Умный город: как цифровые технологии изменят Петрозаводск

В ближайшие годы в домах карельской столицы установят счетчики, благодаря которым жильцы смогут экономить время и деньги, на дорогах станет меньше пробок, а горожане получат возможность продвигать свои инициативы через специальный сайт. Планы у властей большие, но первые шаги уже сделаны. Рассказываем, что будет дальше.

Концепция "умного города". Фото: bwsmartcities.businessworld.in

Концепция "умного города". Фото: bwsmartcities.businessworld.in

Администрация Петрозаводска разработала дорожную карту по проекту «Умный город» (есть в распоряжении «Республики»). В документе, рассчитанном до конца 2024 года, перечислены основные мероприятия, которые городские власти должны выполнить по условиям федеральной ведомственной программы.

Что такое «Умный город»?

«Умный город» — проект Министерства строительства и ЖКХ России, направленный на «формирование эффективной системы управления городским хозяйством и создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан». Цели проекта перечислены в стандарте, опубликованном на сайте ведомства (на его основе создана дорожная карта для карельской столицы). Петрозаводск вошел в число пилотных участников проекта в начале 2019 года.

Дорожная карта включает восемь направлений: «Городское управление», «Умное ЖКХ», «Инновации для городской среды», «Умный городской транспорт», «Интеллектуальные системы общественной безопасности», «Интеллектуальные системы экологической безопасности», «Инфраструктура сетей связи», «Туризм и сервис». Все они так или иначе предполагают, что в управлении городом заметно большую роль начнут играть современные технологии. Ожидается, что реализация всех прописанных в документе мероприятий потребует 6,9 миллиарда рублей, причем 6,8 миллиарда должны прийти из внебюджетных источников (указанные в дорожной карте цифры могут меняться).

«Республика» выяснила, как благодаря проекту должен измениться Петрозаводск и за счет чего городские власти намерены этого добиться.

Мэрия Петрозаводска. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Мэрия Петрозаводска. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Упростить связь горожан и власти

Часть указанных в дорожной карте задач администрация Петрозаводска планирует решить до конца 2019 года. Одна из них — создание информационной платформы «Активный горожанин» (аналог московского «Активного гражданина»).

Главная цель «Активного горожанина» — повысить качество управления Петрозаводском, привлекая к процессу жителей и давая им возможность сообщать о городских проблемах и участвовать в голосованиях, определяющих судьбу важных для столицы Карелии вопросов, объясняет глава города Ирина Мирошник.

Платформа «Активный горожанин» будет состоять из пяти модулей, каждый со своим функционалом. С ее помощью петрозаводчане смогут обсуждать конкретные вопросы или планы городских властей (модуль «Обсуждение»), предлагать свои варианты решения городских проблем («Инициатива»), в онлайн-режиме следить за плановыми и аварийными работами коммунальщиков («Дежурный»), получать ответы на свои обращения («Обратная связь») и участвовать в голосованиях и общественных опросах («Голосование»).

«Активный горожанин» будет представлять собой отдельный сайт, разработкой которого занимается связанная с Карельским научным центром РАН компания «Арвата» (на сайте фирмы утверждается, что она специализируется на создании информационно-аналитических систем, предназначенных для автоматизации работ, выполняемых органами региональной и муниципальной власти). В мэрии рассчитывают, что регистрация в системе будет проходить через портал государственных услуг — предварительная договоренность об этом уже достигнута, говорит руководитель информационно-аналитического управления администрации Анникки Сильченко. Это значит, что каждый горожанин сможет создать на платформе только один аккаунт.

Такая форма идентификации пользователей исключит срыв важных голосований, которые власти в будущем намерены проводить именно на базе «Активного горожанина», обращает внимание Ирина Мирошник. Глава города напоминает: результаты прошедшего в октябре рейтингового голосования по благоустройству общественных территорий мэрия вынуждена была аннулировать потому, что в опросе на сайте администрации приняли участие почти триста тысяч человек — при том что в городе официально насчитывается меньше трехсот тысяч жителей. Чиновники выяснили, что произошла накрутка голосов из-за стороннего вмешательства в работу сайта. Гораздо более надежный с точки зрения идентификации пользователей «Активный горожанин» позволит проводить голосования, не опасаясь подобных проблем, уверены в администрации.

