Исаак Фрадков

Человек, опередивший свое время, — так говорят об Исааке Фрадкове те, кто его знал. Он создал авторскую школу старшего звена, с нуля организовал один из первых в СССР учебно-производственных комбинатов, работал с трудными подростками и одаренными детьми. Об одном из самых ярких педагогов-новаторов не только республики, но и всей страны — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Исаак Фрадков

Исаак Фрадков

Из воспоминаний Исаака Фрадкова:

«Трудно вспомнить, когда я стал понимать слова «школа», «учитель», «книги», «учебники»… По воскресеньям к отцу приходили товарищи по работе, бывшие ученики, среди которых нередко, как я позже узнал, бывал и Антон Семенович Макаренко, поэт Борис Слуцкий, Герой Советского Союза Немировский».

Детство и юность

Исаак Фрадков родился 3 июня 1927 года в городе Велиже Смоленской области. Затем семья переехала в Харьков. Фрадков учился в экспериментальной школе, где работал завучем его отец, Самуил Соломонович, учитель литературы. Педагогами были и 12 родственников Исаака Самойловича.

А его самого судьба привела к этой профессии впервые еще в ранней юности. В 1941 году Фрадков окончил семилетку. За три дня до начала Великой Отечественной войны. Конечно, подростков на фронт не брали, и тогда Исаак поступил в 14-ю Харьковскую артиллерийскую школу специального назначения. Сюда принимали лучших учеников, с отличными аттестатами. Кроме учебы и военной подготовки, курсанты с первых дней рыли окопы, противотанковые рвы, участвовали в ликвидации пожаров… В условиях войны не хватало педагогических кадров. И в 1943 году 17-летний Исаак стал преподавать математику ученикам восьмого класса — почти своим сверстникам. Экзамены тоже сдавали вместе: Фрадков — за десятый класс, а его ученики — за восьмой. Экзаменационные испытания все прошли успешно.

Затем Исаак Фрадков поступил в Киевское артучилище, эвакуированное в Красноярск. В апреле 1945-го окончил его и был направлен в войска 1-го Белорусского фронта, в Германию.

Исаак Фрадков в юности. Фото из архива семьи Фрадковых

Исаак Фрадков в юности. Фото из архива семьи Фрадковых

Несмотря на подписанный акт о безоговорочной капитуляции нацистских войск и окончание войны, обстановка в Германии продолжала оставаться сложной и опасной. И после победы советские воины погибали, ликвидируя остатки скрывавшихся в лесах немецких подразделений и фашистские банды.

Во время одной из таких операций Исаак Фрадков был очень тяжело ранен в ногу.

Людмила Фрадкова, дочь Исаака Фрадкова:

— Стоял вопрос об ампутации. На его счастье, в это время в госпиталь приехал главный хирург фронта, занимавшийся сосудистой хирургией. Он провел сложную операцию, сшивал все сосуды и нервы, и ногу удалось спасти. Но последствия ранения отец ощущал всю жизнь, был инвалидом первой группы по опорно-двигательному аппарату. Он был награжден девятью медалями, в том числе медалью «За Победу над Германией». Но так и не получил статус участника войны, хотя многократно обращался в различные инстанции. Отец тяжело переживал эту несправедливость. И не дождался никакого вразумительного ответа, почему с ним так поступили.

Любовь на всю жизнь

В 1946 году Исаак Фрадков познакомился с женщиной, с которой прожил всю жизнь. Его родители тогда жили в Чимкенте, куда были эвакуированы в годы войны. А по соседству жили родители будущей супруги Исаака Самойловича.

Софья Штокман училась в Ташкенте в мединституте, приехала в Чимкент на каникулы. Перед отъездом ее мама решила испечь для нее кукурузный пирог — он мог долго храниться и его можно было взять собой в дальнюю дорогу. Попросила дочь сходить за рецептом этого пирога к Фрадковым.

