Стиль города: Петрозаводск избавляется от безвкусных вывесок

Уродующие облик города кричащие вывески, аляповатые штендеры и баннеры наконец-то исчезают с улиц Петрозаводска. В центре столицы Карелии заменили уже более 60% вывесок. О новых правилах и о том, как их воспринял бизнес, «Республике» рассказал главный муниципальный инспектор Игорь Сергеев.

Дом № 11 по улице Куйбышева. Фото: администрация Петрозаводска

Дом № 11 по улице Куйбышева. Фото: администрация Петрозаводска

Реклама — двигатель торговли. В последние годы множество предпринимателей так усердно следовали этому утверждению, что Петрозаводск, и особенно его центральная часть, превратился в подобие восточного базара. Засилье разноцветных и разнокалиберных вывесок никак не сочеталось со строгим обликом неоклассических зданий, построенных в 1950-х годах. «Колорита» добавляли и многочисленные рекламные штендеры-раскладушки, установленные на тротуарах.

Сейчас ситуация меняется. В городе начали действовать требования к оформлению вывесок, установленные администрацией Петрозаводска. Вывески должны не разрушать, а подчеркивать исторический облик столицы Карелии, формировать стиль города, поясняет начальник управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства, главный муниципальный инспектор администрации Петрозаводска Игорь Сергеев.

Главный муниципальный инспектор администрации Петрозаводска Игорь Сергеев. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Главный муниципальный инспектор администрации Петрозаводска Игорь Сергеев. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Игорь Дмитриевич, обилие безвкусных вывесок и рекламных конструкций в городе — проблема достаточно давняя. Что мешало решить ее раньше?

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо начать с изменений в законодательстве. С 2018 года вступили в силу поправки в 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эти изменения дали окончательный ответ на вопрос, имеют ли право муниципалитеты устанавливать в своих нормативных актах (у нас это «Правила благоустройства и обеспечения чистоты в Петрозаводском городском округе») требования к оформлению вывесок, номерных знаков, табличек на домах и так далее. С этого момента органы местного самоуправления получили закрепленную в федеральном законодательстве возможность регулировать размещение вывесок.

Отмечу, что сегодня в целом по России не так много городов, где установлены подобные требования. Конечно, правовое регулирование в этом вопросе активно применяют крупные мегаполисы — Москва, Санкт-Петербург. И мы внимательно изучили их опыт, прежде чем разработать наши правила оформления вывесок. Концепцию обсуждали с экспертами, приглашали рекламное сообщество, предпринимателей. Дискуссии, не скрою, были жаркими. В итоге был разработан документ, который в июне прошлого года принял Петрозаводский городской Совет.

— Но менять вывески предприниматели начали не сразу после утверждения новых правил?

— Когда мы обсуждали этот вопрос с представителями рекламного сообщества и бизнесом, предприниматели говорили о том, что обязательно нужен переходный период, за неделю привести вывески в соответствие с требованиями невозможно. Поэтому мы дали бизнесу время, чтобы подготовиться. Для центральной части города такой переходный период был установлен на три месяца, для остальных районов — полгода.

Одновременно муниципальные инспекторы изучили, какое количество вывесок, в первую очередь в центральной части города, не соответствует требованиям. Выяснилось, что не соответствуют практически все. Мы подготовили подробные заключения и направили эту информацию предпринимателям в рамках профилактической работы.

— Для того, чтобы потом представители бизнеса не смогли заявить: «Мы ничего об этом не слышали и не знали»? Несмотря на то, что СМИ не раз сообщали о требованиях к вывескам?

— Средства массовой информации действительно активно освещали и освещают эту тему, за что мы им очень благодарны. И мы видим по откликам, что тема интересна людям, актуальна, волнует горожан. Но при этом понимаем, что не все предприниматели могли сразу же внимательно и подробно вникнуть в изменения в нормативно-правовой базе. Поэтому адресно уведомляли их о вступивших в силу требованиях.

Замена вывесок в столице Карелии. Фото: vk.com/ptz_mo

Замена вывесок в столице Карелии. Фото: vk.com/ptz_mo

— В случае их неисполнения предусмотрены штрафные санкции?

— Да, разумеется. Над этим вопросом городская администрация предметно работала вместе с Законодательным собранием Карелии, где была создана рабочая группа. В результате были внесены изменения в республиканский закон об административных нарушениях. За размещение вывесок, которые не соответствуют требованиям, предусмотрены штрафы от 5 до 10 тысяч для индивидуальных предпринимателей, от 10 до 20 тысяч — для юридического лица. Повторное привлечение к ответственности повышает сумму взысканий: от 10 до 20 тысяч — для ИП, от 20 до 50 тысяч — для юридического лица.

