Страна знаний: какие перемены происходят в карельском образовании?

Как школы Карелии готовятся к новому учебному году, что делать со второй сменой, где в республике строят детские сады, откроется ли вновь дошкольное учреждение на улице Ленинградской в Петрозаводске – на эти и другие вопросы «Республики» ответила вице-премьер Лариса Подсадник.

В Карелии идет приемка школ и детских садов к новому учебному году. На подготовку к нему образовательным организациям было выделено около 800 миллионов рублей. И это не считая средств, которые направляются в сферу образования по другим государственным программам. О приоритетных направлениях этой работы «Республике» рассказала заместитель председателя правительства Карелии по социальным вопросам Лариса Подсадник.

Лариса Подсадник. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Лариса Подсадник. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Теплая школа

В этом году в республике впервые началась системная работа по повышению энергоэффективности школ. Цель – не только помочь учреждениям образования снизить расходы на коммунальные услуги, но и сделать здания теплыми и комфортными для детей и педагогов, говорит Лариса Подсадник.

— В Карелии все здания школ, за исключением новой школы в Ледмозере, построены не меньше тридцати лет назад. Есть немало зданий, которым уже более полувека. И при ремонте школ мы делаем акцент именно на энергоэффективность. Для нашей северной территории это имеет особое значение, на это постоянно обращает особое внимание глава республики Артур Олегович Парфенчиков. На мероприятия по энергосбережению в этом году направлено более 100 миллионов рублей – ранее таких средств на эти цели никогда не выделялось.

Что делаем в первую очередь? Задача номер один – замена теплоузлов в образовательных организациях. Современные теплоузлы автоматически регулируют подачу тепла в зависимости от погодных условий, температуры наружного воздуха. Когда в теплую погоду система отопления работает на полную мощность, во-первых, и детям, учителям в таких условиях не слишком комфортно, во-вторых, ни о какой энергоэкономии речи, конечно, идти не может. Мы намерены в ближайшие годы установить современные теплоузлы во всех образовательных организациях.

Артур Парфенчиков во время посещения школы в Суоярви. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Артур Парфенчиков во время посещения школы в Суоярви. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Не менее важна, конечно, и замена оконных блоков: сегодня старые, продуваемые всеми ветрами окна активно меняются на стеклопакеты. Остро необходимы многим школам и ремонт входных зон, и теплоизоляция фасадов зданий. Еще одна задача – замена кровель, которые уже не держат тепло в зданиях.

Спектр и объем работ большой. В этом году мы начали программу, и глава Карелии уже дал поручение предусмотреть средства на нее в бюджете на следующий год.

Эту огромную работу, в частности, по модернизации теплоузлов, сторонний наблюдатель не всегда может сразу оценить. Если, например, при школе появилась новая спортивная площадка – это люди видят незамедлительно. А результаты мероприятий по энергосбережению и дети, и педагоги оценят и почувствуют, когда в любую погоду в каждом школьном классе и кабинете, в каждом помещении будет комфортно. В школе должно быть тепло, светло и уютно. И, конечно, каждый вложенный в энергосбережение бюджетный рубль быстро окупится, позволив образовательному учреждению направлять сэкономленные на коммунальных расходах средства на другие необходимые цели – ремонты, закупку оборудования и так далее. Поэтому это направление для нас очень важно.

Комплексный подход

— Лариса Анатольевна, уже не первый год в Карелии по федеральному проекту «Детский спорт» идет ремонт спортзалов и спортивных площадок в сельских школах. За время действия проекта спортзалы обновили уже более половины общеобразовательных учреждений на селе. Сколько будет отремонтировано в этом году?

— В 2019-м на ремонт спортивных залов выделено почти более 22 миллиона рублей. На эти средства 23 сельские школы обновляют и ремонтируют спортзалы и плоскостные сооружения, закупают спортивный инвентарь.

Школа № 26 в Петрозаводске. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Школа № 26 в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

В прошлом году были случаи, когда подрядчики затянули ремонтные работы и не успели их завершить до 1 сентября. В этом году мы держим вопрос на особом контроле, и от наших коллег в органах местного самоуправления требуем, чтобы такой постоянный контроль за сроками и качеством работ был на каждом этапе.

Добавлю, что в рамках подготовки к учебному году школы также закупают интерактивные доски, оборудование для предметных кабинетов и учебных лабораторий, пополняют библиотечные фонды и многое другое.

Второй год подряд из республиканского бюджета выделяются субсидии на выполнение предписаний надзорных органов. В 2019-м каждый из районов и городских округов республики получил по 2 миллиона рублей. Столица Карелии дополнительно получила еще 13 миллионов. Это объяснимо и логично: в Петрозаводске крупные школы, здесь учится почти половина школьников республики. И объем работ, конечно, тоже значительный. На выделенные средства школы ремонтируют кровли, инженерные системы, полы, потолки, лестницы, санузлы, обустраивают ограждения на территории.

