Генрих Альтшуллер

Изобретать он начал в раннем детстве, первый патент получил, когда заканчивал школу. А главным делом жизни Генриха Альтшуллера стало создание уникальной теории решения изобретательских задач. О теории и ее создателе, благодаря которому наша республика стала одним из ведущих центров ТРИЗ в стране и мире – в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Генрих Альтшуллер. Фото из архива Александра Селюцкого.

Генрих Альтшуллер. Фото из архива Александра Селюцкого.

 

«Творческая революция, которая произойдет в течение ближайших 25-30 лет, по своему значению, видимо, не уступит революции научно-технической. Главной целью обучения станет развитие творческого мышления на протяжении всей жизни человека. Поразительно низкий коэффициент реализации творческих возможностей, свойственный предшествующим векам, будет вызывать в ХХI веке такое же удивление, какое вызывает у нас низкий коэффициент полезного действия старинных паровых экипажей… К середине ХХI века ощутимо проявятся последствия творческой революции. Истинное творчество по самой своей сути несовместимо со злобой и глупостью. Человечество станет мудрее и добрее».

«Литературная газета», № 1 (4963), 4 января 1984 года.

Эта цитата – из интервью с Генрихом Альтшуллером, опубликованном 35 лет назад. К этому моменту изобретатель, знаменитый писатель-фантаст прошел сталинские лагеря, пережил личную трагедию – самоубийство матери, отчаявшейся дождаться освобождения сына. Но сохранил веру в способность человечества стать мудрее и добрее. Может быть, именно эта вера помогла Генриху Сауловичу Альтшуллеру создать уникальную методику. Теория решения изобретательских задач – это, по сути, технология управления творчеством и производством новых идей, принципиально иной подход к тому, что мы сегодня называем креативностью.

Детство и первые изобретения

Генрих Альтшуллер родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. В 1931 году семья переехала в азербайджанскую столицу Баку.

Генрих ещё в начальной школе задумал сделать деревянную субмарину. Мальчик решил, что, если в ней будет как можно больше дырок, она обязательно погрузится под воду. Юный изобретатель буквально изрешетил конструкцию, но деревянная подлодка упорно держалась на плаву. Идея оказалась неудачной.

Еще одно изобретение маленького Генриха касалось пусть не самой изящной, но жизненно важной темы. В советское время появилось немало новых праздников – 1 мая, День Парижской коммуны, годовщина революции. Отмечались они с размахом. Демонстрации и гуляющие толпы людей в праздничные дни заполняли узкие улочки старого Баку. Для местных жителей это оборачивалось настоящим бедствием. Проблема была банальна: отсутствие общественных туалетов. Жильцы пытались запирать и баррикадировать двери подъездов, дворы – ничего не помогало.

И Генрих соорудил из своего детского игрушечного автомобильчика и пластилина макет передвижного туалета. С гордостью показал отцу – известному в Баку журналисту. Тот решил проверить новизну идеи по энциклопедиям. И выяснилось, что первые такие передвижные туалеты существовали давным-давно во Франции, еще на конной тяге.

Мальчик расстроился, но извлек урок: надо изучать историю изобретений, анализировать то, что уже придумано человечеством.

Генрих Альтшуллер в молодости. Фото: triz-summit.ru

Генрих Альтшуллер в молодости. Фото: triz-summit.ru

Как вспоминал сам Генрих Саулович, в доме всегда было огромное количество книг. Книги писал и его отец: по истории, географии Азербайджана. Генрих же больше всего увлекался фантастикой. Перечитал всего Уэллса, Жюля Верна. Идеалом для него стал капитан Немо – образ героя «20 000 лье под водой» настолько вдохновил, что Генрих решил стать морским инженером и строить подводные лодки. В восьмом классе поступил в военно-морскую школу. Но тут началась война, выпуск забрали на фронт – всех, кроме Генриха, который был на год моложе других курсантов. Он вернулся в обычную школу.

