«Воцерковление — это не с понедельника, а с покаяния»

Священнослужители, казаки и студенты обсудили вопросы сотрудничества системы образования и РПЦ на конференции в Петрозаводске. Главная тема традиционных рождественских образовательных чтений — «Молодежь: свобода и ответственность».

Священники

Рождественские чтения. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

На традиционных рождественских образовательных чтениях в Петрозаводске священнослужители, представители РПЦ, казаки и все желающие слушатели обсудили вопросы православного воспитания молодежи, сотрудничество органов власти и церкви. «Молодежь: свобода и ответственность» — главная тема дискуссий, которые прошли на площадках ПетрГУ, Академии госслужбы, в колледжах столицы Карелии.

Как наладить сотрудничество церкви и образовательных учреждений и нужно ли такое сотрудничество? Какие методы использовать в просветительской работе, как рассказывать молодежи о вере и православии и как это правильно делать? Участники конференции поделились своими мыслями с корреспондентом «Республики».

Рождественские образовательные чтения. Фото: ИА "Республика"/ Сергей Юдин

Рождественские образовательные чтения. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Иерей Михаил Васильев, настоятель храма пророка Илии в поселке Чална-1, рассказал, что когда-то он был первым секретарем райкома комсомола в Кондопоге. Крестился только в 36 лет, за него молились близкие люди, и он через тяжелые испытания пришел к вере. Михаил Васильев говорит, что молодежи в храмах сегодня мало, и за каждого нового воцерковленного прихожанина молится весь приход. Только молитвой можно призвать людей к вере, считает священнослужитель.

Иерей Михаил Васильев. Фото: ИА "Республика"/ Максим Смирнов

Иерей Михаил Васильев. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

— Если по мирскому отвечать, то служить сегодня трудно, у нас всегда много трудностей, а с точки зрения священника всегда вспоминаешь, что жатвы много, а деятелей мало, надо трудиться. В храмах молодежи мало, многие крестятся, но не многие воцерковляются. Не многие учатся молиться, не многие придут в храм. Это требует ответственности. Вот это тема нынешней конференции. Свободы-то все хотят, а ответственность осознать надо. Когда Господь призывает тебя с крещением отказаться от сатаны, от всех искушений, слабостей и страстей — это основная трудность. Живя в миру, человек потакает своей телесности, забывая о духовности. Молодые люди долгие времена, как в притче о блудном сыне, блуждают, пытаясь себя реализовать, найти себя. Ищут все в самих себе, но не ищут Бога. И, к сожалению, когда через многие годы поистратят все, что было, и часто впустую, то только потом начинают задумываться. Когда взрослеют начинают понимать свою ответственность как отцов, как матерей.

— Как вы ведете просветительскую работу в своем приходе? Как рассказываете молодым людям о вере, о боге, о православии?

— Здесь может быть только свой пример, молитва за них. Это как родители молятся за своих детей, также и родители будут молиться за молодых людей, которые прошли крещение, но по своим, пока еще не зрелым убеждениям, не могут прийти в церковь. За них надо молиться. Так вот взять и за руку привести в храм не получится. Я сам искренне, осознанно начал в храм ходить в 45 лет. Сколько лет я махал шашкой в этой жизни, сколько проблем насоздавал себе и окружающим… Хотя мне казалось, что я живу как все. Когда Господь дал мне возможность пострадать и остановиться в этой жизни, тогда пришел этот страх: что я наделал в этой жизни. Это было достаточно поздно, но я пришел к Богу.

— То, что священнослужители собрались сегодня в Академии государственной службы, у некоторых людей вызывает недоумение: что они делают в образовательном учреждении? Место их службы — храм.

— Я знаю, многие с улыбкой это все воспринимают. Я так скажу, вы зайдите в кабинет какого-нибудь чиновника, руководителя. Посмотрите, что у него над головой. Герб России — главный символ нашего государства. Герб, в центре которого находится икона Георгия Победоносца. Этот символ сопровождает их всю чиновничью жизнь. Это не случайно. В суд приходишь — там тоже Георгий Победоносец, побеждающий копьем змея. Так что, вот такая есть связь. Чиновники служат под защитой святого великомученика. Церковь и власть должны вести диалог, вместе делать благие дела нашему государству — людям.