Подготовка учреждений к новому учебному году комплексная и серьезная. Надеемся, что родители, учителя, дети оценят тот объем работ, которой будет выполнен к сентябрю.

Школа в Святозере. Фото: Законодательное собрание Карелии

Школьные автобусы

— Планируется ли дальнейшее обновление автопарка школьных автобусов? Как сейчас обстоят дела с состоянием машин, которые перевозят детей?

— За последние годы школьный автопарк пополнился существенно. Начиная с 2015-го с помощью федерального бюджета образовательные организации приобрели 62 новые машины.

Новые школьные автобусы. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Новые школьные автобусы. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

В целом автопарк сегодня насчитывает 100 машин, из них лишь две – старше 10 лет. Тем не менее мы активно продолжаем работу с Министерством просвещения России по замене школьных автобусов. В этом году отправили заявку на финансирование для покупки 31 машины. В федеральном центре понимают потребность республики в пополнении парка автобусов, учитывая протяженность наших дорог, большое количество отдаленных населенных пунктов. Так что, надеюсь, помощь нам будет оказана.

Безопасность детей и в самих школах, и на школьных маршрутах – ключевая задача. Глава республики дал поручение республиканскому Министерству транспорта к началу учебного года проверить все дороги, по которым проходят школьные маршруты. И содержание этих дорог, конечно, в приоритете. Многие из них местного значения, это зона ответственности органов местного самоуправления. Но мы, конечно, не оставляем муниципальные власти один на один с этой задачей, Минтранс оказывает поддержку.

Исчезнет ли вторая смена?

— Впервые за многие годы у республики появилась возможность построить несколько новых школ. Ранее сообщалось, что это будут школы в Петрозаводске, в Кеми и в Деревянке. Планы не поменялись?

— Нет, не поменялись, строительство трех новых школ уже в работе. Одна из них появится в поселке Деревянка Прионежского района. Состояние школьного здания здесь критическое, жители поселка бьют тревогу, говорят о том, что в таких условиях недопустимо обучать детей. Мы полностью понимаем и разделяем эту тревогу, в этом году начинаем строительство новой школы на 200 мест, средства на нее из федерального бюджета уже выделены, идет разработка проектно-сметной документации.

Эскизный проект новой школы. Фото: КСМ

Эскизный проект новой школы. Фото: КСМ

Кроме того, в ближайшем будущем новая школа на 1 200 мест появится в Кеми – там также очень большая потребность, старые здания сильно изношены. Проект уже готов, направлен на экспертизу.

Еще одна школа на 1 350 мест будет построена в Петрозаводске – в самом большом районе, на Древлянке, который сегодня активно развивается и расширяется. Здесь часть детей вынуждены учиться во вторую смену. Положительное заключение экспертизы на проект уже есть, сейчас специалисты сверяют смету. Планируется, что строительство школ в Петрозаводске и Кеми начнем в четвертом квартале этого года.

— Насколько в целом в столице Карелии и районах остро стоит вопрос со второй сменой?

— По сравнению со многими другими регионами эта проблема у нас не столь масштабна. В ряде субъектов Российской Федерации даже третья смена достаточно широко распространена. У нас процент обучающихся во вторую смену невысокий. Но мы в данном случае должны говорить не о масштабах и процентах, а конкретных семьях, детях, которые сталкиваются с этой проблемой. Я не знаю ни одной семьи, которая бы хотела, чтобы их ребенок учился во вторую смену. Для подавляющего большинства и родителей, и детей это очень неудобно.

Кроме того, любое образовательное учреждение во второй половине дня предоставляет еще и услуги дополнительного образования. Это спортивные секции, музыкальные занятия, различные кружки. Ребята с удовольствием остаются в школах во второй половине дня, чтобы получить дополнительное образование. Поэтому, конечно, наша задача – уйти от второй смены, которая сегодня, к сожалению, есть в школах не только Древлянки, но и Кукковки, и Ключевой – всех крупных и активно застраивающихся микрорайонах Петрозаводске, есть в ряде районов республики. И предоставить детям возможность учиться в первую смену, а во второй половине дня заниматься спортом, творчеством.

— Возвращенная в систему общего образования 26-я школа в Петрозаводске поможет, пусть частично, в решении этой задачи?

— Конечно, частично школа № 26 поможет разгрузить образовательные учреждения в микрорайоне, где очень большая потребность в дополнительных местах. Вернуть школу, которая последнее время работала как вечерняя, полноценно в систему общего образования, это правильное решение.

