Ягоды, грибы и бальзам

Карелия представила свою продукцию на крупнейшей международной выставке в Москве «Продэкспо-2018». Варенье от компании «РусБиоАльянс» и спиртные напитки завода «Петровский». Обе компании нацелены работать в Карелии, расширять производство, вкладывать деньги в дальнейшее развитие. Власти региона готовы к сотрудничеству с бизнесом.

ягоды грибы Карельский продукт

Продукция компании "РусБиоАльянс". Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Карельские ягодные джемы и алкогольные напитки представлены в Москве на крупнейшей международной продовольственной выставке «Продэкспо-2018». Две компании «РусБиоАльянс» и «АлкоВорлд» презентуют продукцию, которая производится в республике. От выставки предприниматели ожидают новых бизнес-предложений, новых партнеров, кроме того, это возможность встретиться и с представителями власти — в первый день работы «Экспоцентра» на Краснопресненской набережной карельские стенды посетил глава Карелии Артур Парфенчиков.

Артур Парфенчиков у стенда компании«РусБиоАльянс». Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Артур Парфенчиков у стенда компании «РусБиоАльянс». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

25-я юбилейная международная выставка про­дуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018» — престижная и многообещающая для представителей продуктового бизнеса. Достаточно сказать, что в выставке участвуют более 2300 компаний из 63 стран мира.

Глава Карелии Артур Парфенчиков встретился с гендиректором «РусБиоАльянса» Янисом Кудрявцевым. Бизнесмен рассказал, как планирует развивать производство.

Артур Парфенчиков Янис Кудрявцев

Артур Парфенчиков и Янис Кудрявцев. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

«РусБиоАльянс» — группа компаний полного цикла, от сбора дикорастущих ягод и грибов до полной переработки. Она включает в себя шесть активов в четырех регионах Северо-Запада России. Партнеры «РусБиоАльянса» — компании Архангельской и Вологодской областей, а также Республики Коми. Все основные активы консолидированы в Карелии. В республике работают два предприятия: «Карельский ресурс» занимается сбором и переработкой сырья, «Карельский продукт» производит продукцию из дикоросов, садовых ягод и фруктов. Основные объемы продаются в Москве, однако и в крупной петрозаводской торговой сети можно купить джемы из карельских ягод.

Карельский продукт ягоды

Выставка «Продэкспо-2018». Стенд «РусБиоАльянс». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

— Карелия является наиболее богатым регионом Северо-Запада по произрастанию дикорастущих ягод. Ягоды, которые произрастают в этой республике, обладают самыми полезными свойствами, которые оценивают все потребители, в том числе экспортные, — сказал Янис Кудрявцев.

В то же время в России заготавливается не более 3% от эксплуатационных запасов биоресурсов по всему миру.

— Сложности, которые мешают увеличить этот процент, — отсутствие у нас пунктов сбора, отсутствие дорожной сети и законодательные препятствия, которые мы пытаемся решать совместно с государственными органами. Мы уверены, что это можно преодолеть, и мы понимаем, что эти три процента превратятся в десять уже через пять лет, у нас есть план, как это сделать, — сказал Артуру Парфенчикову Янис Кудрявцев.

Янис Кудрявцев. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Янис Кудрявцев. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Янис Кудрявцев сообщил Артуру Парфенчикову, что компания собирается увеличить объемы заготовки ягод и планирует создавать собственные бригады сборщиков уже в этом году. В этом вопросе нужна поддержка Центросоюза России — общества потребкооперации.

По мнению Кудрявцева, увеличение заготовки в конечном итоге повлияет на снижение конечной цены, поскольку меньше сырья будет импортироваться, больше производиться внутри и перерабатываться.

— Это наше конкурентное преимущество, и мы должны его использовать, — сказал руководитель «РусБиоАльянса».

морошка ягоды

Карельская морошка. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

В свою очередь глава Карелии поддержал идею развития потребительской кооперации. Сбор и сдача дикоросов — это дополнительный доход для населения северных территорий республики: Калевальского, Муезерского и Суоярвского районов. Нужно создавать работающую модель взаимодействия сборщиков дикоросов и компании-приемщика ягод и грибов.

— Сейчас мы много говорим о том, что нам нужно расширять рынки, не только внутренние, но и внешние. Если мы говорим о дикоросах, то это нужно делать с возрождением потребительской кооперации. Только в таком взаимодействии мы можем говорить об очень серьезном развитии. Здесь не надо придумывать ничего нового, нужно вернуться к хорошо забытому старому. Есть ниша потребкооперации, и мы готовы вместе с бизнесом вести переговоры с потребкооперацией о возрождении и в том числе в рамках оказания бизнесу соответствующей помощи по созданию модульных современных пунктов сбора, переработки, заморозки, – заявил Артур Парфенчиков.

Артур Парфенчиков. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Глава Карелии также обсудил с Янисом Кудрявцевым вопрос налаживания взаимодействия с частными подсобными хозяйствами и с дачниками — компания уже нынешним летом намерена организовать прием красной и черной смородины, черноплодной рябины, крыжовника, клубники и малины.

Артур Парфенчиков сказал, что власти республики поддерживают инициативы предпринимателей по развитию бизнеса, в частности, «Карельский ресурс» получит дополнительные площади под расширение холодильных мощностей.

Глава региона сообщил о том, что есть достаточно нерешенных вопросов на законодательном уровне, которые касаются господдержки отрасли переработки дикоросов.