Евгений Хмелев

Есаул, руководитель карельского отделения союза казаков России и зарубежья Евгений Хмелев. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Руководитель карельского отделения союза казаков России и зарубежья, есаул Евгений Хмелев рассказал, что сегодня в стране необходимо рассказывать молодежи о православии, о церкви. Это часть патриотического воспитания. По его мнению, это многогранная работа. Нужно, к примеру, также переименовывать улицы, которые названы в честь бывших идейных лидеров революции 1917 года, основоположников марксизма-ленинизма. Придумывать им новые, народные названия.

— Главное направление нашей работы — это воцерковление всех слоев нашего общества с большим акцентом на молодежь. Наша идеология проста: казак без веры — не казак. Как работать? Есть воскресные школы. Прихожане заинтересованно к нам относятся, мы на одной волне. Но этого мало, надо идти в школы.

— Вы родились и были воспитаны в советских реалиях. Сами как пришли к вере, к казачеству?

— Да, я служил в морской пехоте в 1979 году. Был секретарем комсомольской организации роты связи. И был у меня билет ВЛКСМ, меня тогда заставили туда вступить. Я с чистым сердцем сжёг этот билет на 100-летие организации — есть у нас такой чин, ритуал — сжечь партбилет, например. А крестился я в 1987 году. Я все понял тогда и пришел к Богу. Воцерковление — это не с понедельника, а с покаяния, понимаете.

Настоятель храма святого Николая в Эссойле, иерей Сергий Теплоухов. Фото: ИА "Республика"/ Максим Смирнов

Настоятель храма святого Николая в Эссойле, иерей Сергий Теплоухов. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Настоятель храма святого Николая в Эссойле, иерей Сергий Теплоухов рассказал, что сегодня сотрудничает со школами в Эссойле, Ведлозере и Крошнозере. Общается с молодежью на темы православия.

— Рассказывать о православии достаточно сложно. Ты приходишь в школу на встречу с учениками и слышишь смешки, шепот. Но я нормально, с пониманием реагирую. Разговор обычно складывается доверительный.

— Какие темы вы обсуждаете?

— Основное — это вопросы духовности и нравственности. Я говорю об уважении к старшим, к родителям, о прилежной учебе. Нас родители просят говорить о патриотической работе, о поведении. Бывает, родители приглашают домой поговорить с ребенком. Темы веры мы касаемся только если задают вопросы, поскольку церковь находится в стороне от образовательного процесса.

— Трудно быть священником?

— Трудно делать ответственно любое дело. Если ты честно и ответственно работаешь, то дело будет трудным.

казак Алексей Забегаев

Казак Алексей Забегаев. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов

Приходской соцработник питкярантского храма Вознесения Господня, казак Алексей Забегаев рассказал, что пришел к богу через свои грехи. Сегодня работает с молодежью и считает, что только любовь, которую дает бог, может спасти людей.

— Я был романтиком, вёл такую жизнь. Мы воспитывались тогда, в советское время, в безбожии. И на фоне романтического реализма я впал в грехи. Я работал в структуре МВД, и так получилось, что потерял работу. Это были 90-е годы, всеобщее помутнение, митинги, развал, алкоголизация. Мне не стыдно сейчас об этом говорить. И беда вся в том, что мы боимся сегодня признавать свои плохие поступки. Нельзя быть хамелеонами: на работе одни, а дома ведем себя так, что Боже упаси! Пока сами в себе не признаем свои грехи, мы не сможем учить молодежь. Мы на этой конференции в том числе и сами должны учится вести себя правильно, а потом уже общаться с молодежью. Казачество может стать помощником в деле воспитания молодежи. Не хочешь, чтобы твои дети пили, — сам не пей, не хочешь, чтобы блудили, — сам не блуди. Нельзя заниматься воспитанием, если снаружи ты чаша золотая, а внутри — гниль.

Абзац