«Весной они раскроются»

На окнах студии для детей-аутистов появились четыре ящика с землей. Через неделю там появятся всходы, а в мае дети пересадят бархатцы и астры в свой собственный Сад. Именно так — Сад с большой буквы.

— Динозавры! Нет, пещерные люди! — сокрушается одна из мам, смотря на сыновей: старший носится по комнате, младший кувыркается в сухом бассейне. — Честно, я вообще впервые с ними куда-то пошла. У старшего — аутизм, младший полностью здоров. Очень тянется к брату, старается ему подражать. Но тот — на своей волне.

Это не страшно, если ребенок не обращает внимания, говорит педагог группы для особенных детей Анна Антонова (Степа, Егор, Даня, Тема — все ее воспитанники периодически отвлекаются от занятия на что-то свое). Точнее даже, если вам кажется, что они не слушают, это совсем не означает, что они не слушают.

Наталья Антонова

Анна Антонова. Фото: Николай Смирнов

— Так часто бывает: рассказываешь им сказки, песни поешь, они бегают, своими делами занимаются, думаешь, ну, все, провал, а не занятие. Потом вечером родители звонят, говорят, весь вечер вашу песню пел. Сразу настроение поднимается.

Лучше всего особые дети реагируют на прикосновения, рассказывает Анна. Они любят сказки, все яркое и музыкальное.

Вот так обычно проходят занятия студии «Творим вместе»:

О цветах заговорили не просто так: сегодня особое занятие — запуск проекта «В сад». Уже очень скоро у особенных детей будет свой собственный сад: с яблонями, кустами малины и смородины, цветами, а может, с огурцами и помидорами — если приживутся.

Придумала проект мама Степы Наталья Никитина, по совместительству — руководитель студии (почитать о семье Никитиных можно здесь), поддержало карельское Министерство здравоохранения и соцразвития.

В сад из помещения студии будет отдельный выход, дети смогут изучать природу и чувствовать себя в безопасности. Оборудовать сад начнут в мае, сегодня посадили астры и бархатцы.

Первую рассаду сажают в ящики — на улице еще слишком холодно.

Поливать цветы особенным детям очень понравилось. Понравится, наверное и наблюдать за тем, как они будут расти, выпускать бутоны, расцветать. Сама идея цветов очень символична.

Особые дети — как бутоны, говорит Анна:

С некоторыми детьми этой группы Анна занимается уже четыре года. Медленно, но дети меняются.

— Иногда бывают такие всплески, когда ребенок пошел на контакт, и это твоя победа, ты этого дождался. Даже просто улыбнулся, даже просто посмотрел, для некоторых детей это уже шаг вперед. Этим детям сложно даже заметить друг друга, понять, что рядом есть еще кто-то.


В комнату заходит еще одна мама с ребенком, кто-то пугается, кто-то не обращает внимания, Степа дергает ее за штанину:

— Как тебя зовут?
— Аня.
— А тебя? — переключается Степа на малыша.
— Яша.
— Степа, скажи, как тебя зовут, — советует степина мама Наталья. Мальчик уже переключился на что-то другое. Но и это уже большая победа.

В студии «Творим вместе»

В студии «Творим вместе». Фото: Николай Смирнов