Карельские святые

Монахи-отшельники в лесу, расстрелянный в годы репрессий священник и блаженный старец, дававший советы самому Петру I, - сегодня у Карелии больше пяти десятков святых покровителей. В проекте "100 символов Карелии" говорим о людях, которые подвигом своей жизни ставят нашу республику в один ряд с мировыми православными святынями.

На берегу Рощинского озера. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

На берегу Рощинского озера. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев



Почти 20 лет назад к открытию восстановленного Александро-Невского собора в Петрозаводске ныне покойный владыка Мануил заказал икону, приложив к ней список из трех десятков имен. Так появился уникальный образ «Собор Карельских святых». А 3 июня, день освящения главного храма Карелии, стал одним из самых важных православных праздников в нашей республике — Днем Карельских святых.

Александр Тихонов — алтарник (помощник священника). Он встречает туристические группы, рассказывает об истории бывшей заводской церкви, при советской власти переоборудованной под краеведческий музей, а в 2000 году снова ставшей храмом. Александр ведет нас к одному из приделов собора, он освящен во имя карельских святых. В центре — та самая икона.

 

 

— Икона была написана в 2000 году, и она единственная в своем роде, — объясняет Александр. — Здесь тридцать четыре фигуры. Хотя канонизированных подвижников больше. В центре — самый почитаемый в нашей республике святой — преподобный Александр Свирский. Большинство фигур вокруг — его ученики, основатели монастырей.

Духовник Петрозаводской и Карельской епархии архимандрит Иларион (Кильганов) в своей проповеди, произнесенной накануне Дня Карельских святых, объяснил: карельские подвижники, создавшие здесь монастыри и почитающиеся теперь как преподобные, никогда не искали земной житейской славы ни для себя, ни для своих скромных обителей. Карелия привлекала их суровостью климата и духовной жизни. Эти тяжелейшие условия помогали обретать главные сокровища души — кротость и смирение.

До декабря 2019 года в Карелии числилось  55 канонизированных святых. После уточняющей работы со списками подвижников, проведенной про всей стране, число карельских святых  официально сократилось до 33-х. Почему на иконе в храме Александра Невского 34 подвижника  — неизвестно. Существуют определенные формальные трудности с составлением точного списка подвижников, которых можно было бы с полной уверенностью назвать карельскими. Это связано с тем, что границы Карелии на протяжении истории радикально менялись. Так, например, территория Лодейнопольского уезда, где находится Александро-Свирский монастырь, долгое время входила в состав Олонецкой губернии, а сегодня это Ленинградская область. Но знаменитый на всю Россию чудотворец Александр Свирский не перестает от этого быть одним из самых горячо любимых святых Карелии.

Почитание святых в Карелии началось благодаря епископу Олонецкому и Петрозаводскому Аркадию (Федорову), который управлял епархией в 50-60 годы XIX века и был настоящим миссионером. При нем началось собирание историй жизни полузабытых к тому моменту олонецких святых.

14 октября 1866 года в церкви архиерейского дома владыка Аркадий впервые пропел величание десяти олонецким чудотворцам и прочитал прихожанам жития некоторых из них. А наутро на главной городской площади, называвшейся тогда Соборной, в подвальном помещении строящегося храма, который впоследствии назовут Святодуховским,  был освящен придел в честь преподобных олонецких святых.  Эту подземную  церковью по техническим причинам довольно быстро, спустя 12 лет,  закроют.  А сам Святодуховский собор в 1936 году уничтожат большевики.

 

 

Список карельских святых формировался постепенно и постоянно дополнялся. Если епископ Аркадий рассказывал своим прихожанам о десяти подвижниках, то в 1901 году, когда Священный синод запросил со всей страны сведения о местночтимых святых, в рапорте от Олонецкой епархии 1903 года числилось уже 13 монахов-пустынножителей. Все они, будучи основателями монастырей и их учениками, почитались в лике преподобных.

К цифре — 55 святых — пришли благодаря визиту Патриарха Пимена в 1972 г. в Финляндию. Финская православная церковь, празднуя День Карельских святых, значительно расширила их число, включив в собор, например, святого апостола Андрея Первозванного, по преданию, дошедшего с проповедью до Валаама, и святого благоверного  князя Александра Невского. Он княжил в Великом Новгороде, который исторически территориально и духовно был связан с Карелией.

Память большинства карельских святых почитается также и в других соборах — Новгородских, Кольских, Санкт-Петербургских, Ростово-Ярославских, Соловецких и Валаамских святых.

