ольга. — Мы же не хотим только в музеях выставлять сарафаны, повойники и мужские жилетки? Чтобы традиции сохранялись, они должны стать частью нашей жизни. Даже если это просто серёжки-морошки.

Я шью и ношу эту одежду. И не только юбки-сарафаны, я люблю традиционную обувь (пьексы, с острыми загнутыми носами: раньше их такими шили, чтобы лыжи не сваливались).

Сегодня много заказов: и мужчины, и женщины хотят видеть в своем гардеробе национальную одежду или аксессуары. И желающих становится все больше, потому что это удобно, потому что это красиво. Сейчас дефицита одежного нет, но теперь мы хотим быть не похожи на других.

КарДент - сеть стоматологических клиник


 

— В далекие годы «Карелшвейбыта» я отшивала народные костюмы для ансамблей, — вспоминает Ольга Степанян. — Делала и представительские, и вечерние наряды. Познакомилась тогда с Виолой Мальми, она дала мне столько информации! Причем всё, что я узнала, только приблизило прошлое. Виола показала, что народное – это не сто и не двести лет назад. Это реальная жизнь.

Сегодня информации по народному костюму (карельскому, финскому, вепсскому) много. И в архиве, и в библиотеке Национальной можно посидеть: каждый раз я нахожу что-то интересное. И выставок тематических много. Это правильно: люди должны знать о своих корнях как можно больше.

 

Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен

Святозерские карелы. 1920-е годы, автор неизвестен. Фото из фондов Национального музея Республики Карелия

Что же мы знаем о корнях? Как одевались наши предки?

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. И описал для нас тогдашние моды.

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

 

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

 

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета. Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые, девочки одевались лет с двенадцати.

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели отправились в русскую Карелию — за самоидентичностью. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Онегомедиа

 

 

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Несколько лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

 

Реконструкцией много лет занималась и Татьяна Яшкова, автор книги о традиционном костюме Карелии. Сценическим национальным костюмом – Алла Власенко, Алексей Медведев (для ансамбля «Кантеле», хора «Теллерво»).

Больше тридцати лет проектирует и шьет представительские и сценические национальные костюмы Ирина Порошина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

 

 

Традиционный костюм Карелии не быстро, но становится модным. И если руки растут из нужного места, вы можете влиться в ряды тех, кто шьёт, плетёт, вышивает — и реплики (точные копии исторических нарядов), и современную одежду с элементами национального колорита.

Можно начать с соцсетей. К примеру, группа во «ВКонтакте» — «Традиционный костюм Карелии». Здесь и старинные фотографии, и музейные образцы, и литература по истории карельского костюма. Узнаете об особенностях одежды народов республики, русских и финно-угров.

За настоящей стариной можно отправиться в Национальный музей. В постоянной экспозиции «Северная кадриль» — уникальные предметы одежды из Каргополья конца XVIII — первой половины XIX веков: сарафан-матурник, головные уборы «подчелки», рубаха-долгорукавка. Текстиль столь почтенного возраста — редкость в музеях.

 

 

– В Финляндии это очень распространено – ходить в народном костюме, – говорит актриса Национального театра Карелии Александра Анискина. – Необязательно одеваться с головы до ног, как твоя прабабушка. Но исторические элементы в повседневной одежде — это очень популярно. Финны на любой праздник могут – раз! – и прийти в джинсах и кофте национальной. А у нас такого пока мало.

Вот эта юбка, что на мне, очень похожа на финскую традиционную, и её вполне можно носить просто с ботинками и свитером. Костюм сшила Ольга Степанян, я вела в нем песенный праздник в Сортавале.

Александра Анискина, актриса Национального театра Карелии. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Александра Анискина, актриса Национального театра Карелии. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

— У нас в Национальном театре костюмов, наверное, штук тридцать – и мужских, и женских. Но они средневековые, пошиты из тяжелых тканей, летом целый день в таком не проходишь. И мы с Центром национальных культур придумали вот такой вариант: современный костюм с национальным колоритом.

Даже не с национальным — интернациональным. Тут и карельские, и финские мотивы. Фибулы, свободный крой. По-моему, это вообще похоже на «Игру престолов»!

Александра Анискина. Фото: ИА "Республика" / Любовь Козлова

Александра Анискина. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Национальный костюм как символ Карелии представляет Александра Анискина, актриса Национального театра:

– Народный костюм – символ, причем очень душевный. Мне каждый раз приятно видеть, когда на праздники люди приезжают в национальных костюмах. Не для работы, не выступать, а просто так, в гости. Сразу понимаешь, что для человека это много значит.

Когда носишь такой костюм – ты гордишься. Как бы говоришь этим: я карел. Я вепс. Я из карельской республики. И в таком костюме ты сразу (автоматически!) сам становишься символом Карелии.

 

 


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Любовь Козлова, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Леонид Николаев, фотограф
Елена Кузнецова, консультант проекта

 

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!