Кижи

Мы привыкли, что под боком у нас такой Остров. С церквями и колокольнями, которых больше нет нигде. Поэтому и ЮНЕСКО, и уникальная реставрация, поэтому — двести тысяч туристов в сезон. О кижских гвоздях и колокольных звонах — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

На острове Кижи, 2019. Преображенская церковь отреставрирована. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

На острове Кижи, 2019. Преображенская церковь отреставрирована. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Договоримся на берегу (острова), что же такое Кижский архитектурный ансамбль. Чтобы потом не путаться, потому что старинных деревянных зданий здесь много.

Объект всемирного наследия ЮНЕСКО — это только две церкви и колокольня, окружённые единой оградой.

Двадцатидвухглавая церковь Преображения Господня (1714 год постройки), церковь Покрова Пресвятой Богородицы с девятью главками (1694) и шатровая колокольня Кижского погоста (1862).

Каменная ограда — новодел, реконструкция середины двадцатого века.

Впервые «Спасский погост в Кижах» упоминается в писцовых книгах 1496-го года. Тогда на заонежских землях насчитывалось 115 деревень, из них двенадцать — на самом острове.

Было красиво: «Погост Спасской в Кижах на Онеге озере на острову, а на погосте церковь Преображенья Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна, верх шатром. Церковь другая теплая Покров Пречистые Богородицы с трапезою, древяна, верх шатром. Да на колокольнице колокол весом 13 пудов» (1628).

Но это ещё не наши Кижи. В конце семнадцатого века на острове от удара молнии случился большой пожар, и храмы не уцелели. Сегодняшние церкви и колокольня возведены на том же самом месте.

Два века строительства

Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Нынешний вид Кижский ансамбль приобрел не сразу, стройка продолжалась на протяжении двух столетий, с 1694 по 1874 год.

Сначала поставили клетскую церковь Покрова Богородицы, совсем простой деревянный храм с прямоугольным срубом. Позже достроили придел, ещё позже Покровку увенчал скромный шатер. Девять главок на шатре появились только после того, как рядом выросла церковь Преображенская — чтобы создать единый ансамбль.

Строительство церкви Преображения Господня, согласно Метрическому свидетельству, началось только в 1714 году.


Фрагмент "Метрики" со сведениями о Преображенской церкви. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Фрагмент «Метрики» со сведениями о Преображенской церкви. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

«Въ Алтаръ имеется деревянный крестъ, накоемъ надпись: Обложилъ [облыкися?] сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголъпного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня на память Преподобного отца нашего Висариона при державъ Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцъ и при Благоверномъ Государъ нашемъ Царевичъ Алексее Петровичъ АХДI и при Преосвященномъ митрополитъ Иовъ Великого Новограда и Великихъ Лукъ»


В 1862 году «всем приходом срыли древнюю колокольню» и поставили новую. Но пропорции ее оказались неудачными: не согласовались с образами двух стоявших рядом церквей. Только через двенадцать лет, после перестройки, колокольня обрела свой нынешний вид.

160 лет понадобилось зодчим, чтобы объединить все три здания в единый архитектурный ансамбль. На кижском примере прослеживаются все этапы развития деревянного зодчества России: от простейшей клети к шатровым и многоглавым типам церквей. Во всем своем совершенстве.

Первое графическое воспроизведение Кижского ансамбля в книге Н.Я. Озерецковского "Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому", 1792. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Первое графическое воспроизведение Кижского ансамбля в книге Н.Я. Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому», 1792. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

В начале XIX века, в почти столетнем возрасте Преображенская церковь не избежала веяний нового времени: ее срубы обшили тесом (досками), а купола обили железом. Позже тесом обшили и Покровку, и колокольню.

Деревянные церкви ветшают быстро. Специалисты говорят, что ремонта они требуют каждые 30-50 лет. Церкви Преображения Господня к тому времени исполнилось сто, и состояние ее начало вызывать у современников тревогу.

В 1865 году решили провести ремонт всех 22 глав, перекрыть церковь новым тесом, перестлать полы и поднять осевшие стены на фундамент. Секретарь Строительного отделения Губернского правления составил план и смету. Объявили сбор пожертвований, учредили «комитет по исправлению Преображенской церкви».

В начале 1870-х Преображенка была «исправлена извне и снаружи»: стены покрыли пилеными досками, паперть — тоже, «в два новых тёса». Церковь покрасили масляной краской, внутри обшили и настлали новые полы.