Несмотря на то, что мы живем  в век информационных технологий, о карельских чудотворцах мы по-прежнему знаем катастрофически мало. Часто неизвестна не только дата канонизации святого, но даже точное время его жизни.

«Именно рукописями XVI-XVIII веков очень бедна наша допетровская полуграмотная Русь вообще, а Олонецкая губерния в особенности», — писал историк Карп Докучаев-Басков. Он и этнограф Елпидифор Барсов во второй половине XIX века первыми начали вести работу по собиранию и систематизации сведений о монастырях Русского Севера. Благодаря этим двум авторам то немногое, что сохранялось в епархии до XIX века, дошло до нас.  Именно их исследования послужили основой создания в 1910 году первого Олонецкого патерика, а сто лет спустя и новой его версии.

Патерик — сборник избранных изречений святых отцов церкви, подвижников, а также собрание рассказов о жизни святых.

— Полсотни святых для такой небольшой территории, как Карелия, — это очень много, — утверждает Александр Тихонов. — Особенно в сравнении с другими регионами России. Карелию даже принято называть Северной Фиваидой. Фиваида — это пустыня в Египте, где зародилось монашество. А у нас в России пустыни не было, но был север, неосвоенные земли, леса, болота. И люди, стремившиеся к отшельническому монашескому уединению, уходили к нам на север в эту так называемую белую пустыню, селились здесь и совершали духовные подвиги, проповедовали христианство жившим на севере языческим народам.

При упоминании Северной Фиваиды в церковном каноне «Всем святым в земле Российской просиявшим» в качестве географических ориентиров называются «дебри Олонецкие, Белозерские и Вологодские»:

«Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати».

Канон Всем святым, в земли Российстей просиявшим. Глас 8. Песнь 6

— Когда кто-то критикует Карелию, я всегда говорю, что наш край имеет особое духовное богатство, — заявляет Александр. — Здесь живут удивительные люди. И количество святых этому подтверждение. Среди православных есть даже такая шутка. Когда мы встречаем гостей из других городов, то говорим: «Снимите обувь — вы стоите на карельской земле». В том смысле, что эта земля освящена молитвами десятков праведников.

«Первые святые на территории Обонежья, значительно превосходящего современную Карелию, жили в XIV-XV веках», — рассказывает Надежда Басова, главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Республики Карелия. Она изучает историю церкви в Карелии и подтверждает: пик иноческой святости пришелся здесь на XVI век — как раз благодаря Александру Свирскому и его ученикам.

Александр Свирский

Александр Свирский и в наши дни занимает особенное место среди святых Русского Севера и всей страны. «Тайнозритель Святой Троицы», «молитвенник за царей», «всея России дивный чудотворец», на рубеже XV-XVI веков он стал продолжателем дела первых русских пустынников и молитвенников.

 

 

Будущего прославленного святого постригли в иноки на Валааме в 1474 году. Там во время молитвы Богородице он услышал голос, повелевший вернуться на берег Рощинского озера в районе реки Свирь, где Александр останавливался ночевать несколько лет назад по пути на Валаам.

После 23 лет пребывания на Рощинском озере Александру Свирскому, единственному среди православных святых, явилась Святая Троица в лице трех ангелов. Ранее такой чести удостаивался только ветхозаветный пророк Авраам. Ангелы велели преподобному выстроить Троицкий собор. Инок повиновался. Храм стал центром монастыря, который на протяжении веков потом считался духовным ядром всего Русского Севера — Обонежской лаврой. Отсюда вышли многочисленные ученики Александра Свирского, чтобы основать свои обители.

Александро-Свирский монастырь сохранился до наших дней. Его главная святыня — остающиеся уже больше пяти веков нетленными мощи преподобного Александра Свирского. Сегодня их может увидеть каждый — они находятся в раке с прозрачной крышкой. Ежедневно сотни паломников приезжают поклониться карельскому святому. А в монастыре признаются, что уже давно перестали вести летопись совершающихся здесь чудес и исцелений.



Фаддей Петрозаводский

Если главным карельским святым можно считать Александра Свирского, то за столицу Карелии «отвечает» Фаддей Петрозаводский. Это единственный святой покровитель города, но долгое время из-за отсутствия достоверных источников старца Фаддея из Петрозаводской слободы считали вымышленным персонажем. Однако последние открытия историков подтверждают: Фаддей был.

В Санкт-Петербургском архиве Военно-Морского флота обнаружили подлинник указа Петра I, в котором он повелел пожизненно содержать «мужика» Фаддея.

Листайте наш таймлайн, чтобы посмотреть историю старца Фаддея.