И продолжал изобретать: катер с реактивным химическим двигателем, аппарат, позволяющий дышать под водой. Аквалангов тогда еще не существовало, и Альтшуллер придумал дыхательный аппарат с химическим патроном – на основе простой перекиси водорода, которую легко было купить в любой аптеке. Изобретение позволяло продержаться под водой недолго, минут пятнадцать, но для того времени это был прорыв. Генрих учился тогда в 10 классе и вместе с друзьями Рафаилом Шапиро и Игорем Тальянским подал заявку на свое первое изобретение. Спустя четыре года на него было получено авторское свидетельство.

После школы Альтшуллер поступил на нефтемеханический факультет Азербайджанского индустриального института. Но уже с первого курса попросился в армию. Его отправили в военно-авиационную школу в Грузии. Попасть на фронт по ее окончанию Генриху так и не довелось – война закончилась. Альтшуллер попросил направить его в военную флотилию в Баку. Здесь он начал работать в инспекции по изобретательству.

Конечно, в этот период были и новые идеи, и новые патенты. Одним из самых крупных изобретений Альтшуллера и Шапиро в те годы стал газотеплозащитный скафандр, позволяющий горноспасателям спускаться в шахты, охваченные пожаром. На разработку такого скафандра был объявлен всесоюзный конкурс. Точнее, от изобретателей ждали, что они предложат варианты решения актуальной проблемы: как создать охлаждающий костюм, который позволял бы относительно долгое время находиться в условиях высоких температур и при этом весил бы не более десятка килограммов. Альтшуллер и Шапиро решили пойти необычным путем – разработать не охлаждающий костюм, а принципиально новую техническую систему. Так появился скафандр, работающий на жидком кислороде, который испарялся и нагревался, поглощая тепло, а потом использовался при дыхании. Задача была решена блестяще.

Лукойл-СЗН продажа недвижимости


Первые шаги к созданию теории

К мысли о системе методов, позволяющих научить любого человека решению изобретательских задач, Альтшуллер приходит рано.

До этого феномены творчества и изобретательства рассматривались, в основном, с точки зрения психологии, с фокусом на мыслительные способности человека: как их стимулировать? Как сделать так, чтобы человек думал более активно, креативно, фонтанировал идеями?

Алла Нестеренко. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Алла Нестеренко. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Но когда возникает та или иная проблема, нам не нужно обилие решений, нам нужно одно и сильное, самое хорошее решение. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – помогает его отыскать. Создавая эту теорию, Генрих Саулович Альтшуллер опирался на изучение самих изобретений, технических систем, законов, по которым развивается техника. Эти законы можно использовать для решения новых задач, не перебирая огромное количество вариантов, — поясняет кандидат педагогических наук, специалист по ТРИЗ Алла Нестеренко.

Альтшуллер принялся анализировать существовавшие на тот момент патенты и авторские свидетельства, искал, чем сильные изобретения отличаются от слабых. И пришел к выводу – для того, чтобы решить ту или иную изобретательскую задачу, надо выявить и разрешить противоречие, которое лежит в ее основе.

Например, что делать, если улучшение одного параметра технической системы приводит к ухудшению другого? Скажем, в первой половине прошлого века многие конструкторы пытались разрабатывать бронированные корпуса военных самолетов. Но столкнулись с тем, что бронирование значительно увеличивает вес. Первым эффективно разрешил это противоречие советский изобретатель Сергей Ильюшин – он включил броню в силовую схему планера, и она стала одновременно несущей конструкцией. Так был создан знаменитый «летающий танк» времен Великой Отечественной войны, штурмовик Ил-2, который немцы прозвали «бетонным самолетом».

Изучая подобные примеры, Альтшуллер начал разрабатывать алгоритмы решения изобретательских задач, которые позволят любому человеку, применяя стандартные приемы, находить и разрешать противоречия.  Первые результаты Генрих Саулович получил уже в 1948 году – создавалась действительно рабочая, эффективная методика изобретательства.

Университет одного студента

В это время Альтшуллер со своим другом Шапиро решают написать письмо самому Сталину. Во-первых, чтобы рассказать о ситуации с изобретательством в стране, во-вторых, предложить свои меры по его улучшению, сообщить, что появилась уникальная методика. Пытались убедить: в век научно-технического прогресса простой перебор вариантов, когда после тысяч экспериментов изобретатель наконец-то получает результат, неэффективен. Нужно менять саму технологию творчества.