Иконостас Преображенской церкви, снимок начала ХХ века. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Иконостас Преображенской церкви, снимок начала ХХ века. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

После ремонта решено было позолотить резной иконостас. Средства собирали по Пригласительному листу, выданному епархией.

На ремонт церкви и позолоту иконостаса жертвовали многие, не только жители Олонецкого края: деньги и процентные бумаги поступали из Ревеля и Петербурга. Натуральный продукт тоже принимался: печёный хлеб, рожь и овес, шерсть и холст, полотенца.

В 1900 году вся крыша, все главки и бочки были покрыты чёрным железом и покрашены масляной белильно-медяной краской.

Кижи, около 1900 года. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Кижи, около 1900 года. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

ХХ век, наследие

В начале прошлого века на Север поехали художники и архитекторы — за первозданностью. И обнаружили, что старину сохраняют без рвения. Книжный иллюстратор, художник-мирискусник Иван Билибин в 1904 году призвал соотечественников беречь от «варварских ремонтов и вандальского уничтожения» древние деревянные церкви, сохранять их «как этнографические реликвии от прошлого времени».

В начале века Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии, куда его командирует этнографический отдел Музея Александра III для изучения деревянной архитектуры.

В поездке Иван Билибин не только пишет пейзажи, но и фотографирует. И позже выпускает целую серию открыток.

 

 

Художник Иван Билибин: «Нигде мне не приходилось видеть такого размаха строительной фантазии, как в Кижах. Что за зодчий был, который строил такие церкви!».

Архитектор Михаил Красовский (1916): «Преображенский храм — шедевр, который смело можно назвать венцом народного творчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества».

Живописец (и в дальнейшем академик) Игорь Грабарь: «Чем больше всматриваешься в эту несравненную сказку куполов, тем яснее становится, что зодчий, создавший ее, — неподражаемый творец форм и мотивов. Группировка этих форм мотивов — мысль, осенившая зодчего в минуту поистине счастливую».

Перед грозой. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Перед грозой. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

В 1920 году советская власть ставит наиболее выдающиеся памятники искусства и старины под государственную охрану. Но вот ответ волостной администрации от 1 января 1919 года в Петрозаводский уездный отдел управления на запрос о наличии памятников старины: «Волостной Исполком доводит до сведения, что в пределах Кижской волости памятников старины не имеется».

И тем не менее в августе 1920 года Кижам было выдано Охранное свидетельство: две церкви и колокольня, «как выдающиеся памятники, находящиеся под охраной Правительства, состоят в ведении Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Комиссариата народного просвещения, не могут видоизменяться и перестраиваться, а также быть занятыми какими-либо учреждениями или лицами без разрешения Отдела, а находящиеся в этих церквах иконы и церковное убранство не могут быть без ведома разрешения Отдела перемещены и не подлежат реквизиции».

Кижам повезло.

В 1937 году Преображенская церковь была закрыта, после более чем двухсотлетней истории лишилась прихожан, своего первоначального предназначения и духовного смысла. Последний ее священник, Алексей Степанович Петухов, вскоре был арестован и расстрелян. Церковные службы возобновились только в 1993 году.

ХХ век, охрана

Весь прошлый век главным кижским вопросом была реставрация Преображенской церкви.

Первую «советскую» реставрацию провели в 1949-1959 годах. Московский архитектор Александр Ополовников «раздел» Преображенку и Покровскую церковь до бревна, это называлось «снять наслоения конца XIX века».

Тогда же вокруг центрального комплекса из двух церквей и колокольни возвели ограду длиною в триста метров. Ограда — бревенчатый сруб с двускатной крышей на высоком фундаменте из каменных валунов. Построена в 59-м году по проекту Александра Ополовникова: такие стены традиционно строили вокруг погоста (кладбища) на Севере.

 

 

Во второй половине двадцатого века к спасению Преображенки привлекли лучшие научные и проектные силы страны. Чтобы церковь не упала, пока идет обсуждение, в начале 80-х её изнутри укрепили металлическим каркасом.

В 1987 году объявили открытый всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника. Ни одно из 15 предложений не решало проблему полностью.

Через год в Петрозаводске и на острове прошел Международный симпозиум ИКОМОС, обсуждали способы сохранения Кижского архитектурного ансамбля. Больше сотни специалистов по реставрации сошлись во мнении не подвергать Преображенскую церковь переборке.