Считается, что Петр во время приездов в Петрозаводск «имел почтенно-уважаемого блаженного старца Фаддея в виду и пользовался его беседами с удовольствием». В слободе старец был известен прозорливостью, считали, что он может предсказывать будущее. И вот во время визита императора в 1724 году Фаддей бросился к нему в слезах и сказал, что Петр уже более не вернется в слободу. Это предание легло в основу жития святого, составленного уже в наше время.

Кстати, летом 2018 года на площади Кирова в Петрозаводске проводились археологические раскопки. В планах активистов — к 100-летию республики восстановить здесь разрушенную в советские годы часовню Фаддея Петрозаводского, которая стояла над могилой святого. Работы должны начаться в ближайшие месяцы.


Надежда Басова. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Надежда Басова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Карельских святых как духовный символ Карелии представляет историк Надежда Басова:

— Сегодня редкий туристический маршрут по Карелии обходится без посещения монастырей — Валаамского, Важеозерского, Сяндемского и многих других. Знаменитый Александро-Свирский монастырь тоже находился на территории Олонецкой губернии до ее упразднения в 1922 году.

До 1917 года в эти монастыри, несмотря на удаленность некоторых из них, традиционно шли паломники. Благодаря монашескому подвижничеству сохранялся духовный авторитет обителей, они оказывали мощное влияние на все сферы общественной жизни: культуру, политику, экономику. Иноки, уходя в леса ради безмолвия и молитвы, невольно становились центром притяжения для других подвижников, селившихся рядом с ними. Так возникали небольшие пустыни или монастыри, около которых впоследствии возникали деревни и села. Почитание святых в народе всегда было связано не только с тем, что к ним обращались за помощью в болезнях, скорбях и житейских нуждах. Их судьбы стали образцом благочестия, подвижничества и милосердия и знакомство с ними, чтение житий издавна было одним из любимых чтений в России.

Каждая обитель имела своего основателя, имена их известны — Александр Свирский, Александр Ошевенский, Макарий Высокоезерский, Кирилл Челмогорский. Среди них были выходцы из Новгорода — Сергий Валаамский, Иона Клименецкий, из Пскова — Корнилий Палеостровский и даже из «славного Рима града» — Лазарь Муромский (не Мурманский, как его часто ошибочно именуют).

В каждый период истории существуют личности, которые являются носителями и выразителями лучших идей и стремлений своего времени, к их голосу прислушиваются современники, они становятся духовным авторитетом в обществе. У нас, в Карелии, есть подвижники, чьи имена вошли в ее историю и стали духовными символами разных этапов этой истории.


Прямо рядом с большой иконой «Собор Карельских святых» в храме Александра Невского стоит образ священномученика Николая Богословского, последнего на данный момент из канонизированных святых Карелии.

Николай Богословский, петрозаводский священник, в конце жизни служил в Екатерининской церкви. В сентябре 1937 года он был арестован и обвинен в том, что якобы принимал участие в контрреволюционной повстанческой организации и посещал «сборища, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций».

«Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно», — таким был ответ отца Николая на обвинения. Несмотря на пытки, он не подписал ни одного протокола следствия, отказавшись свидетельствовать против себя, своих прихожан и других священнослужителей. Именно за это расстрелянный в ноябре 1937 года Николай Богословский в 2004 году и был канонизирован как священномученик. Пока что единственный из всех священнослужителей, пострадавших в годы гонений на церковь.

Память священномученика Николая совершается в день его расстрела 4 ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Фото: ИА "Республика" / Людмила Корвякова

Память священномученика Николая совершается в день его расстрела 4 ноября, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. Фото: ИА «Республика» / Людмила Корвякова

— Здесь пострадали не только наши священники и миряне. В Кеми был пересыльный пункт Соловецкого лагеря, и через него прошли все, кто отправлялся на Соловки. Беломорско-Балтийский канал — тоже своего рода русская Голгофа, на которой погибли тысячи людей. Карелия — это один большой антиминс (плат с вшитой частицей мощей мученика, необходим для служения литургии), — считает иерей Константин Кукушкин, председатель комиссии по сбору материалов для канонизации святых Петрозаводской и Карельской епархии. По его словам, среди карельских святых в ближайшее время появятся новые имена — сейчас ведется активная работа по сбору материалов для канонизации. Речь еще примерно о десятке имен, которые могут пополнить Собор Карельских святых. Среди них, например, священник Алексей Петухов, последний настоятель Кижского прихода.

