Убийственно красиво

С виду немного похоже на танец, на самом деле – боевое искусство, но те, кто им занимается, называют это игрой. Сложная штука — капоэйра. Она пришла в Петрозаводск лет семь назад и многих сделала слегка бразильцами.

Сергей Кузнецов. Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов.— Есть атабаке – большой такой барабан, как бочка, — объясняет Сергей Кузнецов, пока несколько десятков босых людей заканчивают разминку. — Есть бубен пандейру. Самый главный инструмент – беримбау, музыкальный лук: палка, на ней струна и пустая тыква в качестве резонатора. А играют на нем палочкой.

Ликбез по бразильским музыкальным инструментам Сергей проводит на фестивале капоэйры. В Петрозаводске такое впервые: съехались мурманчане и петербуржцы, калининградцы и пермяки, приехал даже бразилец местре Денде – мастер с черным поясом, руководитель международной школы.

Капоэйра – это боевое искусство, но очень необычное: люди учатся бить и защищаться, а попутно – играть на инструментах и даже петь. Сами бразильцы называют капоэйру «игра».

Не танцы

Со стороны капоэйра немного похожа на танец, но считать капоэйристов безобидными – очень большая ошибка. По крайней мере, так они сами говорят.

— Могу точно сказать, что на танцах не учат ударам и уклонам, — рассказывает Сергей (он не первый год руководит петрозаводской группы капоэйры). – У нас есть много ударов, которые, если попадут в цель, закончатся минимум травмой, максимум – смертью. Один знакомый как-то участвовал в mixfight и в первом же бою отправил противника в нокаут ударом mea lua de compasso.

Именно поэтому капоэйра выглядит как бесконтактное боевое искусство. Удары наносят так, чтобы человек успел уклониться, либо вовремя останавливают. Много элементов акробатики. Снимать это сложно и опасно: ноги капоэйристов время от времени пролетают в опасной близости от камеры.

Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов.

Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов.

— В реальной боевой ситуации красоты остается мало: никто не задирает ногу до головы, а использует только те приемы, в которых уверен, — говорит Сергей.

Когда новички пытаются доказать кому-то, что капоэйра — боевое искусство, опытные люди отшучиваются: мастера капоэйры десятки лет старались замаскировать ее под танец, а ты все портишь!

При чем тут зебры

Капоэйра появилась в Бразилии, когда ее колонизировали португальцы. Из Африки туда привозили невольников, которые сбегали от хозяев и образовывали в лесах поселения. Считается, что там-то и зародилось это боевое искусство. По одной из теорий, основой мог стать н’голо – африканский «танец зебр».

Уже после отмены рабства капоэйра долго была вне закона. Существовали даже банды, которые с помощью капоэйры грабили прохожих. Все изменилось, когда появился мастер Бимба: он дал капоэйре другое имя (баянская борьба) и стал говорить о ее бразильских, а не африканских корнях. Но это уже совсем другая история…

 Фото: ИА "Республика" / Николай Смирнов.

Капоэйра. Фото: ИА «Республика» / Николай Смирнов.

Постепенно капоэйра вышла из подполья и разошлась по миру. В Россию она пришла в девяностые вместе с фильмом «Только сильнейшие» с Марком Дакаскосом.

Рода

Разминка заканчивается, и капоэйристы становятся в круг – начинается рода. В этот момент все становятся слегка бразильцами: сменяют друг друга у инструментов, подпевают по-португальски. В центре круга играют двое.

— Внутри роды создается такое ощущение, которое бразильцы называют axé (аше) – что-то похожее на наше слово «кураж», — объясняет Сергей. — Люди выходят, ритмично «качает» музыка, и они делают иногда такие вещи, которые на тренировке у них не получались.

После роды начинается церемония batizado: начинающим капоэйристам вручают первые пояса. Они сделаны из простых веревок: это отсылка к веревкам, которыми связывали рабов. А еще на фестивале некоторые получили apelido – клички. Эта традиция пошла с тех времен, когда капоэйра была вне закона.

Клички дают, исходя из внешних или внутренних особенностей человека. Прозвище самого Сергея — Grande, «большой». Девушек обычно называют именами цветов или драгоценных камней, хотя бывают исключения.

— Одной девушке по имени Оксана мы дали кличку Sinhazinha, что значит «белая госпожа», потому что белокожая и аристократичная, — улыбается Сергей.

Прозвища новичкам дают «старшие» пояса, причем всегда на португальском: это еще одна связь с Бразилией — родиной капоэйры.