— Понятно, что здесь необходимо принимать целый пакет документов. Мы сейчас сформируем совместную дорожную карту. Я предполагаю, что мы в конечном итоге, используя свои ресурсы, в том числе законодательную инициативу, какие-то вопросы поставим перед нашими федеральными законодателями, — сказал Артур Парфенчиков.

Артур Парфенчиков. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Глава региона отметил, что уже назрела необходимость определить правовой режим для территорий, где происходит заготовка ягод и грибов. Кроме того, по мнению руководителя региона, оплата сдатчикам сырья должна быть прозрачной: сейчас этот бизнес в основном никак не контролируется, за дары леса скупщики платят «черным налом».

— Нужно, чтобы был порядок и какой-то контроль, в том числе и за теми потоками собираемых ягод, которые дает карельский лес, — сказал глава Карелии.

В то же время Артур Парфенчиков подчеркнул, что какие-либо запретительные меры должны быть на втором плане. Вначале нужно создать систему, чтобы человеку было выгодно сдавать ягоды официальному приемщику, который действует от потребкооперации, и, соответственно, какие-то меры стимулирования, как это было в советское время.

Парфенчиков добавил, что в ближайшее время нужно разработать дорожную карту, чтобы максимально интенсифицировать сбор и сделать так, чтобы карельские ягоды оставались на внутреннем рынке, а не уходили за рубеж.

По окончании выставки карельская делегация выезжает в Ульяновск на съезд Роспотребкооперации, где будут решаться вопросы в том числе и поддержки переработчиков дикоросов.

Руководитель региона также сообщил, что правительство республики готово помочь предпринимателям найти поставщиков сырья с южных регионов России, чтобы мощности переработчиков были полностью загружены полный сезон. И эти вопросы уже включены в повестку обсуждения на Сочинском инвестиционном форуме, который стартует 15 февраля. В Сочи будет работать и карельская делегация, и вопросы ягодного бизнеса будут включены в повестку.

Иван Руфеев. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Посетители выставки интересовались карельской ягодной продукцией. Житель Москвы Иван Руфеев никогда не был в Карелии и карельские ягоды никогда не покупал — не видел в магазинах.

— Чем больше ассортимент, тем лучше. Мы в основном вишневое варенье покупаем. Я морошку пробовал, но вкус уже не помню. Брусничные джемы покупаю иногда, — сказал Иван Руфеев.

 

Сергей Колесников. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.Сергей Колесников из Мичуринска Тамбовской области также сказал, что северные ягоды сегодня редкость в магазинах.

— Морошку пробовал, но она очень мало представлена в магазинах, ее почти нет. В нашей зоне — Тамбовская область — морошки нет. В основном в магазинах — малина, садовая земляника, ежевика, меньше — черника, клюква, брусника. И грибы — лисичек и белых не видел, а было бы интересно, — сказал Сергей Колесников.

На выставке «Продэкспо-2018» Артур Парфенчиков также посетил стенд карельской компании «Алковорлд» — это собственник ликеро-водочного завода «Петровский».

Прекративший работу в феврале 2017 года завод был продан ОАО «Росспиртпром» фирме «Алковорлд» с аукциона.

Учредитель компании, бизнесмен с 20-летним опытом работы в алкогольной отрасли Александр Глусь, рассказал Артуру Парфенчикову о том, что завод активно развивается. На «Петровском» возобновили производство всей линейки продукции, сделали редизайн.

— Главная задача, которую мы для себя поставили — поднять до высочайшего уровня качество всей продукции. Мы вернули знаменитый «Карельский бальзам» в Карелию. Активно развиваем продукцию на федеральном уровне, — сказал Александр Глусь.

Александр Глусь и Артур Парфенчиков. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Александр Глусь и Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Продукция завода впервые представлена на форуме такого уровня. Флагманские продукты заявлены на международный  конкурс «Лучший продукт». Разработчик легендарного «Карельского бальзама» Валентина Трипецкая участвует в номинации «За вклад в развитие пищевой промышленности». Подведение итогов состоится 9 февраля, в день завершения работы выставки «Продэкспо-2018».

Александр Глусь сообщил, что в настоящее время компания рассматривает возможности поставки продукции «Петровского» завода на экспорт.

— Завод «Петровский» никогда этим не занимался, нужно все делать с нуля, все процессы сертификации, партнерские программы, мы сейчас работаем в китайском направлении, ведем переговоры — Пекин, Гуанчжоу, Шанхай. Работаем и с европейскими сетями, сейчас идет договорная работа, — сказал Александр Глусь.

Александр Глусь и Артур Парфенчиков. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Александр Глусь и Артур Парфенчиков. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

25-я юбилейная международная выставка про­дуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2018» организована «Экспоцентром» при поддержке Министерства сельского хозяйства России, под патронатом Торгово-промышленной палаты. Она работает с 5 по 9 февраля. Проект входит в десятку крупнейших продовольственных смотров мира. 2/3 участников выставки – российские производители и поставщики продуктов питания и напитков из всех регионов страны. Таким образом, количество российских участников выставки увеличилось за 25 лет в 22 раза. Всего за годы проведения масштабного продовольственного форума число участников выставки увеличилось более чем в 5 раз, а площадь – в 5,5 раза.

выставка

Выставка «Продэкспо-2018». Стенд «РусБиоАльянс». Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов