Тонкая работа: как заонежская вышивка чувствует ход времени

Расставаться с выставкой «Белее снега, краснее солнца» было настолько жаль, что сотрудники музея-заповедники «Кижи» придумали проводить ее своеобразным флешмобом, в котором приняли участие и дети, и взрослые. Как это было — в репортаже «Республики».

В последний день работы экспозиции в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» прошли финальная авторская экскурсия по выставке искусствоведа Екатерины Рычковой, мастер-классы по вышивке, концерт и дефиле в «парочках».

Екатерина Рычкова в блузке с заонежской вышивкой. Защитный экран - факультативная деталь образа. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Екатерина Рычкова в блузке с заонежской вышивкой. Защитный экран — факультативная деталь образа.
Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Авторы выставки «Белее снега, краснее солнца», сотрудники музея-заповедника «Кижи» Екатерина Рычкова и Людмила Трифонова, смогли показать уникальность заонежской вышивки, выбрав точную и современную форму представления артефактов. Около сотни предметов экспозиции соединились здесь в композицию с драматургической основой. Первый акт – довоенный, второй – советское время и его герои, третий – советский быт, в эпилоге – возвращение к началу. В качестве ружья, которое висит на стенке, – четырехметровое вышитое полотенце!

Оказалось, что почти за столетие существования артели «Хашезерская вышивка» (потом превратившейся в фабрику «Заонежская вышивка», потом переименованную в «Карельские узоры») технология создания вышивки практически не поменялась. В стране кардинально изменился уклад, случились электрификация и индустриализация, прошла война, человек полетел в космос. А наши мастерицы-вышивальщицы всё это время сохраняли свой проверенный способ вышивания. Да, на годовщину Октябрьской революции они сделали панно про поход Тойво Антикайнена и вышили, перекрестясь, даже пулеметы. Для ВДНХ и других значимых выставок советского периода предметом вышивки могли быть узоры, включающие серпы, молоты, колосья или целиком герб страны.
Кажется, что работницы фабрики «Заонежская вышивка» чувствовали ход времени. Их работа украшала предметы самого разного назначения – от выходного платья до накидки на телевизор. Между тем, как прежде, так и сейчас в основе практически любого рукоделия лежат мотивы, связанные с памятью рода: дерево, ветви, листы, солнце и другие. До сих пор для создания узора используют кальку и синьку. Неизменным остался даже режим работы предприятия: с 8 до 16 часов.

Обо всем этом на экскурсии рассказывала Екатерина Рычкова. Словосочетание «тонкая работа» звучало как в отношении предметов начала прошлого века, так и о вышитых сюжетах советского времени.

На финисаже (есть такое слово!), торжественном закрытии временной экспозиции, визуальные впечатления дополнились тактильными и аудиальными. Организаторы обеспечили гостям как минимум полчаса медитации: сидишь с пяльцами, вышиваешь солнышко или птичку, слушаешь мягкое сказочное пение Симы Рынкевич под укулеле.

В финале финисажа прошел показ заонежской моды конца XIX – начала XX веков. Никаких сарафанов – в моду входят приталенные костюмы-парочки (юбка + кофта). Они очень эффектно подчеркивали все достоинства женской фигуры. К слову, мода на худобу тогда еще не пришла в Заонежье.

Все представленные костюмы сшиты сотрудниками музея «Кижи» под руководством опытного мастера Марии Гусевой. Авторы выставки «Белее снега, краснее солнца» надеются, что экспозиция еще увидит свет. Возможно, она будет представлена в Москве на Днях культуры нашей республики.

Поход Тойво Антикайнена. Тонкая работа! Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Поход Тойво Антикайнена. Тонкая работа! Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин