Цена образования: правительство решило развивать сеть карельских школ

Руководство республики уверяет, что в результате повысится качество преподавания. Решения обещают принимать только после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

Школа Ледмозеро

18 января в региональном правительстве обсудили развитие сети общеобразовательных организаций Карелии. Власти республики планируют разработать дорожную карту мероприятий, рассчитанных до 2022 года, главной целью которых будет повышение качества образования в карельских школах.

Что для этого потребуется сделать и почему возникла такая необходимость, рассказала вице-премьер по социальным вопросам Лариса Подсадник.

Власти республики не принуждают закрывать школы в районах

Министерство образования республики постоянно ищет самые эффективные варианты организации образовательного процесса в карельских школах, заверила Подсадник. В рамках этой работы в ноябре 2018 года министерство представило руководителям районных администраций свое видение развития сети образовательных учреждений. Спустя месяц, в декабре, ведомство направило в органы местного самоуправления письмо, в котором предложило проанализировать нынешнее состояние школ в районах и городских округах.

Лариса Подсадник отметила, что некоторые карельские СМИ некорректно интерпретировали это письмо как указание к действию: якобы региональные власти заставляют местных чиновников закрывать «ненужные» школы, решение принято и его уже не отменить. На самом деле, заявила вице-премьер, в письме лишь содержалась просьба принять участие в обсуждении позиций по каждой школе в отдельности. К дискуссии при этом власти изначально планировали привлечь все заинтересованные стороны – не только представителей местных администраций, но также родителей и общественников.

Лариса Подсадник. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Лариса Подсадник. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Правительство реагирует на непростую ситуацию с сетью карельских школ

— Замечу, что проводимая работа направлена на развитие существующей сети образовательных организаций в изменяющихся реалиях, — говорила Лариса Подсадник на заседании правительства.

По словам вице-премьера, реалии эти далеки от идеала. Сейчас в Карелии насчитывается 207 школ, из которых 111 – больше половины – расположены в сельской местности. 44 школы в республике признаны малокомплектными (каждая пятая школа).

За последние пять лет количество школьников в Карелии в целом увеличилось на 5 266 человек. За это же время число учеников сельских школ сократилось на 1 129.

В городском классе учатся в среднем 25 человек, в сельской местности – 10,4. Есть в Карелии школы, где учеников меньше, чем персонала. Например, в Кедрозерской школе (Кондопожский район) обучаются один ученик и пять дошкольников, а в штатном расписании значатся 11 человек (руководитель, три педагога, семь работников). В Таунанской школе (Лахденпохский район) – пять учеников и десять дошкольников, зато в штате – 14 единиц. В шести сельских школах в 2018 году оказалось всего по одному выпускнику.

В Министерстве образования признают, что теоретически небольшое число учеников может улучшить качество обучения: у преподавателей появляется больше времени на каждого ученика в отдельности, есть возможность применить индивидуальный подход. Однако так случается далеко не всегда, о чем свидетельствуют результаты всероссийских проверочных работ и ЕГЭ.

— Мы очень любим наши сельские школы, знаем, как много делают педагоги, родители для создания домашней, уютной, доброй атмосферы в них, немалые бюджетные средства вкладываются в сельские школы. Но анализ демографической ситуации, результаты деятельности школ свидетельствуют о необходимости принятия ряда управленческих решений, — констатировала Подсадник.

В сельских школах не хватает учителей

Школа в поселке Деревянка. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Школа в поселке Деревянка. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Существует и обратная проблема: во многих сельских школах не хватает преподавателей. 1 сентября 2018 года открытыми оставались 137 вакансий, из них 78 — в сельских школах. Нехватка ощущается практически по всем направлениям, но чаще всего в школах нет учителей английского языка, математики, русского языка и литературы, истории и обществознания.

В 2018 году сразу в четырех сельских школах (в Воломе, Пенинге, Импилахти и Харлу) не выполнялись в полном объеме программы по иностранному языку. Причина проста: отсутствие профильных преподавателей.

В таких условиях сельским педагогам нередко приходится вести по нескольку предметов. Лариса Подсадник уверена, что это не может не сказываться на качестве образования. Например, в подразделении Паданской школы, расположенном в поселке Шалговаара, один учитель преподает русский язык, литературу, физкультуру, ИЗО, музыку, технологию и информатику; второй преподаватель ведет географию, биологию, курс «Моя Карелия» и карельский язык. Похожая ситуация сложилась еще в нескольких школах.

При этом в 2020 году российские старшеклассники перейдут на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Он предполагает профильное обучение, интегрированные курсы, предметы по выбору, подготовку индивидуальных проектов, обязательный экзамен по иностранному языку. Смогут ли отвечать таким стандартам все карельские школы, неизвестно.

В Карелии хотят создать более эффективную сеть образовательных организаций

В правительстве республики понимают, что нынешнее положение дел в сфере образования рано или поздно придется менять, отмечает Лариса Подсадник. Для этого власти собираются разработать ту самую дорожную карту. Уже сейчас известно, что закрывать сельские школы ради какой-то мифической экономии никто не собирается: в каждом случае решение будет приниматься, во-первых, с учетом мнения всех заинтересованных сторон и, во-вторых, исходя из конкретных условий, в которых работает образовательное учреждение.

По словам вице-премьера, Министерство образования предлагает местным властям (а решение о закрытии той или иной школы могут принимать только органы местного самоуправления) разные варианты «повышения эффективности» образовательного процесса. Каждый вариант, опять же, будут обсуждать с привлечением всех заинтересованных сторон.