Ирина Мирошник. Фото: "Республика" / Леонид Николаев

Ирина Мирошник. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

В тестовом режиме платформу планируют запустить в середине декабря. Со временем она должна упростить связь между горожанами и чиновниками, а значит, сделать жизнь в городе более комфортной, считает мэр Петрозаводска.

«Когда говорят об «Умном городе», первое, что приходит на ум, — цифровизация всех процессов, жизни человека в городе. Но я бы добавила еще одно понятие: повышение комфортности жизни. Потому что увлекаться технологиями ради технологий абсолютно неправильно. Цифровые технологии — это инструмент. Наша задача — не только добиться появления новых сервисов, но и сделать так, чтобы они приносили эффект, чтобы жизнь в городе реально становилась комфортнее», — говорит Ирина Мирошник.

Меньше тратить

Большая часть указанных в дорожной карте денег, которые придется направить на реализацию мероприятий «Умного города», приходится на сферу жилищно-коммунального хозяйства. Более 6,6 миллиарда рублей согласно документу уйдут на одну цель — установку в многоквартирных домах так называемых «умных счетчиков» — приборов учета, которые автоматически через интернет отправляют показатели потребления в ресурсоснабжающие организации.

Установку «умных счетчиков» должны оплачивать жильцы домов, рассказывает руководитель городского комитета ЖКХ Юлия Мизинкова (депутаты Петросовета предлагают привлекать для этого средства регионального фонда капремонта). Крупная сумма объясняется масштабом работ: проект федерального Минстроя предполагает, что к концу 2024 года такими приборами оснастят все многоквартирные здания города.

Мэрия в свою очередь намерена в ближайшие годы установить «умные счетчики» во всех подведомственных учреждениях, и в первую очередь в школах. В пилотном режиме проект уже действует: в конце прошлого года одна из компаний за собственный счет установила такие приборы учета в двух образовательных учреждениях.

 

Переход на «умные счетчики» позволил добиться 15-процентной экономии на оплате электричества, утверждает директор школы № 46 Жанна Петрова. Дело в том, что приборы учета позволяют в режиме реального времени отслеживать объемы потребления коммунальных ресурсов: зайдя в личный кабинет, пользователь видит, сколько электричества или воды он использовал за конкретный период — час, день или неделю. Сравнив показатели за несколько дней, руководство школы выяснило, что в нескольких помещениях свет был включен тогда, когда должен был быть выключен. В результате вахтеры и ночные сторожа стали относиться к энергии бережнее — и счета за электричество уменьшились.

Еще более серьезной экономии на коммуналке в социальных учреждениях позволит добиться установка энергоэффективной автоматики — в частности, современных тепловых узлов, позволяющих регулировать интенсивность отопления в зависимости от времени суток и температуры воздуха за окном. В 19 школах Петрозаводска такие тепловые узлы власти установили в этом году, и процесс этот мэрия намерена продолжать.

 

Дорожная карта также предполагает, что данные о критическом отклонении потребления коммунальных ресурсов будут напрямую попадать к городской Единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС). Это позволит городским властям и коммунальным службам вовремя узнавать об авариях на сетях, а затем оперативно контролировать их ликвидацию. Сама ЕДДС в результате станет интеллектуальным центром городского управления, обладающим актуальными сведениями о работе всех ключевых систем Петрозаводска. Работу диспетчерской службы планируют автоматизировать и синхронизировать с работой коммунальных и ресурсоснабжающих организаций. Горожане смогут обращаться в ЕДДС не только по телефону, но и через интернет (а значит, получат возможность напрямую отправлять специалистам фото и видео аварий и получать ответ на обращения через платформу «Активный горожанин»).