Письмо было написано и отправлено. Прочитал ли его вождь, неизвестно. Но в 1950 году Альтшуллер и Шапиро были арестованы. Каждый из них получил по 25 лет лагерей – максимально возможный срок.

Генрих Саулович в жизни был очень обаятельным человеком, но у него была одна особенность: он терпеть не мог, когда с ним обращались свысока, начальственно, по-барски, вспоминает мастер ТРИЗ Александр Селюцкий. С Альтшуллером Александр Борисович дружил много лет, был одним из его учеников и ближайших соратников по движению ТРИЗ.

При этом Генрих Саулович был весьма нетороплив, раздумывая о проблеме: общаясь с ним, многие замечали эту скрупулезность мышления.

— В лагере на работу политических выводили уголовники. Один из них был что-то вроде бригадира, который ставил заключенных на выполнение той или иной работы. И вот этот бригадир явно начал издеваться над Генрихом, заставляя его делать физически непосильные для него вещи – корчевать замерзшие пни и так далее. И однажды Генрих отказался. Заявил: «Не пойду. А тронешь меня – убью. У меня срок 25 лет, мне терять все равно нечего». А говорил он, по своему обыкновению, медленно, вдумчиво и очень убедительно. И еще этот его твердый взгляд… Словом, от него отступились, — вспоминает Александр Селюцкий.

За отказы выходить на работы Альтшуллеру урезали пайку, и он перешел в разряд так называемых «доходяг», медленно умиравших в бараках. Среди них было немало представителей творческой и технической элиты, профессоров, ученых. И Генрих Саулович предложил им читать ему лекции – по сути, устроить университет одного студента. Для людей это стало огромной моральной поддержкой: возможность поделиться своими знаниями, передать их молодому человеку. Занятия по самым разным дисциплинам – от иностранных языков до архитектуры – проходили регулярно, по расписанию. В этом «университете» Альтшуллер почерпнул поистине энциклопедические знания.

В 1954 году Генрих Альтшуллер был освобожден, все обвинения с него сняли. Выйдя из лагеря, он узнал страшную весть о том, что мать его не дождалась. Уже после смерти Сталина она написала очередное ходатайство о помиловании. Бюрократическая машина работает медленно: несмотря на то, что дело уже было отправлено на пересмотр, ей пришел очередной отказ. В отчаянии она выбросилась на мостовую с третьего этажа. Отца Генриха Сауловича к тому моменту уже не было в живых.

Генрих Альтов

В последовавшие после освобождения годы Альтшуллер прославился во всем Союзе – но не как создатель ТРИЗ, а как писатель-фантаст. Он публиковался под псевдонимом Генрих Альтов, дебютировал в 1958-м с рассказом «Икар и Дедал» — о мире будущего, в котором человечество покоряет новые звездные системы. Вскоре вышел и первый сборник — “Легенды о звездных капитанах”.

Литературным творчеством Альтшуллер занимался примерно до середины 1970-х. И все больше в его произведениях находила отражение тема изобретательства и решения творческих задач. Аппарат, «имплантирующий» в мозг человека знания, проблема биологического бессмертия, управление стихийными силами природы, например, цунами. Сегодня рассказы и повести Генриха Альтова по праву входят в золотой фонд отечественной фантастики. Некоторые из них он создал в соавторстве с женой Валентиной Журавлевой – также знаменитым писателем-фантастом.

Генрих Альтшуллер и его супруга Валентина Журавлева. Фото: triz-summit.ru

Генрих Альтшуллер и его супруга Валентина Журавлева. Фото: triz-summit.ru

Сообщество ТРИЗ

Тем не менее, главным для Альтшуллера все равно оставалось дальнейшее развитие ТРИЗ. И продвижение методики в стране. В 1961 году вышла его книга «Как научиться изобретать».

Александр Селюцкий тогда был начальником бюро рационализации и изобретательства в Петрозаводске. Он вспоминает: эта книга его поразила. И он сразу же стал использовать методы ТРИЗ в своей работе, в том числе при составлении темников – сборников задач (тем) для изобретателей и рационализаторов.