19-летнего Исаака тогда отпустили после ранения в краткосрочный отпуск, и он приехал к своим на побывку.

Людмила Фрадкова. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Людмила Фрадкова. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Людмила Фрадкова:

— Когда его позвали познакомиться с гостьей, он увидел девушку с большими синими глазами и влюбился в нее с первого взгляда. Перед отъездом сказал: «Я люблю тебя на всю жизнь».


Он писал ей почти каждый день и спустя год сделал предложение. Но Софья понимала, что ее будущему мужу необходимо получить гражданское образование. Поставила условие: «Выйду за тебя замуж, когда покажешь зачетку за первый курс».

В 1948 году он выполнил это условие, они поженились.

 

 

Фрадковы в Карелии

После Германии Фрадков продолжил службу в Карелии, куда после окончания Ташкентского мединститута приехала в 1948 году его жена. Служа в армии, Исаак Самойлович одновременно заочно учился в Ленинградском педагогическом институте на физико-математическом факультете.

Людмила Фрадкова:

— В Карелию родители попали, по сути, случайно. Сначала отца перевели в Лахденпохью, затем в Петрозаводск. Уже после увольнения в запас, когда решался вопрос, где им жить и работать, родители решили остаться здесь. Многие годы спустя я спрашивала у отца: почему? Все-таки север, климат непростой… Он рассказал, что в те годы в республике была более прогрессивная обстановка, чем во многих других уголках СССР. В 1950-60-е годы в педагогическом сообществе, кругах интеллигенции, собралась команда действительно интересных, прогрессивно мыслящих людей. Был и еще один аспект… В начале 1950-х по стране прокатилось так называемое «дело врачей». Сегодня ни для кого не секрет, что оно носило во многом антисемитский характер. Мама в то время работала в Минздраве. И коллеги ее просто спасли: спрятали от всех комиссий документы, предложили написать заявление по собственному желанию в связи с переходом на другую работу.


Вскоре, когда после смерти Сталина «дело врачей» свернули, Софью Александровну пригласили обратно в министерство. Но она отказалась: осталась работать участковым врачом, затем врачом Детской инфекционной больницы.

9-я школа

Исаак Самойлович после увольнения из армии начал трудиться учителем математики в петрозаводской школе рабочей молодежи № 5. Ею руководил молодой директор, впоследствии ставший одним из самых известных педагогов республики, Дорофей Никитович Музалев. Фрадков считал его своим наставником в педагогике. Но проработал под его началом недолго: совсем скоро ему неожиданно предложили самому занять директорскую должность в петрозаводской школе № 9. Исааку Самойловичу было тогда всего 27 лет.

Это был настоящий вызов. Школа № 9 стала экспериментальной площадкой для внедрения передовых педагогических технологий. На ее базе создавалась политехническая школа, где учебный процесс соединялся с производственной практикой. И директору предстояло наладить контакт с предприятиями, совместно создавать учебную базу в заводских цехах — на ОТЗ, швейной фабрике, ремзаводе.

Петрозаводская школа № 9 в наши дни. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Петрозаводская школа № 9 в наши дни. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Фрадков был блестящим организатором. Он один из первых в стране ввел в 9-й школе кабинетную систему. Исаак Самойлович отстаивал идею: кабинеты должны быть не комнатами с картинками, а полноценным образовательным пространством. Гордостью школы стали кабинеты физики и химии — здесь было всё необходимое для лабораторных занятий. Шефы из военного округа передали электроизмерительные инструменты, радиостанции и другую списанную технику. Родители, среди которых были художники, архитекторы, помогли создать кабинет мировой художественной культуры и спроектировали пристройку со спортзалом и мастерскими. Было оборудовано три лекционных аудитории.

Созданные в 9-й школе Петрозаводска кабинеты электротехники и машиноведения даже экспонировались в 1958 на выставке «Экспо» в Монреале, где СССР представлял свои лучшие достижения в различных областях.