Последний кижский священник А.С. Петухов (служил в кижских церквях с 1933 по 1937 г.). Фото из фондов музея-заповедника "Кижи"

Последний кижский священник А.С. Петухов (служил в кижских церквях с 1933 по 1937 г.). Фото из фондов музея-заповедника «Кижи»

Сегодня в церквях Карелии всего несколько соборных икон, на которых карельские подвижники изображены вместе. Самая старинная из них, заказанная еще в 1910 году по случаю создания первого Олонецкого патерика, находится в Екатерининской церкви Петрозаводска. На ней тринадцать преподобных, и выполнена она в живописной манере, то есть больше похожа на картину.

В Важеозерском монастыре созданию иконы карельских святых подошли творчески. «Игумен монастыря архимандрит Иларион позвал меня к себе и дал большую карту Карелии, — рассказывает иконописец Дмитрий Юдов. — У батюшки появилась идея написать икону, на которой схема расположения святых будет соответствовать географии их проживания. Год мы вместе работали только над самим рисунком иконы. Чтобы не было пустот, нам приходилось сокращать условные пространства и оставлять только основные реки. Фигуры при этом сдвигались целыми группами. Но в итоге получилось то, к чему мы стремились: рисунок иконы географически точно показывает, где жили подвижники и как они были связаны друг с другом».

 

 

В иконописной мастерской православного прихода Кондопоги, уже много лет работающей под руководством матушки Юлии Большаковой, хорошо помнят, как писалась икона карельских святых для Александро-Невского собора в Петрозаводске, с которой началась современная история почитания карельских святых.

- Когда владыка Мануил заказывал у нас икону, он не только определил размер и сроки написания, но и попросил, чтобы на иконе мы изобразили кроме самих святых еще и достопримечательности Карелии, ее святыни - храмы и монастыри, - рассказывает матушка. Фото: ИА "Республика" / Людмила Корвякова

— Когда владыка Мануил заказывал у нас икону, он не только определил размер и сроки написания, но и попросил, чтобы на иконе мы изобразили кроме самих святых еще и достопримечательности Карелии, ее святыни — храмы и монастыри, — рассказывает матушка. Фото: ИА «Республика» / Людмила Корвякова

Ирина Соболева 20 лет назад была тем самым сотрудником кондопожской иконописной мастерской, которая буквально по крупицам собирала информацию о святителях, блаженных и преподобных Карелии, чтобы изобразить их на соборной иконе. Интернетом здесь еще тогда активно не пользовались. Фото:  ИА "Республика" / Людмила Корвякова

Ирина Соболева 20 лет назад была тем самым сотрудником кондопожской иконописной мастерской, которая буквально по крупицам собирала информацию о святителях, блаженных и преподобных Карелии, чтобы изобразить их на соборной иконе. Интернетом здесь еще тогда активно не пользовались. Фото:  ИА «Республика» / Людмила Корвякова

В мастерской нам показывают те материалы, по которым велась работа над масштабной иконой карельских святых 20 лет назад. Книги, документы, прорезь бережно хранятся в отдельных папках. Есть даже список с именами 34 карельских святых, написанный рукой владыки Мануила. Фото: ИА "Республика" / Людмила Корвякова

В мастерской нам показывают те материалы, по которым велась работа над масштабной иконой карельских святых 20 лет назад. Книги, документы, прорись бережно хранятся в отдельных папках. Есть даже список с именами 34 карельских святых, написанный рукой владыки Мануила. Фото: ИА «Республика» / Людмила Корвякова

Давайте вместе внимательно посмотрим на икону карельских святых. За каждой фигурой не только история святости одного человека, но и жизнь всей Карелии. Тысячи людей здесь веками молятся своим родным, карельским, святым. И эти молитвы сближают нас не только с Богом, но и друг с другом.

"Собор Карельских святых", кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Преподобный Елеазар Олонецкий (Мурманский). Фрагмент иконы

Преподобный Елеазар Олонецкий  вместе с преподобным Назарием Олонецким основал монастырь святого Иоанна Предтечи на острове Мурма на Онежском озере. В рукописных святцах этого святого называют иногда греком, что позволяет считать его учеником преподобного Лазаря Муромского , выходца из Константинополя, основателя Муромского Свято-Успенского монастыря.


Преподобный Назарий Олонецкий (Мурманский). Фрагмент иконы

Преподобный Назарий Олонецкий  вместе с преподобным Елеазаром основал монастырь святого Иоанна Предтечи на острове Мурма на Онежском озере. Согласно рукописным святцам, ученик преподобного Лазаря Муромского, выходца из Константинополя, просветителя языческих народов Поморского края. Святые иноки Елеазар, Евмений и Назарий пришли из Константинополя в основанный преподобным Лазарем Муромский Свято-Успенский монастырь в тот момент, когда вокруг игумена уже начала собираться братия, состоявшая в основном из крещенных им лопарей и чуди (финно-угорские народы).


