Автоспорт

Карелия — одно из лучших в России мест для авторалли и экспедиций на внедорожниках. Наши труднопроходимые леса и болота идеальны для проведения трофи-рейдов и джип-триалов. Самые известные гонки — рекордная по числу участников в России «Ладога-Трофи», транскарельская экспедиция и единственная в мире зимняя баха «Россия — Северный лес». Автоспорт — символ туристического экстрима в Карелии — в новом выпуске проекта «100 символов Карелии».

Лодка в этом пейзаже смотрится органичнее, зато у Audi - полный привод. Фото: "Республика" / Игорь Георгиевский

Лодка в этом пейзаже смотрится органичнее, зато у Audi - полный привод. Фото: "Республика" / Игорь Георгиевский

Офф-роуд

Самый массовый автомобильный экстрим в Карелии — внедорожный. Именно офф-роуд делает нашу республику знаменитой среди экстемалов по всей стране. Конечно, любить кататься на внедорожниках можно везде. В Сети, например, есть приглашение для любителей офф-роуда на «пикник в Масловском лесу». Это в ближнем Подмосковье. Но настоящим ценителям внедорожного экстрима жизненно необходимы суровые леса с труднопроходимыми болотами или каменистые местности с быстрыми реками. А лучше — всё вместе. Вот поэтому, кроме Кавказа, Алтая или Байкала, экстремалы выбирают нашу республику.

По сравнению с другими регионами с развитым автомобильным экстримом у Карелии есть одно солидное преимущество — к нам ехать ближе и дешевле. Республика выгодно расположилась относительно близко обеих российских столиц. Ежегодно любители офф-роуда и фанаты трофи-экспедиций — это те, которым нравится застревать по шею (или по крышу) в самых непролазных местах — приезжают к нам сотнями. И в основном на джипах — тайга диктует свои условия.

Объяснимся сразу: строго говоря, джип сегодня — это конкретный автомобильный бренд. Внедорожники марки Jeep производили в США. Сейчас «Чероки», «Рубиконы» и прочий модельный ряд под этим брендом делает итало-американская компания Fiat Chrysler Automobiles. Однако так повелось, что джипами в нашей стране называют все внедорожники.

Сегодня популярную карельскую таежную глушь чаще всего штурмуют машины попроще: УАЗы («Патриоты» и «Хантеры»), Renault Duster, Chevrolet Niva, Nissan Patrol. Пожалуй, самые массовые в российском офф-роуде автомобили класса «люкс» — это разномастные Toyota Land Cruiser. Редко, но забредают в Карелию и собственно джипы. Дорогие.

Подготовленная Toyota Land Cruiser превращается в дорогой танк. Фото: vk.com/ladoga_trophy

Подготовленная Toyota Land Cruiser превращается в дорогой танк. Фото: vk.com/ladoga_trophy

Отечественный Хантер в родном карельском лесу. Фото: "Республика" / Игорь Георгиевский

Отечественный «Хантер» в родном карельском лесу. Фото: «Республика» / Игорь Георгиевский

Например, петрозаводский экипаж Ивана Янчака по прозвищу Аптекарь гоняет в самом престижном и сложном классе «Абсолют» на черном Jeep Wrangler с объемом двигателя четыре литра и автоматической коробкой передач. Стоимость заводского Wrangler начинается от 3,5 миллиона рублей. «Боевая» машина Аптекаря значительно дороже — ее можно смело относить к «котлетам». Так называют частично перебранные и максимально подготовленные агрегаты, в которых от заводской (или стоковой модели) мало что осталось. Впрочем, могут удивить и ребята на стоках.

Станислав Родионов. Фото: "Республика" / Алиса Смирнова

— Зимой прошлого года, мы проводили закрытие сезона — «Снеговик Трофи». Это дружественный слет любителей помесить грязь, — рассказывает Станислав Родионов, председатель экспедиционного клуба «Северное братство» (Петрозаводск). — Приглашаем всех, но предупреждаем сразу: могут быть повреждения на машине. Где-то поломаете бампер, где-то колея большая, где-то через речушку надо проехать. Приехали ребята на новом Chevrolet Tahoe, все такие в туфельках и солнечных очках. Мы сразу к ним: так и так. Не факт, что вы такие же лакированные и красивые вернетесь обратно. Они поехали — и от всей колонны не отставали. Помяли передний бампер, содрали краску. Но были счастливы.

Роман Баландин. Фото из личного архива

— Мы в этом году сломались в муезерском лесу, по пути в поселок Пяозерский, — рассказывает участник и пресс-секретарь транскарельской международной трофи-экспедиции Роман Баландин. — У нас лопнул радиатор, приходилось доливать воду каждые 20 километров, чтобы добраться. Но мы смогли, и, когда появилась связь, заказали запчасть и попросили, чтобы нам ее привезли сервисом BlaBlaCar. Заказали мы вечером, а привезли нам ее на следующий день в Кандалакшу, где мы радиатор за час поменяли и дальше двинулись в путь.