Новации Фрадкова в итоге заметили в Москве. Пригласили выступить, поделиться опытом, а потом написать брошюру. С этой небольшой книги «Навстречу жизни» началась публицистическая деятельность Исаака Самойловича: книги, статьи, в которых он говорил не только о педагогических проблемах, но и откликался на многие острые вопросы, не боясь высказываться резко критически.

Брошюра "Навстречу жизни", с которой началась публицистическая деятельность Исаака Фрадкова, была издана в Петрозаводске в 1960 году. Из архива семьи Фрадковых

Брошюра «Навстречу жизни», с которой началась публицистическая деятельность Исаака Фрадкова, была издана в Петрозаводске в 1960 году. Из архива семьи Фрадковых

Решился Фрадков и на еще более удивительный эксперимент: внедрил дифференцированное обучение старшеклассников. Школьники с 1-го по 8-й класс перешли в только что построенную 18-ю школу, а «девятка» стала школой старшего звена.

В стране таких школ были единицы, на Северо-Западе не было вообще. Здесь открыли 35 старших классов, с девятого по одиннадцатый. Ребят набирали из петрозаводских школ, а также из районов. Дети проходили серьезный отбор, чтобы попасть в классы математиков, физиков, химиков, программистов, где система обучения была, по сути, вузовской: лекции, зачеты.

Борис Белашев. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Борис Белашев

Ведущий научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН, доктор технических наук, профессор ПетрГУ Борис Белашев:

— В 1963-м я окончил восьмилетку в пятой школе. И надо было определиться с учебой в старших классах. Девятая школа тогда гремела если не по всей стране, то по всей Карелии точно. Она привлекала в первую очередь тем, что давала не только знания, но и профессию. Мне удалось попасть в класс программистов.


Петрозаводский университет незадолго до этого приобрел первую вычислительную машину «Минск-1». Детище белорусских специалистов представляло собой несколько огромных шкафов и понимало лишь сообщения на перфоленте. Но для тех лет это был прорыв, с которого началась информатизация республики. В вычислительном центре занимались и студенты, и ученики девятой школы.

Уникальность девятой школы была не в одной лишь самой современной и передовой учебной базе. Здесь сложился невероятно талантливый педагогический коллектив, объединявший опытных преподавателей и молодежь с ее новыми творческими идеями. Каждый учитель одновременно был исследователем, была создана своя концепция, свои программы, свои учебные пособия.

Сам Исаак Самойлович был не только вдохновителем, требовавшим, чтобы педагоги постоянно совершенствовались и двигались вперед. Он продолжал работать с учениками: в школе появилось реальное ученическое самоуправление и молодежный боевой отряд, поддерживавший порядок. Фрадков был уверен, что необходимо всячески поддерживать инициативу детей.

Борис Белашев:

— Меня это поразило в школе с первых же дней. Раньше мне, ребенку, казалось: директор — он где-то далеко, руководит учителями… А Исаак Самойлович знал буквально каждого ученика. По утрам он всегда встречал нас на площадке первого этажа. Здоровался с каждым! Конечно, мы чувствовали и понимали дистанцию, но при этом ощущали, что этот человек, втрое старше нас, относится к нам как к равным.

В школе была особая атмосфера уважения и доверия к детям. Самостоятельности у нас было очень много, иногда даже через край. Помню, однажды нам доверили отремонтировать один из кабинетов, мы его разукрасили в модной тогда абстрактной манере. После того как директор это увидел, пришлось переделывать… В целом же, помимо учебы и производственной практики, трудовое воспитание в школе было на высоте. Летом мы выезжали работать в совхозы, не только в Карелии — ездили на юг, на Азовское море, остров Тузла, туда, где сейчас построен Крымский мост. Класс у нас был очень дружный, после школы мы часто встречались все вместе, общались с Исааком Самойловичем. И лишь тогда узнали многое из его биографии: о том, что он фронтовик, что был ранен…

Исаак Фрадков с коллегами и учениками. Фото из архива Ольги Тютевой.

