Кюккя

Yks, kakš, kolme, nellä — начинаем со считалки. Хочешь не хочешь, а заговоришь по-карельски. Итак, кюккя: правила просты, соревноваться можно и во дворе. Всё, что нужно для игры, — биты и кюккя. Об истории национальных городков в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

 



Название kyykkä пришло из карельского языка, именно так эту игру сегодня называют и карелы, и финны. Произносить можно с длинной «ю» (kyykkä) и с короткой (kykkä). А вот писать по-русски филологи рекомендуют с одной буквой «ю», хотя жесткого правила на этот счет нет.

У самой игры правила давно устоялись. По сути, kyykkä можно считать отдельной дисциплиной внутри городошного спорта: на чемпионатах мира по городкам соревнования проходят в трех направлениях — классические  городки, еврогородки и кюккя (по историческому недоразумению именуемые «финскими городками»).

— Сегодня в Карелии уже все знают, что такое кюккя, — говорит Евгений Каракин, председатель Федерации городошного спорта Карелии. — Игра демократичная, на свежем воздухе. Играть можно круглый год, нужна только ровная площадка. Биты для детей (они поменьше) можно на уроке труда в токарке выточить. Но и заказать профессиональный набор тоже не проблема.

Поскольку правила игры принципиально отличаются от правил русских и еврогородков, кюккя в будущем может стать и отдельным видом спорта. Федерация и Минспорт республики работают над тем, чтобы придать kyykkä статус национального вида спорта Республики Карелия.

Евгений Каракин. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Евгений Каракин. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Игра с историей

Как давно карелы играют в кюккя, не скажет никто. Первое письменное упоминание встречается в 1828 году, в записках Элиаса Лённрота:

«В воскресенье, 8 июля, я дошел до местечка Кесялахти, которое относят уже к Карелии. Мальчишки у дороги бросали биту. Я остановился и стал наблюдать за их игрой. Вскоре здесь же собралось несколько мужчин, и один из них сообщил мне, что знает немало рун. Мы зашли в бли­жайший дом…»

… и тут Лённрот о кюккя забывает, поскольку не за этим пришел он в Кесялахти.

А вот финский исследователь, журналист и фотограф Инто Конрад Инха в 1894 году повторил путь Лённрота по Беломорской Карелии, имея в виду не только руны. В своем дневнике он пишет:

«В Лувозере я познакомился со своеобразной игрой, которой раньше не видел. Ее называли кюккя, игрой в городки, она настолько распространена и, наверное, стара по происхождению, что с ней стоит ознакомиться».

И ознакомился:

 

 

На рубеже XIX-XX веков Финляндия была частью Российской империи. В то время многие карелы часто бывали в Великом княжестве, многие там работали. У кого-то были здесь свои лавки, магазины.

Связь между народами была тесной, и в 1906 году в Суоми создается Союз беломорских карелов — по сути, общество карельской культуры (позже, в 1917-м, оно было переименовано в Карельское просветительское общество). Учредили его как раз карельские купцы, осевшие в Финляндии. Они и распространили карельские традиции, в том числе игру в кюккя.

После гражданских войн 1918-1922 годов ряды заметно пополнились беженцами из Карелии (более 10 000 человек). Про кюккя не забывали, а с 1951 года общество начало активную работу по возрождению карельской игры и подняло ее до уровня отдельного признанного вида спорта.

Обратная волна — из Финляндии в Россию — пошла в 1990-х. Подхватили ее столичные городошники, этнические русские. И стали называть кюккя «финскими городками». Но мы-то знаем, что это не так.



Правила

Кюккя, жеребьевка. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Кюккя, жеребьевка. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Считалкой на карельском языке определяют команду, ее капитану которой судья бросает биту. Ее перехватывают ладонью по очереди. Кто захватил биту за ручку, обводит ею вокруг себя, подбрасывает в воздух и ловит. Если капитан биту поймал, его команда начинает игру. Если нет — право переходит к сопернику.

Терминология у народной игры тоже карельская.

kyykkä / кюккя, городок;

• pualikka / бита;

• akka / «бабка», кюккя, находящаяся в городе или на передней границе города (2 очка);

• hauki / «щука», неофициальное название броска, когда бита, не задевая кюккя, пролетает между ними;

• maito / «молоко», неофициальное название броска, когда бита пролетает мимо города;

• pappi / «поп», кюккя, лежащая на боковой или задней границе кона (города) (1 очко).

В карельские городки можно играть командами и один на один. Главная задача — выбить битой максимальное количество кюккя (по возможности все). Они стоят на лицевой линии специально очерченной площадки (города 5 на 5 метров). Чем больше выбито за пределы города, тем лучше. Победитель определяется путем подсчета очков за кюккя, оставшихся в поле. Меньше кюккя в поле — меньше очков — больше шансов на победу.

В кюккя играют на максимально ровном поле (в идеале с гравийным покрытием), зимой — на площадке, очищенной от снега. Между полями команд расстояние в десять метров. Площадка, на которой игрок располагает свои кюккя, представляет собой квадрат со стороной пять метров.

 

 

Для игры в карельские городки не надо выстраивать фигуры, как в русских городках. Кюккя ставятся парами друг на друга на лицевую линию города. По правилам, в высоту кюккя должна быть десять сантиметров, диаметр 65-80 миллиметров. Делают их обычно из березы.