Блаженный Фаддей Петрозаводский. Фрагмент иконы 

Блаженный Фаддей Петрозаводский, согласно житию, жил в начале XVIII века, происходил из олонецких крестьян, ни пострига, ни духовного сана не имел, был простым мирянином, но принял на себя «подвиг юродства». Подражая великим христианским подвижникам, носил под темной свиткой жесткую власяницу и вериги с железным крестом на груди. В руках у блаженного Фаддея неизменно был железный посох. Святой Фаддей Петрозаводский жил в уединении, в строжайшем посте и молитве — ел ровно столько, чтобы поддержать жизнь. Просвещал рабочих Петровских заводов, а прославился тем, что наставлял Петра I во время его визитов в Петрозаводскую слободу и даже предсказал императору его смерть. Блаженный Фаддей — единственный святой Петрозаводска. Считается покровителем столицы Карелии, а также всех учащихся.


Преподобный Кассиан Соломенский. Фрагмент иконы 

Преподобный Кассиан Соломенский — святой, основавший Петропавловский Соломенский монастырь (Салминскую пустынь), предположительно, его считают одним из многочисленных воспитанников преподобного Александра Свирского. На месте упраздненной Салминской пустыни сегодня находится один из старейших каменных храмов Петрозаводска — церковь во имя Сретения Господня в микрорайоне Соломенное, освященная в 1780 году.


Преподобный Иона Климецкий (Клименецкий, Олонецкий). Фрагмент иконы 

Преподобный Иона Климецкий (Клименецкий, Олонецкий) — основатель Климецкого Свято-Троицкого монастыря. В миру Иван Климентов, сын новгородского посадника Иоанна Климентова. Получив от отца большое наследство, занимался торговлей, ходил на торговых лодках по Онего. Спасшись во время бури на озере, в месте, где его выбросило на берег, основал в 1490 году Климецкую обитель, где отказался от сана игумена и прожил до кончины простым монахом.


Преподобный Варлаам Керетский. Фрагмент иконы 

Преподобный Варлаам Керетский жил во времена царя Иоанна Грозного. Был священником Кольского острога. Из ревности убил жену, оставил служение, ушел на карбасе в море и провел годы в посте, молитве и покаянии, не причаливая к берегу, пока не понял, что прощен Богом. Вернувшись, принял постриг и вёл аскетическую жизнь в лесах Кольского полуострова. Считается, что молитва преподобному Варлааму спасает от  «водного потопления».


Преподобный Кирилл Челмогорский. Фрагмент иконы 

Преподобный Кирилл Челмогорский считается просветителем чуди (собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён). Принял постриг в обители преподобного Антония Римлянина на территории современного Великого Новгорода и позже поселился в «дикой Каргопольской стороне», на Челме-горе (Архангельская область). Здесь он 52 года обращал в христианство местных жителей-язычников и скончался в глубокой старости.


Преподобный Авраамий Палеостровский (Олонецкий). Фрагмент иконы 

Преподобный Авраамий Палеостровский (Олонецкий) известен из «Сказания о жизни преподобного Корнилия Палеостровского». Авраамий пришел к преподобному Корнилию, когда тот уже поселился в каменной пещере на Палей-острове Онежского озера. Еще при жизни преподобного Корнилия преподобный Авраамий был назначен его приемником, будущим игуменом Палеостровского монастыря, так как наставник проводил много времени в затворе.


Преподобный Корнилий Палеостровский (Олонецкий). Фрагмент иконы 

Преподобный Корнилий Палеостровский (Олонецкий) стал основателем иноческого жития на Палей-острове Онежского озера в конце XIV века. Несмотря на уединенность острова, к подвижнику вскоре собрались братия, для которой он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Свой подвиг преподобный Корнилий усугублял ношением тяжелых вериг.


Преподобный Арсений Коневский, Новгородский чудотворец. Фрагмент иконы 

Преподобный Арсений Коневский, Новгородский чудотворец, родился в Великом Новгороде. Был ремесленником, принял постриг, уехал на Афон, потом — на Валаам. Позже основал мужской монастырь на острове Коневец в западной части Ладожского озера в Ленинградской области. Привез с Афона в Россию Коневскую чудотворную икону Божией Матери.


Преподобный Евфросин Курженский. Фрагмент иконы

Преподобный Евфросин Курженский — пустынник, Куржеский чудотворец, основатель Андогской пустыни или Евфросиновой пустыни. Она была создана в Обонежской пятине на острове Курженского озера. Сейчас это островок на озере Куржинском в Вытегорском районе Вологодской области.