Исаак Фрадков с коллегами и учениками. Фото из архива Ольги Тютевой.

Уход из школы

Однако новации Фрадкова пришлись по душе далеко не всем. Активный и резко отстаивающий свою позицию директор раздражал некоторых чиновников. В педагогическом сообществе тоже нашлись противники, утверждавшие, что Фрадков «снимает сливки», забирает себе лучших учеников…

При этом критики предпочитали не замечать, что Исаак Самойлович работал не только со способными и одаренными детьми. Он первый еще в 1958 году сформировал в девятой школе класс из так называемых трудных детей. Второгодники и даже третьегодники, неуправляемые хулиганы, многие из них были грозой в своих районах. Практически все эти дети были из неблагополучных семей. И через четыре года этот класс стал одним из лучших в школе.

Кроме того, авторская школа Фрадкова была настоящим центром повышения квалификации учителей: сюда на стажировку приезжали педагоги не только из районов республики, но и из разных уголков страны.

Но и это не помогло: в конце 1960-х годов школу старшего звена закрыли. Тогда Фрадков выступил с новой инициативой — открыл школу с углубленным изучением иностранных языков. Просуществовала она на базе «девятки» год. Затем по решению гороно ее перевели в здание 17-й школы, директором которой был Павел Корган.

Людмила Фрадкова:

— Формально повод был такой. Отцу сказали: вы ведь владеете немецким языком? А школа с углубленным изучением английского, вы не можете ею руководить. С Павлом Оскаровичем Корганом отец дружил и не стал оспаривать это решение. Но в итоге из девятой школы решил уйти, устал бороться. Начал работать в университете на кафедре педагогики. Там тоже делал интересные вещи, которые сегодня мы называем проектами: соединял теорию с практикой, передавал свой опыт. Писал диссертацию. И безумно скучал по школе, по детям. Он внутренне весь как-то сник.

Дидактика вместо кулактики

В университете Фрадков отработал пять лет. А потом ему предложили возглавить еще одно совершенно новое дело. В Петрозаводске по решению горисполкома, которым тогда руководил Павел Сепсяков, решили создать учебно-производственный комбинат (УПК) — один из первых в СССР.

 

 

Эту работу пришлось начинать полностью с нуля. Для комбината выделили здание на улице Чернышевского. Его требовалось капитально отремонтировать, оснастить лаборатории и мастерские. И самое главное — подобрать преподавательский состав и мастеров производственного обучения.

По решению горисполкома крупнейшие предприятия города — БОП, ОТЗ, «Тяжбуммаш», завод «Авангард», трикотажная и швейная фабрики — направили на УПК своих работников. И многим из этих взрослых людей на первом этапе самим пришлось, образно выражаясь, сесть за парты: педагогического образования у большинства не было. Один из мастеров в шутку, показывая кулак, заявлял: «Зачем мне дидактика? У меня кулактика!»

В качестве преподавателей Исаак Самойлович пригласил на УПК своих бывших учеников. Среди них — Ольга Тютева.


Ольга Тютева. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Ольга Тютева. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Исаака Фрадкова как символ Карелии представляет заслуженный учитель республики Ольга Тютева:

— Я училась у Исаака Самойловича в девятой школе, в классе программирования. И школа дала мне направление на всю жизнь. Затем Исаак Фрадков читал нам педагогику уже в университете. Он оказал огромное влияние на меня, на всю мою дальнейшую педагогическую деятельность.

Он был Личностью. Видел далеко вперед, предугадал и предвосхитил многое, что сейчас внедряется в системе образования. Например, в последние годы набирает популярность движение Worldskills, задача которого — развитие профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий. Проводятся масштабные «олимпиады рабочих рук», чемпионаты профмастерства.