Из того же дерева истинный кюккист делает и биту (закругленную, с ручкой). Размер нынешними правилами ограничен: бита не может быть длиннее 85 сантиметров и толще восьми сантиметров. По весу ограничений нет.

Расстояние для броска зависит от возраста и пола. Дети до десяти лет бросают биту с шести метров, подростки отодвигаются на два метра. Девушки старше 15 лет остаются на отметке в восемь метров, мужчины отходят еще на два метра. После 70 лет гендерная составляющая уже не важна — и женщины, и мужчины бросают с восьми метров.

Евгений Каракин и Александр Петрович Черненок, тренер-общественник. Он же токарь, изготавливает и ремонтирует биты. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Евгений Каракин и Александр Петрович Черненок, тренер-общественник. Он же токарь, изготавливает и ремонтирует биты. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Сами правила предельно просты: на лицевую линию города (площадка 5 х 5 метров) расставляются десять столбиков: две кюккя, одна на другой. Расстояние между столбиками — до 15 сантиметров.

Каждый спортсмен за подход кидает две биты. Кюккя считается выбитой, если вышла за пределы боковой или задней линии города. Строго запрещается заступать за линию: бросок считается использованным, но очки не засчитываются.

Есть! Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Есть! Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

— Это весело! — считает Евгений Каракин. — Как только начинает немного получаться — закусывает. Считаю, попробовать стоит всем. Если начинает получаться, кюккя уже не отпускает.

Сегодня в Петрозаводске на соревновательном уровне играют 4-5 команд (по четыре человека плюс запасной). А в республике, говорит Евгений, человек двести, не меньше. В Костомукше и Калевале, в Сортавале, Ведлозере, Кондопожском и Лоухском районах.

В 2016 году возродили и официально зарегистрировали Федерацию городошного спорта Республики Карелии. Читай — федерацию кюккя.


Людмила Гусева, учитель физкультуры школы №25. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Людмила Гусева, учитель физкультуры школы № 25. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Кюккя как символ Карелии представляет Людмила Гусева, учитель физкультуры школы № 25 (для детей с ограниченными возможностями здоровья):

— О кюккя я впервые услышала три года назад, когда Союз карельского народа проводил семинар для учителей физкультуры. Мне сразу понравилось: во-первых, это просто. А во-вторых, это же наше, карельское, старинное. Я не карелка, но кюккя — это здорово!

Мы играем в кюккя на уроках в школе. Получается у всех: и слабослышащие, и дети с проблемами психического развития с задачей прекрасно справляются. Да, им нужно чуть дольше объяснять, но потом играют все!

Я хочу, чтобы об этой игре узнало как можно больше народу. В нашем молодежном клубе на Зареке есть набор: биты и чурочки. С детьми и подростками, которые сюда приходят (а район, как вы понимаете, не самый благополучный), мы уже играем. Сейчас работаем в проекте «Карельская народная игра кюккя»: выходим с мастер-классами на Птицефабрику, в Сулажгору, Пятый поселок, Соломенное.

Нравится всем. Мы рассказываем о том, что это старинная карельская игра, которая на сотню лет была забыта в Карелии. Называем термины на карельском языке. Учим считалку: юкси-какси-кольме-нелья… Может, карельский язык школьники после этого и не начнут учить, но лишний раз задумаются о том, что живут в Карелии.

Жаль, что кюккя пока не ввели в школьные нормы ГТО. Новая жизнь у игры появилась бы. Протестировать протестировали, но нужна большая предварительная работа.

Спасибо Союзу карельского народа, что взялись за это дело. Я рада, что могу детей научить играть в кюккя — здесь всё по-настоящему, всё наше — и не затерто, не прискучило. Конечно, кюккя — символ Карелии. Очень хороший символ, как калитки!


Как раньше

Ну и напоследок — немножко литературы. Инто Конрад Инха, 1894 год. Деревня Лувозеро.

 

 

Инто Конрад Инха. В краю калевальских песен (перевод Роберта Коломайнена):

«В один воскресный день из-за леса поднялась черная туча, грозя разразиться проливным дождем. Невзирая на это, лувозерские мужики отправились на поляну, прослышав, что я хотел сфотографировать их игру.

Игровая площадка находилась на краю деревни, где было ровное место, и с десяток мужиков, все хозяева деревни, приняли участие в игре. На краю поляны собралось много зрителей, молодых и старых. Игроки разделились на две равные команды, и приготовления начались…

Деревня наблюдала за нашей игрой, которую я запечатлел в целой серии снимков. Маленькие пострелы добавили веселья своей шалостью, они подожгли все можжевеловые кусты, что были поблизости, и вскоре с края сосняка повалил густой дым. С пылающими кустами бересты в руках они носились в дыму среди кустов, как настоящие чертенята. Наверняка не один их ровесник на финской стороне позавидовал бы их бесшабашной забаве, над которой взрослые весело смеялись. Но она могла бы обернуться опасностью, не окажись рядом того, что гасило огонь. Грозовая туча с гулом приближалась к деревне…

Потом с неба хлынул теплый проливной дождь, он разогнал игроков и зрителей, подобно тому как ветер сметает шелуху зерна… Хозяева с довольным видом оглядывали свои посевы: теперь можно было ожидать хорошего года и раннего лета. Оба были нужны».

 

 


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта


Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!