За больным – с секундомером

Электронная очередь как в Сбербанке, отдельная – для «цитовых» пациентов: в поликлиники Петрозаводска приходит идеология бережливого производства. Как это поможет улучшить пространство-время наших больниц и при чем здесь Росатом – читайте в материале «Республики».

«Посетитель с талоном А11, пройдите к окну № 4», — в сентябре этого года такие слова можно будет услышать в очереди не только в отделении Сбербанка, но и в поликлинике № 4 Петрозаводска. По крайней мере, на это надеются идеологи внедрения в Карелии федерального проекта «Бережливая поликлиника», рассказали сегодня на брифинге в Минздраве Карелии.

В столице пилотный проект охватил два учреждения — поликлинику № 4 и детскую поликлинику № 2. Беречь собираются ресурсы — людей, время, пространство, деньги, за счет чего доступность и качество медицины должны улучшиться. Интересно, что проект «Бережливая поликлиника» вырос из идеологии бережливого производства, разработанной в Росатоме. Казалось бы, в чем связь?

— Общение со специалистами Росатома позволило выявить общие проблемы, — рассказала главврач городской поликлиники № 4 Ольга Билко. — Например, инструменты и материалы находятся не на своих местах, много лишнего в цехе — то же самое в поликлиниках. Лишние перемещения деталей и хождение операторов по цеху — лишние походы пациентов, движения медперсонала в поликлинике.

Брифинг в Минздраве Карелии

Брифинг в Минздраве Карелии. Фото: ИА «Республика» / Александр Батов

Осенью прошлого года проект «Бережливой поликлиника» стартовал в шести учреждениях Ярославля, Калининграда и Севастополя. В поликлиниках перераспределяют нагрузку между врачами и средним медперсоналом, разделяют потоки пациентов, переходят на электронный документооборот и сокращают количество бумажной работы, упрощают процедуры профосмотров и диспансеризации.

— Мы хотим сразу сказать, что «Бережливая поликлиника» — это не стремление сэкономить на пациентах. Это совершенно другое понятие, прежде всего бережного отношения к нашим пациентам и к нашему медицинскому персоналу, — подчеркнула на брифинге главврач городской детской поликлиники № 2 Надежда Мазуровская.

За четыре месяца в Ярославле удалось повысить полезное время терапевта в два раза, сократить очередь к специалисту — до восьми раз.

Проект был признан успешным, и к 2020 году его планируют внедрить во всех федеральных округах с охватом более 200 поликлиник. В двух поликлиниках Петрозаводска успехов, подобных ярославским, попытаются достичь до 1 сентября.

— Сейчас наша задача — с помощью волонтеров из медицинского института выявить самые узкие места. Это регистратура, где люди порой подолгу ожидают очередь; это проблемы очередей, в том числе пересечение потоков больных и здоровых людей в процедурном кабинете; это проблемы с прохождением диспансеризации, — рассказала Ольга Билко.

Прежде всего в учреждениях попытаются сэкономить время. Для этого специально обученные волонтеры из числа студентов медицинского института с секундомером в руках ходят за согласными пациентами, фиксируя буквально каждый их шаг. Сколько времени ушло на гардероб, сколько — на регистратуру, сколько — на очередь к врачу, на посещение самого врача и так далее. Главврачи попросили своих клиентов с пониманием относиться к процедуре хронометража и заявили, что уже есть первые результаты, уже понятно, за счет чего нужно улучшать качество работы поликлиник.

— Усиление службы неотложной помощи, чтобы она не только выезжала, а работала в поликлинике с 8:00 до 19:00. Для того чтобы все пациенты с острыми состояниями — мы их называем «цитовыми» (от лат. cito — срочно) — попадали не в общую очередь, а в кабинет неотложной помощи, — отметила Ольга Билко.

Ольга Билко и Надежда Мазуровская

Ольга Билко и Надежда Мазуровская. Фото: ИА «Республика» / Александр Батов

— Дальше мы хотим уменьшить у детей время проведения профосмотров — это касается как маленьких детей, так и школьников. Действительно, очень долго приходится находиться мамам с малышами в поликлинике, которые хотят кушать, — это большая проблема, — сказала Надежда Мазуровская.

Также в обоих учреждениях — отдельно от регистратуры — появятся call-центры, в поликлинике на Кукковке для детей с острыми болями обустроят отдельный вход, на Ключевой лабораторию для обработки анализов спустят с седьмого этажа на первый и так далее.

Всего на внедрение федерального проекта в двух поликлиниках Петрозаводска потратят примерно 15-17 миллионов рублей. Это деньги республиканского бюджета, ФОМС, спонсоров.

На вопрос, а не лучше бы было израсходовать эти средства на привлечение в больницы специалистов, Ольга Билко и Надежда Мазуровская ответили: да, врачей действительно не хватает. Так, в четвертой поликлинике кадровый дефицит участковых — из 34 участков полностью укомплектованы только 26. Но за счет «Бережливой поликлиники», сказали они, во-первых, удастся создать более привлекательные условия труда для сегодняшнего выпускника-медика. А во-вторых, ярославский опыт показал, что проект потребует не сокращения коллектива, а наоборот, его увеличения. Так, в городе на Волге потребовались новые сотрудники регистратуры.