У нас в системе УПК всё это было внедрено еще четыре десятилетия назад. Выпускники сдавали квалификационные экзамены, получали разряды, проводились конкурсы мастерства, результаты оценивали лучшие производственники-эксперты. Молодежь выходила во взрослую жизнь, уже имея профессию.

Или современные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В них ведь заложены те идеи, которые когда-то были реализованы Исааком Фрадковым в девятой школе. Профильный принцип образования для старшеклассников, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, формирование у детей стремления к саморазвитию, исследовательской, проектной деятельности… Именно на этих принципах была построена и авторская школа Фрадкова, и первый лицей, который он помогал создавать.

Каким он был? Очень справедливым. Мог убедить любого в своей правоте — мягко, без давления, подбирая понятные и весомые аргументы. Был очень демократичен, не терпел лишь одного: неорганизованности и необязательности. Еще одним его качеством была безусловная порядочность, и такую порядочность он воспитывал и в детях, и в педагогическом коллективе.

Когда мы приезжали на конференции в Мурманск, Ленинград, Ростов, Москву, стоило только упомянуть его имя — все его знали. Он пользовался огромным авторитетом. Исаак Фрадков — это, безусловно, не только бренд карельской педагогики, но и символ республики. Его новаторские идеи сегодня возвращаются к нам с новым наполнением.


На УПК занимались городские школьники — тут они получали профессию. Список профессий был внушительный: от автодела, токарного, слесарного, строительного производства до операторов ЭВМ, медицинского дела, кулинарии. Ученики производили реальную продукцию, Фрадков был убежден, что учебно-производственный комбинат не должен быть обузой для предприятий.

 

 

Уже в начале 1980-х Исаак Самойлович создал первый в Карелии и четвертый в СССР Городской научно-методический центр профориентации школьников, который затем вырос в республиканский центр профориентации молодежи.

Первый лицей

Перечислять всё то новое, что сделал и внедрил в Карелии Исаак Фрадков, можно очень долго. Он в том числе стоял у истоков создания лицея № 1.

В 1987 году на Древлянке открылась большая школа-новостройка. Ее молодой директор, Юрий Шабанов, обратился к Исааку Фрадкову с просьбой помочь в создании концепции современной школы с профильным обучением.

Юрий Шабанов. Фото: "Республика" / Виталий Голубев

Юрий Шабанов

Заслуженный работник образования республики Юрий Шабанов:

— Исаак Самойлович Фрадков в моей жизни значил и значит очень многое. Он для меня как отец, он был главным наставником в педагогике, верным другом, непререкаемым авторитетом. Его отличало удивительное чувство и понимание будущего, перспектив развития. Я не перестаю этим восхищаться: будучи уже немолодым человеком, он не просто был открыт всем новым идеям, он сам был генератором этих идей. Предложил создать лицей, когда еще и понятия такого в отечественном образовании не звучало: разве что в историческом контексте, когда вспоминали о Царскосельском лицее. И наш лицей не только официально был «№ 1», он действительно был первым, созданным в республике.

В те годы Исаак Самойлович уже плохо себя чувствовал, ему было все труднее ходить — сказывалось ранение ноги. И всё же он согласился на просьбу Юрия Шабанова стать заместителем директора по научно-методической работе. В лицее появились профильное обучение с восьмого класса, малышкина школа и еще много других новшеств. Например, уроки «три по тридцать минут»: сначала полчаса повторения пройденного, проверка домашних заданий, потом пятиминутный перерыв, затем еще полчаса нового материала, перерыв и закрепление информации. Это блестяще решило проблему с переутомлением детей: такие занятия были не в тягость, а в удовольствие. Была разработана и программа создания в школе консультационной медико-психологической поликлиники для детей.

Сегодня лицей № 1 в Петрозаводске — одно из лучших образовательных учреждений города и республики, так же, как и Державинский лицей, который вырос из основанного на базе УПК первого колледжа.