Преподобный Афанасий Сяндебский. Фрагмент иконы 

Преподобный Афанасий Сяндем (б) ский — ученик преподобного Александра Свирского. Преподобный Афанасий начал свои иноческие подвиги на Валааме, а затем продолжил их в монастыре Александра Свирского. После кончины своего наставника ушел для пустынножительства в дремучие леса Карелии, где на озере Сяндема основал обитель. Из-за клеветы местных жителей был вынужден переселился обратно в Александро-Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 году снова вернулся на озеро Сяндема.


Преподобный Андриан Ондрусовский. Фрагмент иконы 

Преподобный Андриан Ондрусовский происходил из именитого боярского рода Завалишиных. Ученик Александра Свирского. Служил в Обонежской пятине, и недалеко от реки Свири он имел богатое родовое имение. Однажды, охотясь, погнался за оленем и обнаружил хижину преподобного Александра Свирского, много лет к тому моменту уже жившему отшельником. Юноша стал учеником преподобного, постригся в монашество в Валаамской обители. Через несколько лет по благословению преподобного Александра Свирского преподобный Андриан поселился в уединенном месте на полуострове Ладожского озера, недалеко от Олонца. Там он построил храм в честь святителя Николая Чудотворца и основал одноименную обитель.


Преподобный Киприан Стороженский (Сторожевский). Фрагмент иконы 

Преподобный Киприан Сторожен (в) ский, по преданию, бывший разбойник, пришедший с покаянием к преподобному Андриану Ондрусовскому и ставший его учеником. Искупая грехи трудом и молитвой, преподобный Киприан построил на месте своего бывшего разбойничьего логова в Новгородской Обонежской пятине на Ладожском озере Никольско-Стороженский монастырь. За свое подвижничество преподобный Киприан стяжал еще при жизни дар чудотворения.


Преподобный Антоний Римлянин (Новгородский). Фрагмент иконы 

Преподобный Антоний Римлянин (Новгородский) родился в Риме в 1067 году, принял постриг в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет. По преданию, прибыл в Великий Новгород, плывя по реке Волхов на камне. С благословения Новгородского святителя Hикиты Затворника основал здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм Рождества Пресвятой Богородицы сохранился в Великом Новгороде до сих пор. Преподобный Антоний Римлянин считается одним из основателей русского монашества.


Преподобный Евфимий Карельский. Фрагмент иконы 

Преподобный Евфимий Карельский — основатель Карельского Николаевского монастыря. Но едва он успел выстроить храм во имя святителя Николая и несколько келий, как в 1419 году норвежцы напали на обитель, сожгли церковь и убили несколько иноков. Преподобный Евфимий вновь начал строительство. Также преподобный прославился апостольскими трудами в просвещении карел.


Преподобный Никодим Кожеезерский. Фрагмент иконы 

Преподобный Никодим Кожеезерский, в миру Никита, родился в селе Иванькове недалеко от Ростова в семье крестьянина. Еще в молодости, работая с отцом в поле, он услышал слова: «Никодим! Никодим!», предвещавшие ему будущее иночество. Принял постриг в Чудовом монастыре и 11 лет был примером для братии монастыря в смирении, послушании, нестяжательстве и братолюбии. Имел дар прозорливости и силу исцеления болезней.


Преподобный Пахомий Кенский. Фрагмент иконы 

Преподобный Пахомий Кенский — ученик преподобного Александра Ошевенского. Игумен Спасо-Преображенского Кенского монастыря, строгий постник и молитвенник. Пахомий много лет провел в уединении. Со временем на место его подвигов за советом и благословением стали приходить местные жители, некоторые просили старца принять их под свое руководство. Так постепенно около кельи преподобного возникла целая обитель иноков.


Преподобный Александр Ошевенский. Фрагмент иконы 

Преподобный Александр Ошевенский — основатель и первый игумен Ошевенского монастыря. В 19 лет преподобный Александр принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. А после того как его отец, землевладелец Никифор Ошевен, переселился на север, получил благословение на создание там же нового монастыря. Сначала был водружен крест, затем построен храм в честь святителя Николая, а дальше уже появилась обитель и собралась братия. Преподобный Александр ввел строгий общежительный устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития. В кельях иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.


Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский. Фрагмент иконы

Преподобный Дамиан (в схиме Диодор) Юрьегорский пятнадцатилетним юношей отправился на богомолье в Соловецкий монастырь и остался там послушником. Здесь же он в 19 лет принял постриг, жил с отшельниками на пустынных островах. Решив основать монастырь во имя Пресвятой Троицы на Юрьевой горе, преподобный отправился в Москву, где получил разрешение от царя Михаила Федоровича и деньги на строительство монастыря от матери царя, старицы-инокини Марфы.


