Старый новый Валаам: монастырь начал восстанавливать самый северный из своих скитов

Небольшой полуостров под Питкярантой может стать туристическим центром карельского Приладожья.

Восстановление храма Александра Невского на полуострове Сюскюянсаари. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Питкярантские депутаты в начале октября безвозмездно передали Валаамскому монастырю небольшой земельный участок в 50 соток на острове Сюскюянсаари. Незадолго до этого предыдущий созыв городского совета отдал монастырю полуразрушенный храм, расположенный на этой территории. В местной администрации поясняли, что всё сделано по закону: в Земельном кодексе есть норма, позволяющая религиозной организации бесплатно получить участок под объектом религиозного назначения.

С самого начала в соцсетях и некоторых карельских СМИ ситуация освещалась не совсем корректно. Например, утверждалось, что монастырь получил пять гектаров земли, хотя на самом деле – лишь полгектара. Упоминались и некие предприятия, будто бы работающие непосредственно на переданной территории.

Чтобы разобраться, что действительно произошло в Питкяранте и как отнеслись к этому местные жители, корреспондент «Республики» отправился на место событий.

Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Храм Александра Невского в бывшем Германовском скиту. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Валаам хочет возродить самый северный из своих скитов

На самом деле, остров Сюскюянсаари давно уже не остров: в советские годы работавшие там горнодобывающие предприятия решили засыпать пролив, отделяющий его от материка. Проехать к местам разработок стало проще, но возникла путаница: на всех картах объект по-прежнему называется островом, хотя в реальности представляет собой относительно небольшой полуостров.

Еще раньше, до 1917 года, на Сюскюянсаари находился самый северный из валаамских скитов – Германовский. На острове вели хозяйство и добывали ценный гранит, который использовался не только для возведения монастырских часовен и храмов, но и для строительства зданий и мостов в Санкт-Петербурге.

После революции Валаамский монастырь достался независимой Финляндии. Новые власти давили на монахов, заставили их перейти с юлианского на григорианский календарь, поставили во главу обители нового человека. Во время Зимней войны 1939-1940 годов насельники покинули Ладожское озеро и отправились на территорию современной Финляндии, где основали Ново-Валаамский монастырь.

На самом Валааме и других островах Ладожского озера, где располагались его скиты, при советской власти религиозной жизни не было. Возрождение монастыря началось лишь в конце восьмидесятых.

Возвращение храма на острове Сюскюянсаари, утверждают в пресс-службе Валаама, — тоже часть возрождения обители. В июле об этом говорил и настоятель монастыря епископ Панкратий, призвавший верующих помочь в расчистке храма и его окрестностей от мусора и завалов.

Местные жители не против планов монастыря

— [Если ничего не делать], через десять лет вместо этого памятника церковной архитектуры будет груда кирпичей и гранитные подоконники. Пусть лучше восстановят храм, — говорит директор Питкярантского краеведческого музея Антонина Варакина.

По словам краеведа, в районе, где во время Великой Отечественной войны проходили жесточайшие бои, осталось не так много исторических зданий, представляющих ценность. Есть несколько природных достопримечательностей, но и они не слишком прочно включены в туристические маршруты. Возрождение скита, надеется Варакина, позволит возродить и местный туризм.

Экскурсии к полуразрушенному храму водят и сейчас, но нечасто: последнюю Антонина Варакина провела весной этого года.

Антонина Варакина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Антонина Варакина. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Сначала мы заводили людей [в сам храм], а теперь боимся, потому что [он] рушится. Мы же отвечаем за жизни! – говорит краевед. – Если там всё облагородят… Я, как руководитель музея, заинтересована в турмаршрутах, в открытии новых туробъектов. И главное, память сохранится духовная. А что нам земля с грудой обломков?

Директор музея считает, что возрождение скита одобрят все или почти все местные жители – главное, чтобы монастырь не решил выгнать с полуострова расположенные там обрабатывающие предприятия. Не допустить такого поворота событий, по мнению Антонины Варакиной, просто: Валаам должен действовать исключительно с согласия местной администрации и под ее контролем.