 

 

Школа одаренных детей

Еще одно начинание Исаака Фрадкова — республиканская школа-клуб для одаренных детей. Это был уже 1992 год, денег в бюджете катастрофически не хватало: в стране острый экономический и социальный кризис, гиперинфляция, разваливались целые отрасли производства… И всё же в Министерстве народного образования Карелии идею Фрадкова поддержали.

В очно-заочную школу-клуб отбирали детей начиная с восьмого класса. Фрадков поставил принципиальное условие: отбор должен быть абсолютно честным, никакого кумовства и блата. Слушателями школы становились дети в том числе из самых отдаленных районов Карелии — победители олимпиад, турниров, конференций, прошедшие конкурс.

Для детей были созданы творческие объединения: математики, физики, химии, биологии, истории, прикладного творчества, иностранных языков. Занятия проводили доктора и кандидаты наук.

Людмила Фрадкова, кандидат биологических наук, также работала в школе:

Мы набрали удивительно талантливых детей. Одна девочка из района работы по биологии выполняла в стихах! Ребята приезжали на сессии четыре раза в год в периоды школьных каникул, занятия проходили и в университете, и в детском лагере в Лососинном. Для развития детей, особенно из небольших отдаленных деревень и поселков, это был огромный импульс: общение с учеными, преподавателями, в творческой команде. Дистанционного обучения тогда не было, но, уезжая домой, дети выполняли самостоятельные исследования, творческие работы.


Здоровье Исаака Самойловича уже не позволяло ему остаться у руля своего детища. Школа-клуб в итоге была преобразована в новый, но также востребованный формат — Школьную академию. Она просуществовала долгие годы, но была в конце концов закрыта.

В те же сложные и тяжелые 90-е годы Исаак Фрадков основал педагогическую газету «Лицей», предприятие «Интеллект», которое издавало пособия и брошюры в помощь учителям и ученикам, школу творчества и мастерства для начинающих директоров в Кондопоге, ассоциацию «Педагоги-исследователи Карелии».

 

 

Борис Белашев:

— Конечно, было трудно, но у него всё получалось. Куда бы он ни обратился за помощью, везде были его бывшие ученики, которые были готовы его поддержать. Даже когда он был уже совсем пожилым, плохо себя чувствовал, дверь в его квартиру не закрывалась: всё время приходили ученики, коллеги, друзья. И он никогда не показывал, что ему плохо, нездоровится, глаза у него всегда горели.

Что мы потеряли?

У педагогического наследия Исаака Фрадкова непростая судьба. Он всегда шел непроторенной дорогой, блестяще решал абсолютно новые задачи. Но очень часто сталкивался с ситуацией, когда его проекты, успешно работавшие, приносившие результаты, в итоге закрывались кем-нибудь «сверху».

— Отец, конечно, воспринимал это с чувством боли и недоумения. Отчего не воспользоваться опытом, не сохранить то, что сделано? — говорит Людмила Фрадкова.

Например, Школьная академия — да, теперь есть другие форматы, дополнительное образование, но необходима системная работа по выявлению талантливых детей и развитию их способностей. Или центр профориентации — только сейчас возвращается понимание, насколько в современном мире необходимо заранее помогать детям оценить свои склонности и способности, чтобы выбрать путь в жизни.

В архиве семьи Фрадковых хранится карандашный портрет Исаака Самойловича. Его автор — из учеников петрозаводской спецшколы № 8, где перевоспитывали так называемых трудных подростков, малолетних правонарушителей. Фрадков готовил уникальную программу, которая предусматривала особые подходы к педагогически запущенным, как тогда говорили, детям. Не раз приходил в спецшколу, общался с ребятами. И даже такое короткое знакомство с настоящим Учителем оставляло в их душах неизгладимый след.