Разгрузить городские дороги

Большие планы власти Петрозаводска имеют и на транспортную систему города. До конца ноября мэрия получит от подрядчика проект комплексной схемы организации дорожного движения — документа, призванного оптимизировать транспортные потоки на самых загруженных улицах города. По сути, это первый шаг в работе над интеллектуальной транспортной моделью Петрозаводска, которую администрация должна разработать по условиям проекта «Умный город», говорит начальник управления городского хозяйства и транспорта Андрей Бекелев.

Одна из задач интеллектуальной модели — организовать в Петрозаводске режим «зеленой волны», когда светофоры пропускают автомобили в оптимальном ритме, что позволяет свести к минимуму образование крупных пробок. Для полноценной реализации этого принципа дороги нужно оборудовать дополнительной автоматикой, а это обойдется городскому бюджету в десятки, если не в сотни миллионов рублей, оговаривается Бекелев.

Андрей Бекелев. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Андрей Бекелев. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В дорожной карте упоминается также создание «умных остановок», оборудованных табло с информацией о движении общественного транспорта и его периодичности. Андрей Бекелев допускает, что эти табло можно будет подключить к системе «Умный транспорт», которая используется в Петрозаводске уже несколько месяцев. Программа позволяет отслеживать через сайт или приложение для смартфонов местонахождение общественного транспорта — троллейбусов и автобусов — на карте города.

Поначалу горожане регулярно жаловались на работу приложения: иногда оно показывало, например, как троллейбус проезжает сквозь жилые дома, вспоминает Бекелев. В последнее время жалоб стало меньше. К осени 2019 года в приложении можно отслеживать перемещение автобусов почти всех перевозчиков, недоступными остаются лишь пять маршрутов, владельцы которых по какой-то причине сами не желают интегрироваться в систему.

Не спешат частные перевозчики и устанавливать в автобусах онлайн-кассы, позволяющие оплачивать проезд банковскими картами. В муниципальных троллейбусах терминалы работают с 1 июля, с тех пор доля безналичных платежей превысила 20% и продолжает расти.

Появление онлайн-касс открывает возможность для создания в Петрозаводске единой системы оплаты проезда в разных видах общественного транспорта (тоже упоминается в дорожной карте), добавляет Андрей Бекелев. Такие проездные карты действуют не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в нескольких региональных центрах. Ввести их в карельской столице мешает то, что частные перевозчики онлайн-кассами до сих пор не обзавелись и, вероятно, начнут их устанавливать не раньше следующего лета (федеральные власти решили не штрафовать за отсутствие терминалов в автобусах до 1 июля 2020-го).

«Как только наши партнеры всё необходимое оборудование закупят и на бортах установят, к этом вопросу можно будет вернуться», — обещает Бекелев.

Онлайн-касса в петрозаводском троллейбусе. Фото: "Республика" / Евгений Лисаков

Онлайн-касса в петрозаводском троллейбусе. Фото: «Республика» / Евгений Лисаков

Решать вопросы комплексно

Для каждого мероприятия, вошедшего в дорожную карту по «Умному городу», в документе указаны начало и конец реализации. Большинство задач из списка мэрия планирует завершить в четвертом квартале 2024 года — именно на этот срок рассчитана дорожная карта. При этом начаться работа почти по каждому направлению должна не позднее первого квартала 2020-го.

Выполнение дорожной карты находится под постоянным контролем главы Петрозаводска, уверяет Ирина Мирошник. Раз в две недели мэр проводит посвященные проекту совещания, на которых присутствуют сотрудники всех управлений администрации: это позволяет подходить к решению стоящих перед городом задач системно.

«Проект «Умный город» и на федеральном уровне не обособляется, а как бы следует из других проектов, связан с ними. Не смешно ли будет делать умный город на плохих дорогах — некачественных и изношенных, при коммунальных авариях и коллапсах? Усилия нужно прикладывать по всем направлениям: не только ставить «умные остановки», но решать все проблемы в комплексе, иначе грош цена нашим усилиям. И в конечном счете эта работа должна быть направлена на то, чтобы жизнь в Петрозаводске стала комфортнее», — резюмирует глава города.