От муезерского леса до Пяозерского и потом до Кандалакши в Мурманскую область нужно еще доехать — с лопнувшим-то радиатором. Но все как один джиперы говорят, что машину им не жалко — не за тем забираются они в самую глушь, чтобы думать о стоимости запчастей. Тем более что практически у каждого опытного экстремала автомобиль для офф-роуда — это «боевая», подготовленная к крайне пересеченной местности машина. На работу они ездят совсем на другом.

— Первый раз по-настоящему, так, чтобы руль под водой, утопил машину на Ladoga Trophy, — рассказывает московский автоэкстремал с 16-летним стажем за рулем Леонид Миндель. — Особого ужаса не было, только сожаление, что теряем время на спецучастке. Ничего, вытащили, завели и дальше поехали.

 

 

В нашу республику любители офф-роуда приезжают более 20 лет. У нас есть три основных способа испытать себя и свой автомобиль.

1. Короткие гонки

Гонками на коротких дистанциях занимаются местные, карельские экстремалы, объединившиеся в клубы. Сейчас в Карелии их шесть. В Петрозаводске «Северное братство» и «Авиаторы», «Вседорожник» в Кондопоге, в Сегеже — «Выгозерская автолига», «Полный привод» в Костомукше и в Кеми клуб «Кемь 4×4». Силами этих и других ребят в разные годы в Карелии проводились и проводятся автофестивали «Кубок Петрозаводска», «Гирвас», «Рев моторов».

В этом году клубы замахнулись на серию соревнований под общим названием «Кубок Карелии». Первый этап прошел в Кондопоге, второй — в Гирвасе, третий в Сегежском районе. В октябре «Северное братство» организует четвертый этап — в Прионежском районе, за поселком Заозерье. Живут клубы как одна большая семья, вне зависимости от социального или любого другого положения.

— У нас равенство. Ехать всем надо. Без разницы — зарабатываешь ты миллионы или ты простой работяга, — говорит Станислав Родионов. — Все в равной степени лезут в болота, в грязь, и все друг друга потом вытаскивают. Для этого и едут, от этого и получают удовольствие — от того, что они преодолели препятствие, что у них есть сила духа. И есть друзья.

На автофестивале Гирвас. Фото: vk.com/severnoebratstvo

На автофестивале в Гирвасе. Фото: vk.com/severnoebratstvo

2. Длинные гонки

Внедорожные испытания на куда более длинные дистанции как и гонки проходят на время. Пожалуй, самое известное среди таких путешествий — фестиваль Ladoga Trophy. В июне этого года он в 23-й раз прошел в Ленобласти и карельском Приладожье. Карьеры, болота, бесконечно сложные лесные дороги и непролазные, но проезжие дебри. Организаторы называют «Ладогу» самым масштабным событием в российском и мировом офф-роуде: в этом году 150 экипажей из десятка стран мира преодолевали 2,5 тысячи километров, из которых 400 км — особо сложные специальные участки.

Фестиваль офф-роуда Ladoga Trophy ежегодно собирает сотни участников. Фото: vk.com/ladoga_trophy

Фестиваль офф-роуда Ladoga Trophy ежегодно собирает сотни участников. Фото: vk.com/ladoga_trophy

3. Экспедиции на внедорожниках

Главный смысл экспедиции на внедорожнике — не приехать первым, а приехать вообще, всласть поиздевавшись над своим джипом. И организмом. В нашей республике самое главное такое испытание — транскарельская трофи-экспедиция. Событие для региона и всего Северо-Запада уникальное. Множество россиян и совсем немного иностранцев за рулем подготовленных и не очень внедорожников рискуют пробраться через всю (!) Карелию и часть Мурманской области. За две с небольшим недели — три тысячи километров: от берегов Ладоги до Белого моря — и дальше, до Хибин. До страшного для машин Умбозерского перевала. Двумя маршрутами — для подготовленных джипов и простых внедорожников, иногда кроссоверов. Профессиональными, любительскими и семейными экипажами. Даже поодиночке.

— В нашей республике больше популяризируют автобусный, организованный туризм, — считает Роман Баландин. — А такие экспедиции помогают туристам получать представление о том, как можно в Карелии путешествовать автомобильным транспортом самостоятельно и интересно. Как можно, с одной стороны, преодолевать броды, скальные препятствия. А с другой — ехать по более-менее сохранившейся дороге и любоваться водопадами, церквями, заброшенными деревнями, старыми финскими плотинами.

