Тепловой удар

В сентябре сотням петрозаводчан пришли коммунальные квитанции с пятизначными цифрами. Жильцам трех домов столицы Карелии предложили заплатить за тепло от 15 до 20 тысяч вместо привычных 2-3 тысяч рублей.

Жители домов № 6 по улице Андропова, Красноармейской, 26 и Григорьева, 1 получили квитанции по оплате ЖКУ с шокирующими цифрами в графе «тепло». Вместо обычных двух-трех тысяч в платежке были прописаны суммы от 15 до 20 тысяч. Людей такие «письма счастья» привели в состояние шока.

«Республика» пообщалась с жильцами дома № 6 по улице Андропова. Люди – в основном пенсионеры и инвалиды – в один голос кричали, что не понимают, откуда взялись подобные цифры, что такие счета превышают размер всей пенсии и платить они не собираются.

Возмущенные жильцы Андропова, 6

Возмущенные жильцы Андропова, 6

Единой теплоснабжающей компанией в Петрозаводске с начала 2015 года является «ТГК-1». Там-то и насчитали испугавшие петрозаводчан суммы. В организации нам ответили следующее:

— В ходе сверки базы жилых помещений была актуализирована информация по площади многоквартирных домов в Петрозаводске. По трем домам (Андропова, 6, Красноармейская, 26, Григорьева, 1), где начисление производилось по нормативу, были выявлены расхождения по этажности. Вследствие чего жителям указанных домов к оплате выставлялась сумма, меньше положенной по установленному для их домов нормативу. Потребителям произведен перерасчет. Сумма может быть оплачена в рассрочку в течение года без начисления пеней. Соответствующие уведомления были направлены жильцам.

Письмо энергетиков в адрес жильцов

Письмо энергетиков в адрес жильцов

Что все это означает? В технической документации ТГК-1 на шестой дом по Андропова вкралась ошибка – в графе «этажность» стояла цифра пять. На самом деле, Андропова, 6 – дом четырехэтажный. Оказывается, это напрямую влияет на расчет норматива оплаты тепловой энергии. За отопление пятиэтажного дома люди платили бы меньше, чем за обогрев четырехэтажного. И с февраля 2015 года по сентябрь 2016 – то есть 16 месяцев – люди платили энергетикам меньше, чем следовало.

Ошибку обнаружили, жильцам произвели перерасчет, прописав все недоплаченные деньги в одном счете (с возможностью годовой рассрочки – по выбору жильца).

Четырехэтажный дом № 6 по улице Андропова

Четырехэтажный дом № 6 по улице Андропова

Конечно, если бы старшие этих жилых зданий вовремя озаботились бы установкой общедомовых и квартирных счетчиков тепла, начисления платы по нормативу (как выяснилось, ошибочно рассчитанному) не было бы, и такая проблема бы не возникла. Но сами жильцы уверяют, что это совсем другая история. Сначала они хотят, чтобы с них сняли груз перерасчета.

Оплачивать пришедшие счета жильцы отказываются категорически. Они говорят: в ТГК-1 признают, что ошибка в документации – на их совести. Так почему мы должны оплачивать чужие ошибки?

В доме №6 по ул. Андропова в основном проживают пенсионеры

В доме № 6 по ул. Андропова в основном проживают пенсионеры

Люди написали заявления в прокуратуру Карелии, чтобы надзорный орган дал правовую оценку действиям ТГК-1. Собираются они жаловаться и в республиканскую Жилинспекцию. «Республика» обратилась к инспекторам и выяснила, что механизмов решения этой проблемы в законодательстве не существует.


Елена Ишукова

Елена Ишукова. Фото: cheboksary.ru

— В данном случае, возможно, ошибку допустила компания «ТГК-1», применив не тот норматив. По идее, они и должны быть оштрафованы, — заявила первый заместитель руководителя республиканской Госжилинспекции Елена Ишукова. — К сожалению, ни в одном законодательном акте не определено, как в таких случаях быть. В принципе частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса определено, что лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего увеличение ее размера, обязано уплатить потребителю штраф. Но в каком размере, каким образом и в каком порядке – пока не прописано.


По словам Елены Ишуковой, у Жилищной инспекции пока нет рычагов, которые могут повлиять на эту ситуацию.

— Нигде не прописано, что люди не могут получить перерасчет за допущенные нарушения в предыдущий период. Единственное, есть ограничение: период, за который производится перерасчет коммунальной услуги, не может составлять более трех лет с момента выявления ошибки. То есть ТГК-1 вправе производить перерасчет платы за потребленное этим домом тепло в течение трех лет. И будут правы, это законно.

Заявления собственников квартир в Жилищную инспекцию пока не поступали. В надзорном органе нам пообещали, что при получении жалоб инспекторы будут разбираться конкретно в каждой ситуации, в том числе и по Андропова, 6.

— Пока, наверное, только сами жильцы в судебном порядке могут решить этот вопрос, – отметила Елена Ишукова.

Писать судебные иски люди не торопятся – вначале они хотят увидеть ответ прокуратуры. Подробности этой истории мы изложим в одном из ближайших выпусков коммунальной программы «Дом.сом».