На ялах и «драконах»

Большой морской фестиваль состоится в Карелии в конце июля. Подготовка уже идет полным ходом. Посетителей ждут гонки на судах, выступления каякеров, тест-драйв лодок, а на сладкое — штурмующие петрозаводскую набережную шведы.

Онежская регата – старейшая в России, она проходит в Карелии уже 46 лет. Последние два года организаторы готовят не только гонку для яхтсменов, но и Морской фестиваль «Большой сбор на Онего» для жителей и гостей Петрозаводска. В этом году регата придет и в районы.

– Маршруты большой регаты каждый год меняются, – рассказал организатор соревнований Сергей Мотин. – Мы хотим задействовать Кондопогу, первая дистанция крейсеров будет приходить именно туда.

Сергей Мотин

Сергей Мотин. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Старт, как и обычно, будет организован в Петрозаводской губе. Там же начнется морской фестиваль. Он будет проходить с 27 по 30 июля.

Петрозаводчане и гости города смогут наблюдать за гонками малого флота – спортсмены этой категории будут соревноваться прямо в Петрозаводской губе. Музей «Кижи» устроит гребную гонку – пролог своей регаты. Кроме того, там же, на набережной, пройдут детская регата, гребные соревнования на шестивесельных ялах, развлекательная программа «Эскимос-переворот» от федерации каякинга и тест-драйв лодок от местных производителей.

– Мы хотим, чтобы вообще любой, кто занимается чем-то, связанным с водой, мог найти свое место у нас, – рассказал Сергей Мотин.

Кижская регата

Кижская регата. Фото: Максим Смирнов

Зрители смогут увидеть историческую реконструкцию — шведский десант с бригантины «Полярного Одиссея» на берег. Встречать будут русские войска, кто победит – понятно. В реконструкции будут участвовать три клуба: два местных и один из Петербурга.

Что касается непосредственно больших гонок, в этом году они будут масштабнее, чем обычно, уверены организаторы.

– В прошлом году было меньше лодок. Это было связано с тем, что многие крейсера решили участвовать в регате на Ладоге, которая была накануне нашей. В прошлом году было 28 участников, в этом ожидаем более 40. И в прошлом году у нас не было целого класса – «драконов». В этом году они будут участвовать, их будет всего шесть, но и это не плохо. Участники приезжают со всей России, много спортсменов из Петербурга и Москвы.

Регата

Регата. Фото: pixabay.com

Отдельный пункт: в этом году организаторы провели переговоры с туроператорами и пригласили на фестиваль три туристических теплохода.

– Это развитие туризма, это выгодно для всех, – уверен Сергей Мотин. – Это и возможности для развития малого и среднего бизнеса, и серьезный спорт. Регата – олимпийский вид спорта. Наш водоем интересен для яхтсменов: уникальная роза ветров и уникальное зеркало. Даже если сравнивать с Ладогой: оно круглое, как блюдце. Если задувает какой-то ветер, он диктует погоду сразу на всем озере. Здесь же, в Онего, стоит уйти за мыс или попасть в губу, и все меняется. Второе: у нас есть набережная, и мы можем показать гонку жителям столицы региона. В России таких городов вообще всего два: Петрозаводск и Владивосток. Даже Петербург проиграет: в Финском заливе очень большой трафик судов, сложно организовать гонку. Онежское озеро заменить невозможно.

Сергей Мотин

Сергей Мотин. Фото: «Республика» / Николай Смирнов

Тем не менее парусный спорт в Карелии развивается медленно. По словам Сергея Мотина, сейчас в спортивных секциях занимается всего 15 детей, нет ни одного полноценного яхтклуба. Именно в это направление организаторы намерены вкладывать деньги – если, конечно фестиваль будет существовать и окупаться.

– До 2020-го года регата будет проходить точно: «Банковский кубок» финансирует, – рассказал Мотин. –  А дальше – все зависит только от нас. И если мы этот бренд потеряем, его с удовольствием подберут другие регионы страны. Но они будут всегда проигрывать местом. Я считаю, тут нужен проект государственно-частного партнерства. Государство могло бы взять на себя часть работы по инфраструктуре: углубить дно, построить волноломы и отдать это в аренду частному бизнесу. Он бы построил все остальное: кафе, магазины, гостиницы, причалы.

Сергей Мотин

Сергей Мотин. Фото: «Республика» / Николай Смирнов