 

— Потом, в 1967 году на семинаре в Москве я разговорился со своим знакомым из Челябинска, заслуженным изобретателем РСФСР. Рассказал, что использую книгу Альтшуллера. И выяснилось, что этот мой коллега общается с Генрихом по переписке. Он и рассказал Альтшуллеру обо мне. И мне пришло письмо от автора ТРИЗ. Генрих просил поделиться, как именно я использую эту теорию. В 1968-м я уже лично встретился с ним на семинаре в Дзинтари (Латвия). Так завязалось наше знакомство, а потом и дружба, — говорит Александр Селюцкий.

В те годы, в отсутствие смартфонов, интернета, соцсетей, скайпа с помощью бумажных писем не просто обменивались информацией – но и, к примеру, разыгрывали шахматные партии. Альтшуллер же наладил между своими учениками и последователями такое взаимодействие, которое сегодня называется дистанционным обучением. Рассылал задачи, ему присылали решения, он в ответных письмах их подробно анализировал, объяснял ошибки. И ставил новые задачи.

— Ему приходили просто мешки писем. И они с Валентиной Николаевной (супругой – прим.ред.) отвечали каждому. Печатали на двух пишущих машинках, по двенадцать закладок из тонкой папиросной бумаги в каждой, чтобы осилить весь этот огромный объем работы, — добавляет Александр Селюцкий.

Генрих Альтшуллер. Фото из архива Александра Селюцкого.

Генрих Альтшуллер. Фото из архива Александра Селюцкого.

Официальное признание ТРИЗ далось непросто. Альтшуллер  долго пытался убедить центральный совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов в действенности его методики. Его проверяли: например, на одном из ранних семинаров попросили наглядно показать, как работает ТРИЗ.

Речь шла о решении задачи, которая затем вошла в учебники ТРИЗ. Необходимо было придумать, как повысить скорость ледокола в тяжелых льдах, если увеличивать мощность двигателя больше не представляется возможным (у ледоколов его объем и так слишком велик).

— Генрих сначала сам вызвался решить эту задачу. Но ему сказали: нет, вы-то, без сомнения, справитесь. Пусть попробует кто-нибудь другой. Вызвалась молодая женщина, участница семинара из Минска, которая по роду своей деятельности ни к судостроению, ни к иным подобным вещам никакого отношения не имела, — рассказывает Александр Селюцкий.

Онегомедиа

Сам Альтшуллер сравнивал алгоритм решения изобретательских задач с подъемом по лестнице, у которой примерно полсотни ступеней. Шаг за шагом, выполняя последовательные действия, человек взбирается на такую высоту, которой одним прыжком достичь никогда не сможет.

Так и получилось с той задачей о ледоколе: воспользовавшись алгоритмом, слушательница семинара довольно быстро нашла решение. На первый взгляд, парадоксальное: надо раскалывать не лед, а ледокол. Судно должно быть разделено на две части: верхняя, надводная, и грузовая, находящаяся под водой. Обе части соединяются прочными стойками, которые, по сути, являются гигантскими ножами, прорезающими лед. Изящное решение так понравилось Альтшуллеру, что он предложил автору его запатентовать. Но женщина отказалась, и задача, как уже было сказано, вошла в учебное пособие. Совпадение это или нет, но спустя три года идею запатентовали за рубежом.

Альтшуллер в Петрозаводске

В 1970 году была создана Общественная лаборатория методики изобретательства, спустя год в Азербайджане был открыт Общественный институт изобретательского творчества. По всему Союзу стали возникать школы ТРИЗ.

В Петрозаводске первый семинар под руководством Альтшуллера состоялся в 1980 году. Карельские семинары отличались тем, что были не обучающими – это были встречи исследователей, людей, которые занимались развитием и продвижением, преподаванием и внедрением ТРИЗ, разработкой новых алгоритмов, поясняет Алла Нестеренко.

 

С начала 1990-х годов семинары переросли в съезды. К этому моменту Генрих Альтшуллер с супругой уже переехали в Петрозаводск.