Тем более что все возможности для этого были. Да, здесь пришлось провести серьезные ремонтные работы, но само здание в целом соответствует современным требованиям, которые сегодня предъявляются к образовательным организациям. В отличие, например, от здания бывшей школы на улице Волховской. В свое время звучали предложения отремонтировать ее и вернуть в систему образования. Но это невозможно, здание уже не отвечает требованиям к организации учебного процесса по целому ряду факторов, в том числе, например, здесь нет возможности обустроить актовый зал, а также полноценную спортплощадку, размер участка не позволяет.

В школе № 26 совсем другая ситуация. После того как здесь завершат ремонт помещений, в перспективе обновим и спортплощадку. В сентябре школа откроет двери для первых учеников, а в ближайшие два-три года образовательная организация заработает на полную мощность.

Лариса Подсадник. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Лариса Подсадник. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Детские сады: дополнительные места

—  А что будет с детским садом на улице Ленинградской в Петрозаводске? Напомню, в марте прошлого года его открыли после реконструкции, но спустя несколько месяцев работу учреждения приостановили из-за угрозы обрушения кровли. Тем не менее, насколько известно, проведенная проверка показала, что никаких нарушений подрядчик не допустил, с кровлей все было в порядке…

— Да, все так. Мы провели очень тщательную, всестороннюю проверку. Экспертиза показала, что детский сад не представляет никакой угрозы для жизни и здоровья детей. И он, конечно, будет введен в систему дошкольного образования. Однако перед этим придется провести ряд работ. Специалисты с помощью шурфов брали пробы, проверяли и саму кровлю, и перекрытия, несущие стены… Конечно, теперь необходимо сделать ремонт конструкций.

Безусловно, приостановка работы детского сада создала очень неприятную ситуацию для семей, которые отдали туда детей, малышей пришлось перевести в другие детские сады. И все же я считаю, мы действовали верно, и иначе в этой ситуации поступить не могли. Если существует хотя бы малейшая вероятность, малейшее подозрение, что состояние здания может быть угрожающим, его необходимо закрывать и проводить проверку. Рисковать жизнью и здоровьем детей не допустимо ни при каких обстоятельствах.

После завершения всех работ и необходимых процедур – получения разрешений от надзорных органов, лицензирования – детский сад откроет свои двери.

— Сегодня строятся и новые детские сады, и не только в Петрозаводске…

— Да, новые здания дошкольных учреждений возводятся в поселках Ляскеля, Ильинский. Строительство здания дошкольной группы в поселке Шуя, как ожидается, будет завершено осенью, и в ноябре местная администрация уже выкупит его у застройщика. Начинается и строительство детского сада в селе Заозерье: здесь сформирован и передан застройщику земельный участок.

В планах также строительство детских садов в поселках Мелиоративный, Чална и в Сортавале. В районах республики в ближайшие годы будут созданы больше тысячи дополнительных мест для дошкольников.

Еще почти две тысячи дополнительных мест появятся в Петрозаводске. Два новых детских сада откроются уже в начале этого учебного года. Сейчас оба учреждения готовятся к получению лицензии на образовательную деятельность.

Детский сад на ул. Новоселов в Петрозаводске, 2019 год

Детский сад на ул. Новоселов в Петрозаводске, 2019 год

— Это ведь достаточно сложная процедура?

—  Не скрою, мы предъявляем очень серьезные требования к лицензированию образовательных организаций. Без этого категорически недопустимо открытие любого образовательного учреждения. И мы постоянно информируем об этом глав районов и городских округов.

Работаем и с частными предпринимателями, которые оказывают услуги в сфере образования. Так, сегодня в Карелии открыты 36 частных детских садов, все в Петрозаводске. Из них только два получили лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам. А остальные частные детские сады проинформировали, что занимаются только присмотром и уходом за детьми, образовательной деятельности не ведут.

Призываю коллег из органов местного самоуправления очень внимательно отнестись к этому вопросу. И в преддверии нового учебного года еще раз напоминаю о недопущении деятельности образовательных организаций без лицензии.

Это очень важно, поскольку процедура лицензирования подтверждает, что детский сад или школа готов к работе не только с точки зрения безопасности для детей, но и то, что программы, педагогический коллектив способны обеспечить должное качество обучения.

Сегодня в сферу образования вкладываются действительно значительные финансовые средства. У нас есть серьезный, перспективный план развития, рассчитанный не на один год. Есть поддержка федерального центра, который видит, что республика осваивает выделенные средства, строит и модернизирует учреждения образования, создает дополнительные места в школах и детских садах. Но, конечно, высокое качество образования – это общая задача республиканской власти, муниципалитетов и самих образовательных организаций.