Этот портрет Исаака Фрадкова нарисовал в 1993 году один из воспитанников спецшколы № 8. Из архива семьи Фрадковых

Этот портрет Исаака Фрадкова нарисовал в 1993 году один из воспитанников спецшколы № 8. Из архива семьи Фрадковых

— Один из мальчиков попросил у отца разрешения нарисовать его портрет, а потом подарил ему этот рисунок, — рассказывает Людмила Фрадкова.

Это была одна из последних идей Исаака Самойловича — создать новый тип школы для трудных подростков. На протяжении всей жизни он продолжал развивать и осуществлять те замыслы, которые были у него в начале педагогического пути, только уже на новом витке, в иных условиях.

Реализовать идею школы для трудных детей Исаак Самойлович не успел. У него наверняка получилось бы, но судьба уже не оставила ему времени и сил.

Давно, еще в молодости, после того как новации Фрадкова в девятой школе были замечены в Москве, ему присвоили звание «Заслуженный учитель Карельской АССР». Множество раз коллеги представляли его к званию заслуженного учителя РСФСР, но этим документам никогда не давали ходу.

Званием "Заслуженный учитель Карельской АССР" Исаак Фрадков был награжден в 1959 году. Фото: Фото: из архива семьи Фрадковых

Званием «Заслуженный учитель Карельской АССР» Исаак Фрадков был награжден в 1959 году. Фото: из архива семьи Фрадковых

Людмила Фрадкова:

— Уже в конце жизни он как-то достал знак «Заслуженный учитель Карельской АССР» и сказал: «С ним я прожил всю жизнь». Я ответила: «Это и есть самая ценная награда — ведь ты всю свою жизнь отдал карельскому образованию и Карелии». Но, конечно, намного ценнее другое — искренняя любовь людей и память, которую о нем бережно хранят все, кто его знал.


Исаак Фрадков мечтал дожить до золотой свадьбы. И скончался в 1998 году спустя месяц после того, как они с супругой отметили полувековой юбилей совместной жизни. К этой памятной дате Софья Александровна, известный в Карелии врач, посвятила мужу эти строчки:

Мой милый супруг, мы взглянули назад и общий итог подвели.
И можем теперь друг другу сказать: сделали все, что могли.
Ни особых почестей, ни наград от правительства не получили.
Но в городе люди о нас говорят, что мы им честно служили.
И не теряли с тобой никогда чувства собственного достоинства,
Не лгали, не льстили, не рвались во власть, не превратились в ничтожества…

 

 


Из публицистики Исаака Фрадкова:

О директоре школы

— Кто такой директор школы? Он не менеджер, не хозяйственник, а в первую очередь профессионал в области образования и воспитания. Уровень его знаний должен быть на несколько порядков выше любого самого талантливого учителя.

Об учителе

— В школе все начинается с учителя: там, где есть творец, нет серости.
— Первый мой приказ по школе был следующим: «Учителю запрещено: 1) удалять учеников с урока, 2) обзывать, оскорблять ученика, 3) брать подношения».

Об учениках

— До каких пор наша работа планируется на среднего ученика? Где этот ученик? Я такого за все годы не встречал. Есть индивидуальности, которые на определенном начальном этапе надо учить одинаково по единым учебным планам и программам. Вот для этого периода (5-8 лет) обучения нужны стандарты, а дальше, начиная, например, с 8-го класса, обучение должно быть строго дифференцированным, профессионально сориентированным и конкретно связанным с последующим обучением после окончания школы.

О реформах в образовании

— За свои 55 лет педагогической работы я пережил много реформ образовательной школы, активно участвовал в их реализации. Чем кончались все они? Однозначно ответить трудно. Известно только одно — никто никогда не подводил итоги проведенной реформы, зато начиналась новая реформа. И так без конца…


При подготовке статьи использованы материалы книги «Школа Фрадкова. Воспоминания об учителе. Из педагогического наследия И.С. Фрадкова». Петрозаводск: ПетроПресс, 2002 год.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Наталья Овсянникова, журналист, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!