На настоящий момент возбуждено более 60 дел об административных правонарушениях, все они направлены в административную комиссию для рассмотрения. При этом отмечу, что, кроме штрафных санкций, к предпринимателям может применяться и предупреждение. Зачастую предприниматели приходят на административную комиссию для рассмотрения протокола и приносят материалы, фотографии, показывающие, что установленная с нарушениями вывеска уже демонтирована или ее уже успели заменить. Конечно, в таких случаях комиссия ограничивается предупреждением.

В целом же мы стремимся именно предотвратить нарушение, ведем разъяснительную работу с представителями бизнеса, выстраиваем личный контакт, чтобы максимально подробно проинформировать их о новых правилах.

— Давайте поговорим о самих требованиях: как теперь должны выглядеть вывески?

— Начнем с того, что вывеска должна размещаться непосредственно в месте расположения организации, реализации товара, оказания услуг. Бывает, когда предприниматели размещают сразу несколько вывесок. Например, у одной из организаций на проспекте Ленина я насчитал целых восемь вывесок, установленных на фасаде здания. Это создает так называемый визуальный шум и не может не вызывать недовольство горожан. Лишние вывески предприниматели обязаны демонтировать.

• вывески не должны наносить ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада;
• не допускается вертикальный порядок расположения букв в текстах;
• нельзя размещать вывески на архитектурных деталях: колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине;
• нельзя размещать вывески одну над другой;
• вывески должны располагаться ниже линии подоконников окон второго этажа;
• если организация находится в цокольном этаже, вывеска должна размещаться над входом;
• вывески не могут находиться над козырьками, не должны перекрывать, полностью или частично, оконные и дверные проемы, витрины;
• не допускается размещение вывесок на кровлях, лоджиях, балконах;
• не допускается размещение надувных и мерцающих вывесок, со звуковой поддержкой и нанесенных краской;
• шрифты на вывеске должны сочетаться (нельзя использовать более двух гарнитур шрифтов).

Особые требования предъявляются к вывескам на фасадах зданий, построенных до 1961 года включительно. На них разрешено размещать вывески, выполненные только из отдельных элементов: это объемные отдельные буквы (с подсветкой или без нее), логотипы и фирменные знаки без использования подложки.

— Почему?

— В центральной части Петрозаводска многие дома построены в середине прошлого века в определенном архитектурном стиле, неоклассическом. Сегодня во многих пабликах в соцсетях популярны фотографии, рассказывающие, как выглядел город в то время, десятилетия назад. Многие пользователи соцсетей, горожане и туристы, сетуют на то, что сейчас архитектурный облик города спрятан за различными баннерами, рекламой. Наша задача — добиться, чтобы вывески не скрывали исторический облик Петрозаводска, подчеркивали его стиль. Вывески из отдельных букв позволяют это сделать, не наносят ущерба фасаду здания.

 

Кроме того, на зданиях, расположенных на центральных улицах, немало мемориальных табличек в память о деятелях культуры, искусства, науки, государственных деятелях Карелии. Вывески должны размещаться не менее чем в двух метрах от мемориальных и памятных досок. Если выполнить это условие невозможно, тогда вывеска должна быть изготовлена из таких материалов, как камень, бронза, латунь или древесина, витражное стекло.

— А если речь идет о магазинах или точках общепита крупных сетей? Или о предпринимателях, которые работают по франшизе с российскими или мировыми брендами? У каждой из таких компаний и корпораций собственный фирменный стиль вывесок, и стандарты соблюдаются строго…

— К нам поступают такие вопросы от предпринимателей. Мы приводим конкретные примеры, как оформлены вывески известных брендов, например, на исторических зданиях Санкт-Петербурга, рекомендуем взять эти варианты за основу. Очень показателен в этом отношении и зарубежный опыт: в Европе современные вывески успешно совмещаются с архитектурным обликом городов. В частности, в Норвегии есть примеры, когда всем известный логотип «Макдоналдс» изготавливается с применением материалов из дерева, подчеркивая особый, скандинавский стиль городской среды.

Таким образом, всё это сделать возможно. Как уже сказано, предприниматели могут использовать буквы с подсветкой. Но немало организаций расположены в многоквартирных жилых домах, и вывески не должны мешать жильцам, приносить дискомфорт: подсветка должна быть приглушенной, без мерцающих элементов. И, безусловно, вывески должны быть безопасными и для людей, и для физического состояния архитектурных объектов.

Новая вывеска на фасаде дома № 12 по проспекту Карла Маркса. Фото: администрация Петрозаводска

Новая вывеска на фасаде дома № 12 по проспекту Карла Маркса. Фото: администрация Петрозаводска

— Вы сказали: «Всё это сделать возможно…» Но ведь предприниматели несут затраты на замену вывесок, которые они ранее не планировали. Как отнесся бизнес к новым правилам?

— В целом достаточно спокойно и с пониманием. Приведу пример, когда в диалоге с нами один из предпринимателей сказал: «Да, это затраты. Но город меняется в лучшую сторону, и нам надо меняться вместе с ним».

