Умеешь сам — научи другого: кадетов школы № 5 готовят в наставники по туризму

После обучающего курса старшеклассники будут водить в походы учеников средней школы. Сами они уже хорошо умеют готовить на костре, ставить палатки и переправляться через реки с помощью страховки — пришло время передать опыт младшим товарищам. Проект тьюторства в сфере активного туризма поддержал Фонд президентских грантов.

Занятие по работе с малыми группами для старшеклассниц-кадетов школы №5. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Занятие по работе с малыми группами для старшеклассниц-кадетов школы №5. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Представьте: вы повели детей в поход, а один из них пропал. Ваши действия?

Или вот еще ситуация: один из членов группы на всех обиделся, ни с кем не разговаривает и ничего не хочет делать. Как будете решать проблему?

Ответы на эти и другие вопросы должны знать старшеклассники-кадеты школы № 5. Пройдет всего несколько месяцев, и им предстоит возглавить отряды школьников среднего звена — вести их в лес, учить ставить палатки и разводить костры.

Занятие по работе с малыми группами для старшеклассниц-кадетов школы №5. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Занятие по работе с малыми группами для старшеклассниц-кадетов школы № 5. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Конечно, страховать их и следить за безопасностью будут взрослые педагоги. Но кадетам, которые с пятого класса проходят туристическую подготовку, вполне по силам стать наставниками для младших товарищей, уверен учитель истории и обществознания Никита Боровский.

В этом году педагог в партнерстве со спортивно-экологическим клубом «Пилигрим» написал проект по развитию школьного туризма, который победил в конкурсе президентских грантов.

Научить учить

Кадеты школы № 5 к 9-10 классу действительно многое умеют. На еженедельных занятиях «Школы безопасности» их учат грамотно разбивать лагерь, вязать узлы, работать с картой и компасом, оказывать первую помощь. Свои знания они оттачивают в походах самого разного формата — однодневных, многодневных, летних, зимних, даже категорийных (спортивные походы, требующие специальной подготовки — прим. ред.).

 

Таким набором навыков могут похвастаться только кадетские классы — в обычных, как правило, походников нет. И даже если классный руководитель хочет вывести детей в лес, у него самого может не хватить для этого знаний и умений: педагогов, занимающихся детским туризмом, в Петрозаводске можно по пальцам пересчитать. По этой же причине, кстати, не так много детей участвует в играх типа «Зарница» или «Спасика»: их просто некому готовить к таким соревнованиям.

Эти проблемы, говорит Никита Боровский, призван решить предлагаемый проект:

«Мы будем готовить ребят старших кадетских классов — 25-28 человек, которые смогут стать тьюторами. Уметь самому и учить других — это абсолютно разные вещи, поэтому у ребят будут мастер-классы по особенностям общения со школьниками среднего возраста, особенностям работы с малыми группами, по базовой первой помощи. На «Кургане» у нас будет обучение ориентированию, сделаем несколько выездов на Шуйские скалы для работы с веревкой».

Никита Боровский. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Никита Боровский. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Когда кадеты научатся учить, они поведут детей из пятых-шестых классов в пятидневный поход в район Гирваса. Каждого тьютора закрепят за небольшой группой, за которую он будет отвечать: прививать детям навыки нахождения в лесу, сплачивать, мотивировать, решать проблемы, возникающие в процессе путешествия.

В сентябре наставники вновь возглавят группы учеников среднего звена и в течение 1,5 месяца будут проводить для них мастер-классы, чтобы подготовить к соревнованиям по активному туризму. Сами соревнования устроят в конце октября, причем поучаствовать в них смогут и те, кто прошел обучение у наставников, и те, кто с туризмом не знаком, но хочет познакомиться.

Итогом проекта пройдет большой семинар для педагогов, родителей и всех желающих. Ведь этот опыт, говорит Никита Боровский, было бы полезно распространить за пределы школы № 5, в идеале — на весь город.

Терапия против гаджетов

Фонд президентских грантов оценил задумку и выделил Школе детского туризма 489 тысяч рублей. С их помощью организаторы проекта закупят туристическое оборудование — палатки и печки для палаток, веревки, инвентарь для спуска-подъема. На это потребуется порядка 400 тысяч, а оставшиеся 90 тысяч пойдут на организацию выездов, печать методических пособий, сувениры для детей.

Такая помощь оказалась очень своевременной: какое-то количество инвентаря для туризма у школы, конечно, есть, но его нужно регулярно обновлять, говорит Никита Боровский:

«В последний раз мы закупали оборудование лет десять назад. За это время изменились стандарты по туризму, в частности, по спортивному. Кроме того, и палатки, и веревки, и прочее оборудование изнашивается. А для нас в походах важна прежде всего безопасность детей».

 

Кроме того, чем больше инвентаря, тем больше школьников можно будет привлечь к активному туризму. А детям ведь это действительно интересно — даже поколению, которое не выпускает из рук смартфоны.

«Когда дети приходят в лес, гаджеты перестают работать буквально на второй день. Да и там обычно хватает других интересных дел. В пятом-шестом классе у детей обычно главный вопрос: «А мы костер-то будем в лесу разводить? Да? О, круто, мы идем», — говорит Никита Боровский. —  То есть для них это уже праздник, потому что они не делают этого в повседневной жизни. И любой выход в лес – это событие, которому они очень радуются.

В походе дети ведут себя совершенно не так, как в школе: поход — это приключение, а если с ночевкой — огромное приключение. Это совершенно особенная атмосфера, и коллеги-педагоги, которые с нами иногда ездят, своих же учеников, бывает, просто не узнают».

Так что, помимо получения практических навыков, у проекта есть еще и терапевтический эффект: дети оказываются в непривычной обстановке, начинают общаться и заново друг друга узнавать. А про смартфоны вспоминают в основном, чтобы сделать фото или найти текст песни и спеть вечером у костра.

«Здесь очень многое направлено на воспитание в духе коллективизма, товарищества, — говорит Никита Боровский. — Дружба в походе развивается гораздо быстрее, чем в школе: в лесу люди раскрываются совершенно по-другому».