Почему создатель ТРИЗ решил покинуть Баку, в котором вырос и прожил практически всю жизнь? Не по собственной воле. Советский Союз подошел к критической точке, страна разваливалась, в окраинных республиках бушевал национализм. В Азербайджане начались антиармянские выступления, потом погромы.  Из города, который был самым многонациональным из всех столиц советских республик, бежали не только армяне. Продать или обменять жилье, чтобы устроиться на новом месте было невозможно — люди бросали всё и уезжали.

— Генрих тогда написал мне письмо, в котором была фраза: «Прошу политического убежища», — говорит Александр Селюцкий.

Семья Александра Борисовича помогла Альтшуллерам перебраться в Петрозаводск. Удалось добиться квартиры на ул. Чкалова. В этом доме Генрих Альтшуллер и прожил свои последние годы. Из-за тяжелой болезни в конце жизни уже не мог писать или преподавать, но к нему все равно приезжало очень много людей: учеников, последователей.

Генрих Альтшуллер скончался 24 сентября 1998 года. Сейчас на доме в Петрозаводске, где он жил, по инициативе Александра Селюцкого и других участников движения ТРИЗ, установлена мемориальная доска в память о знаменитом изобретателе, ученом и писателе.

 

Александр Селюцкий. Фото «Республика» / Любовь Козлова

Генриха Альтшуллера как символ Карелии представляет мастер ТРИЗ Александр Селюцкий:

— Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) сегодня признана во многих странах мира. Создана Международная ассоциация, курсы ТРИЗ читаются в университетах, с теорией активно работают в Европе, США, Японии, Китае, Южной Корее. Samsung, например, использует ТРИЗ как часть подготовки своих инженерных кадров. В России ТРИЗ крупные корпорации тоже применяют: «РусАл», «РусГидро». В Карелии проводятся семинары, в частности, на «Карельском окатыше» в Костомукше, входящем в компанию «Северсталь».

Но ТРИЗ далеко не исчерпывается решением чисто технических задач. Это действительно уникальная система, которая помогает сделать любой творческий труд эффективнее, расширить кругозор, находить нетривиальные решения, развить творческое мышление. Поэтому сейчас ТРИЗ внедряется в разные области человеческой деятельности.

Один из ведущих центров ТРИЗ в стране и мире сложился в Карелии. Многие наработки, способствовавшие развитию теории, уходят корнями в петрозаводские семинары.  И именно Генрих Альтшуллер в свое время, в начале 1990-х годов, предложил собрать и изучить опыт наших исследовательских семинаров. Таким образом, именно Карелия внесла очень большой вклад продвижение и развитие ТРИЗ.

Алла Нестеренко, дочь Александра Селюцкого, добавляет: кроме самой теории, Генрих Альтшуллер создал еще ТРТЛ – теорию развития творческой личности. Частью этой теории  является жизненная стратегия, позволяющая воспитывать и сохранять комплекс творческих качеств человека, которые в итоге влияют на решение творческих задач. В жизненной стратегии по Альтшуллеру есть, как в шахматной партии, эндшпиль: когда у творческой личности уже сформировались свои сторонники и последователи, создана своя школа. Выращиванию и развитию сообщества ТРИЗ Альтшуллер, удивительно талантливый учитель, посвятил огромную часть своей жизни. Но, в отличие от шахмат, в жизненной стратегии существует еще и понятие постэндшпиля: когда наследие творческой личности живет и развивается и после ее смерти.

— На мой взгляд, именно этим сегодня и должно заниматься созданное Генрихом Альтшуллером движение: выявлять новые нетиповые задачи, искать алгоритмы их решения, двигаться дальше, — говорит Алла Нестеренко. —   В современном мире чисто технических проблем, по сути, уже не осталось. И чем крупнее задача, тем больше в ней разных аспектов: социальных, связанных с бизнесом или менеджментом. ТРИЗ должна совершенствоваться для того, чтобы находить решения таких комплексных задач. И все для этого в созданной Альтшуллером теории есть. В ней самой заложены инструменты для включения фантазии, креативности, вся ТРИЗ этим пронизана. И это особенно важно сегодня в стремительно меняющемся мире с его огромными информационными потоками и постоянно возникающими нестандартными ситуациями.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Наталья Овсянникова, журналист, автор текста
Любовь Козлова, фотограф
Максим Алиев, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!