Колеса для бабушек

Жители деревни Большие Горы в Олонецком районе уже три месяца живут без хлеба. Предприниматели отказались возить туда продукты, им это просто невыгодно, несмотря на то, что администрация компенсирует транспортные расходы.

Фото: ridus.ru

Жители деревни Большие Горы рассказали «Республике», что уже почти три месяца к ним не приезжает автолавка и они остались без хлеба. Ближайший населенный пункт, где работает продовольственный магазин, находится в 16 километрах от деревни. В Больших Горах в основном живут пожилые пенсионеры, и транспорта, чтобы добраться до Видлицы, у них нет.

Голодная деревня

— Нам сказали, что предприниматели просто отказались привозить в деревню продукты. В автолавке все очень дорого, например, буханка хлеба стоила 44 рубля в последний привоз. А мы ведь пенсионеры, а не миллионеры, мы не можем там продукты покупать. А сейчас еще и бензин подорожал, значит, и хлеб. Вот им и невыгодно. А мы даже без хлеба остались и молока. У нас одна машина на деревню. Мы раз в две недели ездим в магазин и берем заказы других жителей. Но хлеб приходится есть не свежий и молочные продукты покупать впрок, — рассказала жительница Больших Гор Светлана Клементьева.

По словам сельчан, ранее у них уже были такие проблемы, но потом местная администрация нашла предпринимателя, и хлеб стали привозить.

Глава Видлицкого сельского поселения Татьяна Степанова. Фото: Biblioteka-olon.karelia.ru

Глава Видлицкого сельского поселения Татьяна Степанова. Фото: Biblioteka-olon.karelia.ru

Как нам пояснила глава Видлицкого сельского поселения Татьяна Степанова, даже несмотря на то, что владельцам автолавок, которые заключают договор с администрацией, возмещают транспортные расходы, они отказываются возить продукты в деревню, поскольку это просто убыточно.

— Вы понимаете, что это частные автолавки, мы никого заставить насильно возить туда хлеб или другие продукты просто не можем. В бюджете у нас статья транспортных расходов заложена, средства выделены, это порядка 77 тысяч в год. На данный момент они не израсходованы, так как предприниматель отказался поставлять в Большие Горы продукты. Он просто прекратил свою деятельность. Пенсионеры хотели бы покупать в автолавке только хлеб и молоко. Основные продукты они закупают в других магазинах в той же Видлице. В связи с этим найти владельца автолавки, готового выезжать в деревню, очень сложно. Мы сейчас ведем переговоры и ищем все-таки снабженца. Но надо понимать, что мы можем заключать договор только с юридическим лицом, занимающимся торговлей, который имеет специальный транспорт, — уточнила Татьяна Степанова.

Супермаркет на колесах

Магазин на колесах. Фото: Allufa.ru

Магазин на колесах. Фото: Allufa.ru

Предприниматель из Янишполя Сергей Штурмин уже более 10 лет развозит продукты на своей автолавке по близлежащим деревням. Говорит, ассортимент в его магазине на колесах как в настоящем супермаркете. Вместе с супругой они ведут этот непростой бизнес. Как признался Сергей, в неделю он проезжает почти 1000 километров.

— Наша автолавка обслуживает несколько деревень и дачных участков. Два раза в неделю: вторник и пятница по установленному расписанию мы выезжаем из Янишполя до Нового Поселка, заезжаем по пути также в Мянсельгу, на станцию Лижма, в деревню Лижма. Путь туда и обратно  — 230 километров. А в среду и субботу мы обеспечиваем продуктами Лехнаволок, Юстозеро, по пути заезжаем в дачные кооперативы вокруг Гирваса, Красную речку, Черемушки. Это порядка 250 километров в обе стороны. Сейчас у нас две автолавки. Раньше ездил на «буханке», бензин такой дорогой стал, вообще невыгодно, сейчас автомобили на дизеле используем, — рассказал предприниматель.