Преподобный Геннадий Важеозерский. Фрагмент иконы 

Преподобный Геннадий Важеозерский — ученик преподобного Александра Свирского. Положил начало пустынной монашеской жизни в районе озера Важа (в Олонецком районе современной Карелии). Преподобный Геннадий был сыном богатых родителей. Раздав свое имение нищим, он отправился к преподобному Александру Свирскому. Тот хоть и не хотел принимать к себе Геннадия, был вынужден уступить его неотступным мольбам. Пожив некоторое время в обители преподобного, Геннадий решил найти для себя совершенно уединенное место и выбрал Важеозеро. Здесь он и нес отшельнический монашеский подвиг до самой смерти.


Преподобный Никифор Важеозерский. Фрагмент иконы

Преподобный Никифор Важеозерский — ученик преподобного Александра Свирского. Вместе с Геннадием Важеозерским стоял у истоков монашеской пустынной жизни на Важеозере. Преподобный Никифор пришел в обитель к Александру Свирскому уже будучи иноком и прожил здесь около семи лет. Встречался с преподобным Кириллом Новоезерским и 8 дней пробыл у него, ведя духовные беседы. Позже ходил в Киев поклониться Печерским святыням. Возвратившись, поселился в Важеозере и здесь на месте подвигов преподобного Геннадия основал Задненикифоровскую пустынь.


Преподобный Кириак Сыринский (Сыльинский), Каргопольский. Фрагмент иконы

Преподобный Кириак Сыринский (Сыльинский), Каргопольский — игумен, основатель Успенского Сырьинского монастыря. Кириак рано осиротел и поступил в Александро-Ошевенский монастырь, находившийся недалеко от Каргополя. Там его приняли в число братии, и при монашеском постриге дали имя Кирилл. Место, которое выбрал преподобный Кирилл впоследствии для своей пустыни, называлось Сырья горя и располагалось всего в девяти верстах от Чекуева Онежского уезда Архангельской губернии. На высоком берегу реки преподобный построил храм Успения Богородицы и кельи для пришедшей к нему братии.


Преподобный Елеазар Анзерский, Соловецкий. Фрагмент иконы

Преподобный Елеазар Анзерский, Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре. Там открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году преподобный удалился на Анзерский остров, где стал отшельником. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, он вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Вокруг него собрались иноки и образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу монахов-отшельников. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий патриарх Никон.


Преподобный Иона Яшезерский. Фрагмент иконы Собор Карельских святых. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Преподобный Иона Яшезерский родился в селении Шокша, недалеко от того места, где впоследствии появится основанный им Благовещенский монастырь. Начало обители было положено в 80-х годах XVI века, когда была построена деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и восемь иноков присоединились к преподобному для совместных пустынных подвигов. Преподобный Иона с большим тщанием трудился над устройством монастыря. Так, например, чтобы облегчить рыбную ловлю, он сам прокопал канаву из Яшозера в соседнее озеро Сенное.


Преподобный Зосима Соловецкий. Фрагмент иконы

Преподобный Зосима Соловецкий родился в Новгородской епархии, в селе Толвуя недалеко от Онежского озера. После смерти родителей раздал имущество и принял постриг. В поисках уединенного места отправился на побережье Белого моря. В устье Сумы он встретился с преподобным Германом, который рассказал ему ему о пустынном морском острове, где они с преподобным Савватием прожили 6 лет. Когда отшельники по морю добрались до Соловецких островов, у преподобного Зосимы было видение: он увидел в воздухе прекрасную церковь. Позже на острове собралось еще несколько отшельников, был построен деревянный храм честь Преображения Господня. Но условия жизни были настолько суровы, что ни один из приезжавших из Новгорода настоятелей их не выдерживал. Тогда братия выбрала игуменом преподобного Зосиму.


Преподобный Савватий Соловецкий. Фрагмент иконы 

Преподобный Савватий Соловецкий — инок Кирилло-Белозерского монастыря. Пользовался большим уважением не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел сначала на Валаам, а потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Так было положено начало знаменитому Соловецкому монастырю. Вместе монахи прожили на Соловках 6 лет — до смерти преподобного Зосимы.