Возрождение скита не помешает работе предприятий

С краеведом согласен председатель местного отделения общественной организации «Ветераны Афганистана» Александр Пупков. Он сам занимается восстановлением памяти – отвечает за одну из экспозиций местного музея, посвященную войне в Афганистане. Экспонаты, многие из которых уникальны в масштабах республики, Пупков долгие годы собирал самостоятельно.

Александр Пупков. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Александр Пупков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

По словам общественника, сейчас на полуострове работают одно горнодобывающее и несколько обрабатывающих предприятий. Первое принадлежит московскому правительству, руководство остальных, более мелких, тоже в основном находится за пределами Карелии. Работают на них, впрочем, местные жители – несколько десятков человек.

Часть местных жителей, говорит Александр Пупков, опасается, что после возвращения монастыря на полуостров оттуда придется уйти предпринимателям, занимающимся обработкой камня. Однако поводов для таких опасений Валаам пока не давал.

Возрождение скита и работа горняков на Сюскюянсаари друг друга не исключают, подтверждает руководитель расположенного вблизи храма обрабатывающего предприятия, представившийся Юрием. По словам бизнесмена, несколько дней назад он разговаривал с представителями монастыря, и те заверили его, что не возражают против ведущихся рядом работ.

Рабочие, устанавливающие на полуразрушенное здание храма строительные леса, добавляют, что в планах Валаама – замостить его окрестности брусчаткой. Продать ее могли бы как раз расположенные невдалеке предприятия.

Депутаты передали монастырю небольшой участок площадью 100 на 50 метров, окружающий храм. По обе стороны от него невдалеке - камнеобрабатывающие предприятия. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Депутаты передали монастырю небольшой участок площадью 100 на 50 метров, окружающий храм. По обе стороны от него — камнеобрабатывающие предприятия. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Что касается крупного горнодобывающего предприятия, принадлежащего московскому правительству, то его мощности – два карьера на полуострове – в ближайшее время передадут Карелии. По словам главы Минприроды Алексея Щепина, карьеры продолжат работать.

— Руководство Валаамского монастыря выразило заинтересованность в работе двух карьеров на острове Сюскюянсаари. Камень, который там добывают, будет использоваться в том числе и для восстановления церкви Александра Невского в бывшем Германовском скиту Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, — говорил накануне министр.

Питкяранта может стать одним из туристических центров Карелии

К середине октября на бывшем храме Германовского скита установлены деревянные леса – восстановление началось. Месяц назад внутреннее пространство храма и его ближайшие окрестности начали освобождать от завалов и мусора. Как только леса будут установлены, говорят рабочие, на место приедут архитекторы, которые начнут осматривать верхнюю часть здания.

Строительные леса на здании храма Александра Невского. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Строительные леса на здании храма Александра Невского. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Судя по всему, Валаам планирует завершить восстановление Германовского скита к 2021 году, когда будет праздноваться 800 лет со дня рождения Александра Невского (полуразрушенный храм назван его именем). Не исключено, что к этому времени монастырь устроит на берегу полуострова полноценную пристань, которая существовала там исторически. Теоретически это позволит включить Сюскюянсаари в туристический маршрут на Валаам.

Сейчас туристы едут на Валаам преимущественно через Сортавалу и Ленинградскую область, сетовал глава республики Артур Парфенчиков на своей странице в соцсети.

— Почему сегодня наши соседи, Ленинградская область, активно развивает Приозерский транспортный узел в направлении Валаама? Да потому, что это десятки тысяч туристов и паломников, это развитие города, — писал руководитель региона. – А ведь Сюскюянсаари имеет более выгодное расположение по отношению к Валааму. Лично я заинтересован в том, чтобы большая часть туристов шла на Валаам из Мурсулы (местное название бывшего острова – прим. ред.), чтобы мы восстановили объект Валаамского монастыря, доступный для посещения круглогодично, вне зависимости от погодных капризов и сезонных условий Ладожского озера.

В Валаамском монастыре возможное развитие туристической инфраструктуры в направлении Питкяранты пока не комментируют. Однако местные жители, судя по всему, были бы этому рады: туризм – это деньги и рабочие места.