Вот этот экстремал из Минска в любую свободную от езды и ремонта минуту садился в лодку - и на рыбалку. Фото из архива Романа Баландина

Вот этот экстремал из Минска в любую свободную от езды и ремонта минуту садился в лодку — и на рыбалку. Фото из архива Романа Баландина

Одна из самых интересных и малоизученных достопримечательностей Карелии, которую посещают джиперы — озеро Пизанец в Медвежьегорском районе. Сюда ездят и клубы, и экспедиции. По сравнению с другими нашими озерами — это просто щель в скальных породах, образовавшаяся в незапамятные времена после разлома земной коры. Длина — 5,3 километра, максимальная ширина — 320 метров, средняя — всего 160. Но: населенных пунктов поблизости нет вообще, высота прибрежных скал — 50-60 метров, а глубина — все 200 метров. Рыбалка плохая, но добираются сюда вовсе не за этим. А потому что красота.

Озеро Пизанец. Фото: Виктор Дубинкин

Озеро Пизанец. Фото: Виктор Дубинкин

Ралли

Особняком в Карелии стоят профессиональные ралли-рейды. Это гонки, абсолютно отличные от всех остальных, проходящих в республике. Если для клубных джиперов и участников экспедиций триалы и трофи-рейды это экстремальный отдых, то для раллийных спортсменов — это профессия. Гонщики со всей России приезжают в карельское Приладожье на «Яккиму», «Белые ночи», ралли «Карелия». Это официальные соревнования в рамках Кубка и чемпионата России. Гонки за медали и титулы. Все спортсмены — профессионалы, все машины — специально подготовленные «котлеты». В январе этого года на ралли «Карелия» в рамках первого этапа чемпионата России принимал участие бывший пилот «Формулы-1» Виталий Петров. Карельские гонщики заезжают в призы достаточно редко — слишком высока конкуренция. Так, почти весь пьедестал почета на авторалли «Яккима-2015» заняли гонщики из Санкт-Петербурга.

Mitsubishi Lancer EVO 9 экипажа "Виталий Петров - Дмитрий Яковченко". Фото: AutoSportMedia

Mitsubishi Lancer EVO 9 экипажа «Виталий Петров — Дмитрий Яковченко». Фото: AutoSportMedia

Но самым главным, сложным и престижным среди раллийных стартов в Карелии была и остается баха «Россия — Северный лес». Это единственный проходящий в Карелии этап Кубка мира, на который съезжаются лучшие экипажи из Европы, Америки, Азии.

Баха — официально признанная разновидность ралли-рейда, определяемая Международной федерацией автоспорта (FIA) как «соревнования, проходящие по пересеченной местности (бездорожью) и дорогам общего пользования. Стандартная продолжительность бахи — от одного до трех дней, с протяженностью спецучастков не менее 500 км и не более 1 200 км».

Слово «баха» произошло от испанского — baja (в испанской транскрипции оно произносится именно как баха). Баха — это местность в южной части полуострова Калифорния (граничащая с Мексикой), где был проведен первый короткий ралли-рейд, откуда и произошло название этой гонки.

Бахи проходят по всему миру, но в подавляющем большинстве случаев это гонки по пустыне или в степи. Карельская баха — единственная в мире, где гонщики преодолевают трассу по снегу и льду. Для многих участников это настоящая экзотика. Например, в феврале этого года в ралли «Россия — Северный лес» участвовал экипаж из Омана. Гонщики увидели снег впервые в жизни. Всего на трассу в Сортавальском и Суоярвском районах в 2019 году вышли экипажи из Аргентины, Омана, Италии, Франции, Чехии, Венгрии, Словакии, Польши, Румынии, Финляндии, Латвии, Литвы, Туркменистана, Украины и России. Раз в год в Карелию съезжается весь мир, потому что автоспорт — символ республики.


Ирина Сидоркова. Фото из личного архива

Ирина Сидоркова. Фото из личного архива

Автоспорт как символ Карелии представляет гонщица Ирина Сидоркова, первая девушка-победитель в первенстве России по кольцевым автогонкам, претендент на участие в женской гоночной серии W Series:

— Наши леса, озера и скалы — настоящий рай для раллистов. Кроме того, мы очень близко к Финляндии, к Москве и Петербургу. Не стоит забывать и про наши зимы. Они у нас лучшие. Поэтому гонщики с удовольствием приезжают к нам не только летом, но и зимой. Взять одну только баху «Россия — Северный лес». Ведь лучше Карелии для проведения снежного этапа Кубка мира не придумать. И снег есть, и лес есть, всё сложилось. Это уникальнейшая гонка, настоящая победа Карелии. Все это делает автоспорт в нашей республике легендарным — и с сумасшедшим потенциалом.


Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Александр Батов, журналист, автор текста
Алиса Агранович, фотограф
Алексей Белянинов, режиссер монтажа
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!