Преподобный Герман Соловецкий. Фрагмент иконы 

Преподобный Герман Соловецкий побывал на Соловках раньше других иноков. Возможно, он посещал Соловецкие острова в 1428 году с поморами. Но, не решившись остаться там в одиночестве, вернулся на Поморский берег и остался при часовне в селении Сорока на реке Выг, где встретил преподобного Савватия. Вместе они прожили на Соловках около шести лет, а после смерти преподобного Савватия Герман привез на остров пустынника Зосиму. Они основали общежительную обитель, в которой подвижник Герман трудился более 40 лет — повседневная тяжелая работа стала главным подвигом преподобного.


Преподобный Елисей Сумский. Фрагмент иконы 

Преподобный Елисей Сумский подвизался в Соловецкой обители. Жизнь его малоизвестна, но сохранился подробный рассказ о том, как умирал старец. Смерть он почувствовал, находясь с братией в море на рыбном промысле. И очень опечалился, так как понимал, что уйдет из жизни, не приняв обетов Великой Схимы (совершенного отречения от мира). Монахи приложили все усилия, чтобы доставить уже тяжелобольного преподобного Елисея в Суму, где было монастырское подворье. Но не успели. По пути старец скончался. Тогда скорбящая братия стала молиться преподобному Зосиме Соловецкому. И Елисей ожил, был пострижен в схиму и, причастившись Святых Тайн, вновь почил. Спустя более ста лет гроб преподобного Елисея обнаружился на поверхности земли, а его мощи прославились чудесами исцеления.


Преподобный Александр Свирский. Фрагмент иконы 

Преподобный Александр Свирский родился в селе Мандера Олонецкой губернии. С юности изнурял себя постами и молитвой. Родители хотели, чтобы сын создал семью, но преподобный Александр ушел на Валааам, где принял монашеский постриг. Позже, в 1485 году, по благословению игумена монастыря в поисках отшельнической жизни он удалился на Святое озеро, расположенное недалеко от Олонца и реки Свирь. Со временем здесь образовалась обитель, теперь известная как Александро-Свирский монастырь. После 25 лет затворничества, согласно житию, преподобный Александр Свирский стал единственным из русских святых, который был удостоен явления Святой Троицы.


Преподобный Сергий Валаамский. Фрагмент иконы 

Преподобный Сергий Валаамский — православный монах греческого происхождения, которому приписывается роль просветителя карельских языческих племён и утвердителя христианства в Северном Приладожье. По монастырскому преданию, вместе с преподобным Германом Валаамским основал Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — один из главных центров духовной жизни современной России. Так как обитель, созданная преподобными Германом и Сергием, многократно разорялась и опустошалась, свидетельств жизни преподобных Германа и Сергия Валаамских, одних из самых почитаемых в Карелии святых, сохранилось крайне мало.


Преподобный Герман Валаамский. Фрагмент иконы 

Преподобный Герман Валаамский — один из основателей знаменитого Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Согласно церковному преданию, он был греческим священником, пришедшим вместе с Сергием Валаамским и первыми православными миссионерами во владения Великого Новгорода в X веке. Герман Валаамский занимался просвещением языческих карельских племен и считается одним из столпов утверждения православия на севере Руси.


Преподобный Лазарь Муромский. Фрагмент иконы 

Преподобный Лазарь Муромский — грек по национальности, принял иночество в Высокогорском монастыре от старца Афанасия Дискета — строителя многих обителей. Как знаток иконописи он был 1343 году направлен в Великий Новгород, чтобы сделать для Кесарийской епархии список с великой новгородской святыни — иконы Софии, Премудрости Божией — и составить описание новгородских церквей и монастырей. На родину преподобный в итоге не вернулся, а получив во сне внушение «идти в северную сторону к морю, к острову Муч, на озере Онега», основал Муромский Свято-Успенский монастырь на восточном берегу Онежского озера и прославился как просветитель языческих народов, населявших Поморье.


Преподобный Афанасий Муромский. Фрагмент иконы 

Преподобный Афанасий Муромский — игумен Муромского Свято-Успенского монастыря в середине XV века. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о его жизни. Но известно, что после смерти преподобного Афанасия тело его было положено в особой часовне и здесь же хранятся его вериги — памятник его подвигов. Подвижник почитается в обители наравне с ее основателем, преподобным Лазарем Муромским. И почитание это идет издревле: уже во второй половине XVII века игумен Афанасий называется преподобным чудотворцем.


При составлении описания иконы «Собор Карельских святых» использованы материалы сайтов azbyka.ru, days.pravoslavie.ru, drevo-info.ru.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта и автор текста
Марина Бедорфас, журналист, соавтор текста
Сергей Юдин, фотограф
Людмила Корвякова, фотограф
Леонид Николаев, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Мария Смирнова, консультант проекта


Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!