За 10 лет работы, по словам Сергея Штурмина, у них не было ни одного срыва поездки. Если машина ломалась, он быстро находил другую и доставлял продукты людям. Владелец автолавки признается, что зимой работать совсем невыгодно. В деревнях, куда он заезжает, остаются только несколько пенсионеров, дачники разъезжаются осенью.

 

Жители деревень - в основном пожилые люди. Фото: Yamalpro.ru

Жители деревень — в основном пожилые люди. Фото: Yamalpro.ru

— Но мы не можем их бросить, людей нельзя без хлеба оставить. Для нас ведь это уже не просто бизнес, это же наши люди. Вы знаете, много приходит на этот рынок новичков. Они попробуют и уходят. И нам было не просто начинать. Но сейчас нас уже все знают, нам доверяют, нас ждут. Мы ведь и заказы принимаем. У всех жителей есть наши телефоны, звонят, мы все собираем в отдельную коробку и везем заказы. Продукты закупаем на оптовой базе. Конечно, с ценовой политикой сетевых супермаркетов нам сложно конкурировать, но ассортимент наших автолавок не беднее. Мы настоящий супермаркет на колесах, — поделился Сергей Иванович.

Семейная чета предпринимателей все продумывает. Продукты складывают в прозрачные контейнеры и ящики, приезжают в деревню, товар выносят из машины. Чтобы покупатели могли все увидеть и выбрать то, что им нужно. Как рассказал Штурмин, он неоднократно обращался в местную районную администрацию для того, чтобы в деревнях установили специальные навесы. Покупатели приходят к автолавке в любую погоду, порой стоят под дождем. А под самым простым укрытием можно и посмотреть товар, и не промокнуть. В Новом Поселке все-таки навес установили. В остальных пока проблема так и не решена.

— Время, конечно, очень изменилось. За 10 лет люди обеднели. Если раньше брали колбасу палками, то теперь кусочками. Мы, как никто другой, видим ситуацию в деревнях Карелии. Наценку стараемся делать небольшую. Хотя нам из бюджета транспортные расходы не компенсируют и налоги я плачу в полном объеме. А вы сами знаете, какие у нас дороги. Никаких льгот нет. Просил как-то снять с меня  транспортный налог с автолавок, отказали. Крутимся, стараемся и не унываем. Жители уже не раз нас благодарили за труд и за то, что их не бросаем, — рассказал владелец автолавки из Янишполя.

А вот у предпринимателя из Прионежского района Александра нет автолавки, есть обычный стационарный магазин в поселке. И он стал возить не продукты по деревням, а наоборот, самих сельчан в свой магазин. Дважды в неделю в назначенное время его ждут в деревнях пенсионеры. Как правило, у одиноких стариков нет своего транспорта.

— И вы знаете, сейчас ситуация изменилась. Кто-то из доброжелателей написал жалобу, и мне выписали предписание: для того, чтобы возить покупателей, нужно приобрести специальный транспорт и лицензию. Я ведь не транспортная компания, поэтому делать этого не буду. Жители расстроились. Для них это было удобно и регулярно. Теперь только если еду в попутном направлении, то беру пассажиров. Мои покупатели не просят автолавку, хотят магазин. Вот я сейчас и решаю вопрос о строительстве небольшого магазина. Надеюсь, все получится. Жить-то надо не только ради бизнеса, но и для людей, — поделился Александр.

Поддержка для бизнеса

Как сообщает Минэконом развития Карелии, субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса будут предоставлены муниципальным районам, у которых разработаны свои программы. Государственную помощь в частности смогут получить предприниматели, которые решат приобрести автомагазины для торговли в труднодоступных населенных пунктах Карелии. Что касается нововведений в законодательстве о торговле, которые вступают в силу с 1 июля и касаются установки кассовых аппаратов, то владельцев автолавок освободили от этой обязанности при условии выдачи покупателю документа, подтверждающего факт осуществления расчета.