Вокзал, Биг-Бен и стела

Проект реконструкции железнодорожного вокзала Петрозаводска немного доработают, вместо Биг-Бена на площади Гагарина появится клумба, а для стелы «Город воинской славы» продолжат искать место. Таковы главные итоги заседания градостроительного совета, состоявшегося в мэрии карельской столицы.

Проект ж/д вокзала Петрозаводска

Проект ж/д вокзала Петрозаводска. Фото: пресс-служба мэрии

Заседание градостроительного совета, в который входят известные в Петрозаводске архитекторы и дизайнеры, прошло в горадминистрации 8 июня. Вопросы на обсуждение были вынесены спорные и острые. Как отметила глава города Ирина Мирошник, ряд из этих тем ранее уже обсудили на заседании недавно созданного консультативного совета — площадки для взаимодействия различных экспертных и творческих сообществ. Речь, в частности, идет о башне с часами на площади Гагарина, прозванной в народе Биг-Беном, — ее судьбу предложили решить членам градостроительного совета.

Градостроительный совет Петрозаводска

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Ресторан «Под шпилем» вернется?

Началось заседание с обсуждения намного более масштабного проекта – реконструкции железнодорожного вокзала. Работа над первой платформой уже идет: ее поднимут почти на метр, и у пассажиров наконец-то исчезнет необходимость карабкаться в вагоны по лестницам. Реконструкцию планируется завершить уже в этом году.

Следующий этап – восстановление самого вокзала. По проекту ОАО «РЖД» архитектурный облик здания, которое является историческим памятником, будет максимально сохранен. Внутренние помещения, в том числе мраморная лестница, будут полностью отреставрированы, появятся современные санузлы, комнаты отдыха повышенной комфортности. Вокзал будет полностью оборудован для маломобильных групп населения.

Кроме того, как сообщил на заседании главный инженер дирекции Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Виктор Буряк, в планах также восстановить ресторан в здании вокзала.

— Насколько мне известно, в свое время этот ресторан даже был одним из символов Петрозаводска, — сказал он.

Виктор Буряк

Виктор Буряк. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Безопасность и/или комфорт

Все члены градостроительного совета согласны, что вокзал нуждается в реконструкции. Но некоторые детали проекта взвали дискуссию, а именно ситуация с досмотровыми павильонами. Как пояснил Виктор Буряк, площадь входной группы вокзала не позволяет разместить оборудование для досмотра пассажиров и багажа внутри здания. К тому же дирекция железнодорожных вокзалов учла трагедию, случившуюся в 2013 году в Волгограде. Напомним, там преступники устроили теракт прямо на входе у досмотровой зоны, на месте происшествия погибли 14 человек. Обеспечение безопасности – главная задача, подчеркнул представитель РЖД.

— Основная концепция, которой сейчас придерживается дирекция железнодорожных вокзалов, — это строительство досмотровых павильонов с выносом их за пределы самого вокзального комплекса, — пояснил Виктор Буряк.

Рядом со зданием вокзала в Петрозаводске будут построены два досмотровых павильона у северной и южной лестниц. В каждом павильоне будет по две рентген-телевизионных установки и две рамки металлодетекторов, конструкция рассчитана на пропуск 1000 человек в час. Этого более чем достаточно для имеющегося пассажиропотока.

Проект ж/д вокзала Петрозаводска. Фото: пресс-служба мэрии

Проект ж/д вокзала Петрозаводска. Фото: пресс-служба мэрии

Таким образом, попасть на территорию вокзального комплекса отъезжающие пассажиры смогут только через эти два павильона (центральные двери в здании вокзала будут работать лишь на выход). То есть человеку нужно будет подняться по внешней, северной или южной, лестнице на привокзальную площадь, а затем он сможет попасть в билетно-багажный центр либо в сам вокзал.

Члены градостроительного совета поинтересовались: а что делать пассажирам, которым надо попасть на вторую платформу? Виктор Буряк заявил, что проход на нее, как и раньше, будет через туннель, который также отреставрируют.

Получается, человеку с чемоданами надо будет сначала подняться по лестнице, зайти в вокзал, потом спуститься на первый этаж. Это очень неудобно, заявили архитекторы. Представитель РЖД сообщил, что и внешние лестницы, и здание внутри будут оборудованы подъемниками (лифтами), их смогут использовать как инвалиды, так и пассажиры с тяжелым багажом. Но члены градостроительного совета сочли, что проблему это не решит. У подъемников будут скапливаться очереди, для людей это все равно будет дискомфорт и нервотрепка.

После долгой дискуссии представитель РЖД согласился с необходимостью несколько подкорректировать проект, а именно устроить дополнительные входы в вокзал с торцов здания, чтобы пассажиры могли после досмотра пройти сразу на первый этаж.

При этом дискуссию вызвал и внешний вид досмотровых павильонов. Мнения разделились. Например, архитектор Елена Ициксон считает удачным то, что они решены в стилистике самого вокзала. Она добавила, что постройки прошли историко-культурную экспертизу, в ходе которой анализировалось, не нарушают ли они восприятие исторического здания с площади Гагарина, проспекта Ленина. В итоге было дано добро на возведение павильонов. При этом Елена Ициксон подчеркнула: это не капитальные сооружения, в случае необходимости их легко демонтировать.