Заседание правительства Карелии. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Заседание правительства Карелии. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Для городских школ в целом предлагается модель создания образовательных комплексов, в которых будет концентрироваться обучение старшеклассников («школа ступеней»). В этом случае дети разных возрастных групп будут обучаться в отдельных зданиях. В региональном Минобре надеются, что это одновременно снизит напряженность вокруг приема детей в первые классы и позволит решить проблему учебы во вторую смену. Сейчас в некоторых школах Петрозаводска и Кондопоги открываются десятые классы с наполняемостью ниже нормативной.

Модели, которые будут предлагаться для сельских школ, зависят от их географического положения. Если школа малокомплектная, ее здание ветхое и не отвечает современным стандартам, а местные власти после общественного обсуждения решают ее закрыть, учеников будут возить в соседние школы на автобусах. При этом время поездки не должно превышать 30 минут.

В республике продолжится строительство школ

Уже сейчас в районах Карелии есть удачные примеры, на которые власти будут опираться при внедрении новой сети. Один из них – недавно построенная школа в Ледмозере, в которую возят и учеников из деревни Тикша. Лариса Подсадник подчеркнула, что многие родители начали возить своих детей в Ледмозеро по собственной инициативе – еще до того, как закрылась школа в Тикше.

Власти обещают, что в республике продолжат строить школы. Уже найдены деньги на возведение школы в Петрозаводске, Кеми и Деревянке. Есть планы строительства новых учебных заведений в Сортавале, Медвежьегорске и поселке Салми.

Параллельно благодаря бюджетным деньгам и государственно-частному партнерству модернизируются старые школы. Пример – Пуйккольская школа в Сортавальском районе, которую недавно отремонтировали и оборудовали по самым современным стандартам. В правительстве считают, что в таком месте можно наладить более качественное обучение и для детей из населенных пунктов, расположенных неподалеку.

Школа деревни Пуйккола. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Школа деревни Пуйккола. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Если же подвоз организовать не получается, школу могут сделать филиалом вновь созданного образовательного комплекса, использующего дистанционное обучение. Электронные технологии Карелия сможет внедрять в том числе в рамках федерального проекта «Цифровая школа», реализация которого начнется в 2019 году.

Еще один вариант – пришкольные интернаты. В Карелии уже работают 13 таких учебных заведений, и их выпускники показывают зачастую более высокие средние баллы по ЕГЭ, чем ученики обычных школ. Удачные примеры подобной формы обучения – Президентское кадетское училище и Кадетский корпус имени Александра Невского в Петрозаводске, в которых живут и учатся сотни детей из районов Карелии.

— Решение о том, где будет обучаться ребенок, принимает конкретная семья в зависимости от интересов, склонностей ребенка, а значит, сеть пришкольных интернатов мы тоже будем развивать, обеспечивая доступность качественного образования детям из отдаленных населенных пунктов, – резюмировала Подсадник.

При принятии решений власти будут прислушиваться к общественникам и депутатам

Глава республики Артур Парфенчиков подчеркнул, что все решения, которые будут приниматься в рамках дорожной карты, должны быть взвешенными. При этом он отверг мнение, что таким образом правительство Карелии планирует сэкономить бюджетные средства на образовании. Например, содержание недавно построенной современной школы в Ледмозере обходится значительно дороже, чем стоило обеспечение двух старых школ в Ледмозере и Тикше.

— Очень глубокое заблуждение, что мы экономим на образовании. Как раз наоборот, мы ориентируем наш бюджет на то, что современное образование – это дорогое образование. Ледмозерская школа – дорогое удовольствие, но мы будем строить такие школы и дальше, — сказал руководитель региона.

Артур Парфенчиков. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Артур Парфенчиков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Парфенчиков также подтвердил, что решение по конкретным школам будет приниматься исходя из конкретных условий и только после обсуждения с заинтересованными сторонами. Так, у правительства нет и не было планов закрыть школу в селе Нюхча, о чем ранее писали региональные СМИ.

Кроме того, глава республики предложил рассмотреть возможность обеспечения педагогов, которые едут преподавать в сельские школы, жильем за счет бюджета. В последние годы в Карелии реализуется аналогичная программа, благодаря которой квартиры получают сельские врачи. Парфенчиков считает, что этот шаг также позитивно скажется на качестве образования, получаемого в небольших школах.

Контролировать реализацию дорожной карты наряду с представителями исполнительной власти и органами местного самоуправления будут депутаты регионального Заксобрания, заверила председатель парламентского комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Галина Гореликова. По ее мнению, главная задача народных избранников – сделать так, чтобы сеть образовательных учреждений развивалась в интересах жителей Карелии. В начале февраля депутаты проведут в стенах Законодательного собрания парламентский час, посвященный этой теме.

Отдельно Артур Парфенчиков отметил необходимость своевременного ремонта и качественного содержания дорог, по которым передвигаются школьные автобусы. Он также напомнил, что региональное правительство регулярно обновляет парк этих транспортных средств и продолжит заниматься этим в будущем.

В результате правительство рекомендовало органам местного самоуправления совместно с Министерством образования подготовить предложения в дорожную карту мероприятий по развитию сети школ. Итоговый документ министерство должно представить в кабмин в феврале 2019 года.

Минобру также поручили заняться повышением квалификации школьных учителей и регулярно направлять в органы местного самоуправления информацию о современных моделях организации учебного процесса. Министерство дорожного хозяйства при планировании текущего ремонта и содержания региональных автодорог должно будет уделить особое внимание трассам, по которым проходят маршруты школьных автобусов.