Да, есть предприниматели, которые не спешат выполнять требования. Статистику по составленным административным протоколам я уже приводил. Но все-таки большинство включилось в эту работу. На момент вступления требований в силу только на проспекте Ленина было около 500 вывесок. Сейчас более 60% уже поменяли. А если учесть, что, как было сказано выше, у некоторых организаций было несколько вывесок и лишние были демонтированы, то этот процент, на мой взгляд, даже выше. Один из ярких примеров — дом № 8 по проспекту Ленина, признанный памятником архитектуры. Там поменяли практически все вывески, за исключением одной. Или дом № 15 — он даже попал как один из самых негативных примеров в пост известного блогера-урбаниста Ильи Варламова, который несколько лет назад приезжал в Петрозаводск и отметил засилье в городе безвкусных вывесок. Сейчас и на фасаде этого дома вывески активно меняют.

Проспект Ленина, дом № 8. Фото: "Республика" / Любовь Козлова

Проспект Ленина, дом № 8. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Кроме безвкусных вывесок, облик города портят многочисленные штендеры-раскладушки…

— Уверен, горожане не могли не заметить, что на центральных улицах количество штендеров — двусторонних выносных щитовых конструкций — сейчас уменьшилось в разы. Вывески в виде штендеров утвержденными требованиями запрещены. Кроме того, региональным законодательством запрещена установка любого движимого имущества на территориях общего пользования. Штендеры, которые располагаются на тротуарах и пешеходных дорожках, мешают пешеходам, уборке улиц. Такие раскладные щитовые конструкции часто прикрепляются к опорам контактной сети, дорожным знакам, светофорам, ограждающим конструкциям, что также незаконно и недопустимо.

Если штендер является наружной рекламой, то ответственность за его незаконное размещение еще более строгая, чем за не соответствующие требованиям вывески. За установку рекламы без согласования с органами местного самоуправления юридическое лицо может быть оштрафовано уже на сумму от 500 тысяч до 1 миллиона рублей согласно статье 14.37 КоАП РФ. Когда муниципальный инспектор фиксирует факт незаконного размещения рекламной конструкции, он составляет акт и направляет его в полицию, у которой есть соответствующие полномочия в данном случае. Таким образом, мы ведем комплексную работу. И если еще недавно на том же проспекте Ленина можно было насчитать десятки штендеров, то сейчас это единичные случаи установки таких конструкций. Работу по этому направлению мы также продолжаем.

Главный муниципальный инспектор администрации Петрозаводска Игорь Сергеев. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

Главный муниципальный инспектор администрации Петрозаводска Игорь Сергеев. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

— Мы пока всё время говорим о центре города. А до остальных районов дело дойдет?

— Безусловно. Уже начали приводить в соответствие вывески на проспектах Октябрьский, Первомайский, Александра Невского, в районе улицы Заводской, где много оптовых магазинов и складов.

Но первоочередной является задача привести в порядок к 100-летию Карелии центральные улицы. Администрация города совместно с правительством республики ведет огромную работу по подготовке к юбилею. За счет республиканской субсидии в разных районах Петрозаводска благоустроят десятки дворов и общественных территорий, отремонтируют дороги, установят новые детские площадки и арт-объекты. Часть средств будет выделена на реставрацию фасадов 50 зданий в центре города. Важно, чтобы обновленные фасады не были испорчены не вписывающимися в городскую эстетику вывесками. Поэтому мы начали нашу работу с центральных улиц, но продолжим ее и в других районах города.

— Если кто-то из предпринимателей не до конца разобрался в новых правилах оформления вывесок, можно ли обратиться за индивидуальной консультацией? Чтобы не получилось так, что деньги на замену вывески будут потрачены, а потом выяснится, что она всё равно не соответствует требованиям в каких-либо нюансах.

— Конечно, мы даже настоятельно рекомендуем бизнесу: если требования не до конца понятны, прежде чем заказывать новые вывески, лучше обратиться к нам. Мы можем посмотреть проект новой вывески, дать заключение, все ли требования соблюдены, посоветовать, что надо исправить. Мы всегда открыты к диалогу с предпринимателями и готовы оказать всевозможное информационное содействие.

Обратиться с вопросами о новых требованиях к размещению вывесок можно по телефонам: 71-35-30 (архитектурно-планировочный отдел), 70-61-21 (управление жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства).

Ул. Дзержинского, 8. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Ул. Дзержинского, 8. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Карла Маркса, 12. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Карла Маркса, 12. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Ул. Куйбышева, 14. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Ул. Куйбышева, 14. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 10. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 10. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 36. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 36. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 37. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 37. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 38. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 38. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Ленина, 26. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска

Пр. Александра Невского, 26. Вывески до и после замены. Фото: администрация Петрозаводска