Однако некоторые члены совета с такой точкой зрения не согласны. Архитектор Евгений Таев заявил, что необходимо какое-то более нейтральное решение, не надо делать из этих построек «маленькие вокзальчики». Его поддержала архитектор Ирина Лялько:

— Я бы не стала делать имитацию классического сооружения, это неуважение к существующему памятнику, — заявила она.

Тем не менее большинством голосов Градостроительный совет проект одобрил.

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Клумба вместо Биг-Бена

В ходе обсуждения реконструкции вокзала неизбежно встал вопрос и о прилегающей территории. А именно, об организации парковки – это очень острая проблема. Виктор Буряк пояснил, что в ведении железнодорожников находится только небольшой участок между вокзалом и гостиницей, там парковочные места постараются организовать по максимуму. Впрочем, в РЖД готовы рассмотреть варианты полного переустройства площади Гагарина, если земля будет передана компании в долгосрочную аренду. Именно так, по словам Виктора Буряка, решается вопрос обустройства и содержания привокзальных площадей в Москве и Санкт-Петербурге.

Но в администрации города, судя по реакции Ирины Мирошник, к такому варианту не готовы. Размещать автостоянки на месте Биг-Бена глава города считает недопустимым. Еще одно предложение – перенести остановку общественного транспорта ближе к проспекту Ленина. Но это решение так же будет крайне неудобным для горожан, которым придется с чемоданами довольно долго идти до вокзала, считает Ирина Мирошник.

Биг-бен на площади Гагарина

Биг-Бен на площади Гагарина. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Судьбу же самого Биг-Бена на заседании члены градостроительного совета решили, и были по этому поводу вполне единодушны. Прозвучавшее ранее предложение – перенести башню к новому перинатальному центру – рассматривать не стали. И проголосовали за то, чтобы пока отправить спорный объект на ответственное хранение. Также члены совета не исключают, что Биг-Бен можно установить в каком-либо из новых микрорайонов, если его жители выскажут такое желание.

Добавим, что дизайнер и архитектор Егор Пермяков на заседании совета отметил: Биг-Бен раздражает только их, людей искушенных, а горожане привыкли. Архитектор Елена Ициксон парировала: «Не надо привыкать к плохому».

На площади Гагарина вместо скандального известного объекта пока решено устроить цветочную клумбу.

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Ирина Мирошник и Елена Ициксон. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Стела воинской славы: дискуссия продолжается

А вот по установке стелы «Город воинской славы» решение так пока и не найдено. Напомним, что памятник предлагали установить возле мэрии, на площади Кирова, на площадке возле бывшего Дома культуры ОТЗ, на улице Московской в районе бульвара Победы. Ни один из вариантов в итоге не прошел, все оказались слишком дискуссионными и вызвавшими неоднозначную реакцию общественности.

На заседании градостроительного совета рассмотрели еще одну идею — о создании для установки стелы насыпного острова в Петрозаводской губе Онежского озера. Как было заявлено, идея принадлежит Министерству по делам молодежи, физической культуре и спорту Карелии.

Представивший проект Егор Пермяков настаивал, что это будет стопроцентный эксклюзив.

— Это неповторимый ход на фоне всех городов нашей страны. Ни в одном городе концепция на воде такой стелы не была решена, — заявил он, добавив, что идею, конечно, еще предстоит доработать, и для этого необходимо собрать команду профессионалов.

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Градостроительный совет Петрозаводска. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

С тем, что мысль о размещении стелы на воде оригинальная, большинство членов совета согласны. Но идею отвергли. Аргументы следующие: во-первых, монумент просто потеряется на фоне огромной водной глади. Во-вторых, как отметил архитектор Александр Савельев, набережная – место для гуляний, и было бы странно смешивать мемориальную функцию с развлекательной. Его коллега Андрей Гречкин указал, что осенью и зимой насыпной остров и подход к нему обледенеют, и до стелы будет просто не добраться. Категорически против такого архитектурного решения выступил и Евгений Фролов. Даже в летнее время остров, не имеющий ограждений, не обеспечивает безопасность участников торжественных мероприятий, которые будут приходить сюда, например, чтобы возложить цветы.

Ну и, конечно, одним из самых важных аргументов стала цена вопроса: по предварительным подсчетам, проект обойдется не менее чем в полмиллиарда рублей. У города, конечно, таких средств нет. Возможно, денег мог бы дать федеральный центр, но в Петрозаводске слишком много острых нерешенных проблем с благоустройством, чтобы реализовывать такие дорогостоящие проекты, отметили архитекторы. С этим согласилась и Ирина Мирошник. Она отметила, что такой уникальный объект, с ее точки зрения, стал бы яркой достопримечательностью города. Но в условиях, когда не хватает средств на ремонт тех же дорог, у горожан такое решение вызовет негативную реакцию.

В итоге члены градостроительного совета проголосовали против представленного Пермяковым проекта, однако не исключили, что стелу все-таки установят на воде: в качестве варианта предложили устье Лососинки. В течение месяца архитекторы представят новые предложения по размещению стелы.