2 декабря 1990 года Кижский архитектурный ансамбль включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кижский архитектурный ансамбль. Вид с самолета (юго-запад). 1970-1977, автор В. Семин. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Кижский архитектурный ансамбль. Вид с самолета (юго-запад). 1970-1977, автор В. Семин. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

XXI век, реставрация

И всё же перебирать Преображенку пришлось. С 1982-го года (когда церковь признали аварийной) её держал внутренний силовой металлокаркас. Он принял на себя 600-тонный вес здания и уберег памятник от разрушения.

В 2001 году приняли решение последовательно перебрать церковь (снизу вверх), используя технологию лифтинга. Преображенку разделили на 7 поясов (от 5 до 7 метров высотой), каждый из которых был отдельно вывешен на каркасе и мог перемещаться по вертикали с помощью системы домкратов.

В самом начале весь объем церкви был приподнят над землей, чтобы завести под храм надёжный фундамент.

— Первые бревна — нижние венцы Преображенской церкви — мы начали снимать в 2010-м, — вспоминает Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра. — Пока возводили подземную часть фундамента, в ангаре «на сухую», не реставрируя, собрали нижнюю часть сруба. Определились с геометрией — она за столетия изменилась, некоторые балки выпали, — пришли к историческому абрису фундамента. И только тогда началась реставрация нижнего пояса.

Андрея Львовича не смущает, что исторического материала после реставрации остается немного: любая деревянная церковь каждые полвека требует ремонта. Дерево — недолговечный материал, за триста лет (и в девятнадцатом веке, и в двадцатом) замены уже были, и много замен.

 

 

— Вечно меня спрашивают про норму ЮНЕСКО: «Сколько процентов материала вы обязаны сохранить?» А я не встречал нигде «нормы» ЮНЕСКО, честное слово! В принципе, практически любое бревно можно отреставрировать, а можно зареставрировать: обляпать заплатками полностью, современные технологии позволяют. Но одна-две вставки на двенадцатиметровом бревне — одно дело, а на коротком? Есть ведь вполне рядовые бревна, к ним и подход попроще.

За столетия деревянный памятник претерпевает изменения — это называют строительными периодами. В камне можно «дырку» залатать, и будет почти незаметно, а в дереве всё остается, видна каждая вырубка и вставка. Такие исторические «следы» повторяют и на новых элементах: вроде бы нефункционально, но картина предыдущих этапов сохраняется.

Два года назад наша съёмочная группа побывала на острове зимой. Обсудили тогда с Андреем Ковальчуком очередной этап реставрации, кижские гвозди и легенду про мастера Нестора.

 

 

Сегодня церковь Преображения Господня освобождена от лесов. Закончена реставрация сруба, сборка верхней части церкви. В прошлом году на памятник вернули 16 отреставрированных главок, покрытых лемехом — традиционной осиновой черепицей. Для этого плотники вручную изготовили 34 тысячи лемешин.

В этом году собрали центральную главку. Демонтируют спасительный металлокаркас, разбирают систему лифтинга. Идет работа над внутренним интерьером, реставрация иконостаса.

19 августа 2020 года, в день Преображения Господня, в храме пройдет первая служба.

 

 


Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра. Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра. Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Кижский ансамбль как символ Карелии представляет Андрей Ковальчук, начальник Плотницкого центра музея-заповедника «Кижи»:

— Что такое символ? Я думаю, это что-то такое, чего больше нет нигде. Такой церкви, как Преображенка, больше нет нигде: ни в Карелии, ни в России, ни в мире. Так что она может быть даже символом Галактики!

В чём уникальность нашего деревянного храма? Про архитектуру, наверное, даже говорить не надо. Преображенская церковь идеально вписывается в ландшафт, её видно с любой стороны, откуда ни подплыви к острову. Это одно из самых больших деревянных сооружений такого возраста: и по высоте, и по количеству материала, и по трудозатратам. Даже реставрация уникальна: без полной разборки мы перебрали такой объем.

Так что не было и не будет другой такой красоты.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Елена Фомина, журналист, автор текста
Игорь Георгиевский, фотограф
Павел Пелевин, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Редакция благодарит сотрудников музея-заповедника «Кижи» за помощь в работе и предоставленные материалы.

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!