Спорные лоты

Новая система пассажирских перевозок по Карелии спровоцировала долгую тяжбу. ФАС говорит о нарушении конкуренции, Госкомитет по транспорту — о пользе для жителей.

Автовокзал Петрозаводска. Фото: Николай Смирнов

Автовокзал Петрозаводска. Фото: Николай Смирнов

1 апреля Арбитражный суд Карелии встал на сторону республиканского управления ФАС в его давнем споре с региональным Госкомтрансом. Спор этот, напомним, касался конкурса на пригородные и межмуниципальные перевозки по Карелии, который госкомитет провел весной 2015 года.

Конкурс тогда вызвал возмущение местных перевозчиков: количество лотов, дающих право возить людей по маршруту, было сокращено с прежних 98 до четырех. Таким образом, определилось четыре компании, получившие право осуществлять перевозки. После чего в УФМС посыпались жалобы от предпринимателей, которые выигрывали контракты на предыдущих конкурсах. Заявители полагали, что столь масштабное укрупнение лотов напрямую противоречит принципам конкуренции.

Осенью антимонопольное ведомство начало свое расследование. Итоговое решение заняло 50 листов и стало самым объемным за всю историю карельского управления.

Глава УФАС Артур Пряхин объяснял это тем, что антимонопольщики по сути выполнили работу, которую должен был провести госкомитет перед организацией конкурса: специалисты изучили мнение перевозчиков, органов местного самоуправления и бизнес-омбудсмена, ознакомились с материалами в региональных и районных СМИ.

Артур Пряхин УФАС

Артур Пряхин. Фото: Николай Смирнов

В итоге УФАС определило, что ряд критериев в конкурсной документации ограничивает конкуренцию.

— Вопрос в том, что если лотов два или четыре, это не должно ограничивать конкуренцию. Пусть хоть один будет! Но только если мы выясняем, что нет причинно-следственной связи между укрупнением лотов и ограничением конкуренции, — говорил на одной из пресс-конференций Пряхин.

В Госкомтрансе решением антимонопольщиков остались недовольны и подали иск в Арбитражный суд. Параллельно аналогичный иск подал один из победителей конкурса, компания «Транском». Суть претензий обоих истцов сводилась к тому, что УФАС не доказало причинно-следственную связь между сокращением лотов и ограничением конкуренции.

Именно по этим двум искам в минувшую пятницу вынес свое решение судья Александр Подкопаев. Тем самым суд первой инстанции признал действия антимонопольного ведомства законными и обоснованными.

Как рассказала «Республике» представлявшая интересы ООО «Транском» юрист Ольга Лобаго, ее наниматель намерен в ближайшее время подать апелляционную жалобу в вышестоящий суд. По действующему закону сделать это можно будет в течение месяца после опубликования окончательного решения карельского Арбитражного суда.

По мнению юриста, УФАС так и не смогло доказать прямой связи между укрупнением лотов и нарушением конкуренции.

— Мы будем подавать апелляцию, поскольку считаем, что УФАС должно было признать укрупнение необходимым. Управление должно было доказать, что укрупнение до четырех лотов чрезмерно. Но этого доказательства в материалах дела не было.

Ольга Лобаго считает: в материалах дела есть документы, подтверждающие, что почти треть маршрутов, каждый из которых раньше был включен в отдельный лот, считались убыточными. И зачастую на такие нерентабельные лоты просто не находилось желающих.

Автобусные перевозки в Карелии

В Госкомтрансе уверены: новая схема организации перевозок более эффективна, чем прежняя. Фото: fotobus.msk.ru

Новая схема объединяет в один лот большое количество маршрутов – как выгодных, так и убыточных. В результате компания, выиграв конкурс, будет вынуждена осуществлять перевозки и по первым, и по вторым. Убытки от невыгодных маршрутов покрываются благодаря прибыли, полученной на выгодных.

УФАС же, по мнению юриста, так и не предложило в суде варианта, как решить проблему транспортной доступности без масштабного сокращения лотов.

Глава Госкомитета по транспорту Виктор Дроздов сказал «Республике», что вопрос о подаче апелляции со стороны ведомства еще решается. Но позиция комитета принципиально не менялась: конкурс был проведен в соответствии с законодательством и никаких правовых норм не нарушал. Тем не менее руководство госкомитета готово подчиниться любому решению суда вышестоящей инстанции.

После того, как «Транском» подаст апелляцию, дело будет рассматривать 13-й арбитражный суд, находящийся в Санкт-Петербурге. После вынесения окончательного решения карельский Арбитражный суд рассмотрит иски перевозчиков о признании недействительными результатов конкурса и заключенных по его итогам договоров.

Таких исков подано четыре, рассмотрение двух из них приостановлено до окончательного решения вопроса о законности конкурсной документации.

Если контракты будут признаны недействительными, Госкомтранс должен будет провести новый конкурс, вероятно, по новым правилам. В ведомстве такую возможность не отрицают, но говорить о его содержании пока считают преждевременным.

«Республика» продолжит следить за развитием событий.