Спор о вывесках: есть ли будущее у «Петромагазинска»?

Идея петрозаводских властей привести в порядок вывески магазинов на фасадах домов в целом нашла положительный отклик — как у горожан, так и у бизнесменов. Однако несколько десятков предпринимателей оспорили действия властей в суде. И пока выигрывают в юридическом споре. «Республика» разбиралась, что же будет с вывесками в городе.

Новая вывеска на жилом доме в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика"/Леонид Николаев

Новая вывеска на жилом доме в Петрозаводске. Фото: ИА "Республика"/Леонид Николаев

5 июня 2019 года Петрозаводский городской Совет на очередной сессии утвердил новый стандарт установки торговых вывесок  на улицах города. Появился документ № 28/24-479 «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа». Новый стандарт серьезно ограничил владельцев магазинов в выборе мест, способа крепления и дизайна входной зоны своего предприятия, а также оформления витрин.

Власти же надеются с помощью новых положений привести городские улицы в порядок, устранив слишком пестрые вывески и неуместную рекламу. В Петросовете постановили: для центральной части Петрозаводска, ограниченной берегом Онежского озера, полотном Октябрьской железной дороги, реками Лососинка и Неглинка, переходный период составит три месяца, для остальной части города — шесть месяцев.

Вот правила, которые установили власти Петрозаводска к вывескам:

— вывески не должны наносить ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада;
— не допускается вертикальный порядок расположения букв в текстах;
— нельзя размещать вывески на архитектурных деталях: колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине;
— нельзя размещать вывески одну над другой;
— вывески должны располагаться ниже линии подоконников окон второго этажа;
— если организация находится в цокольном этаже, вывеска должна размещаться над входом;
— вывески не могут находиться над козырьками, не должны перекрывать, полностью или частично, оконные и дверные проемы, витрины;
— не допускается размещение вывесок на кровлях, лоджиях, балконах;
— не допускается размещение надувных и мерцающих вывесок, со звуковой поддержкой и нанесенных краской;
— шрифты на вывеске должны сочетаться (нельзя использовать более двух гарнитур шрифтов).

Особые требования предъявляются к вывескам на фасадах зданий, построенных до 1961 года включительно. На них разрешено размещать вывески, выполненные только из отдельных элементов: это объемные отдельные буквы (с подсветкой или без нее), логотипы и фирменные знаки без использования подложки. По мнению архитекторов, вывески не должны скрывать исторический облик Петрозаводска, а, наоборот, подчеркивать его стиль. Вывеска из отдельных букв позволяет это сделать.

Один из разработчиков этих требований — Евгений Фролов, который до октября 2017 года прошлого года занимал должность главного архитектора Петрозаводска.

Евгений Фролов. Фото: ИА "Республика"/Леонид Николаев

Евгений Фролов. Фото: ИА «Республика»/Леонид Николаев

«Я анализировал правила размещения вывесок и информационных конструкций в нескольких городах, где действуют такие правила. Среди них был в том числе и Санкт-Петербург, но там очень жесткие требования, поэтому для Петрозаводска требования сделаны более щадящие, — говорил Фролов в интервью «Республике» в 2018 году. — Кто сказал, что нужно зарабатывать деньги на отсутствии эстетики в городе? Когда рождается новое поколение и живет среди этого, оно считает, что это нормально, раз кругом такое. Это воспитание вкуса, а вернее, его отсутствия. Вы возьмите старые фотографии и взгляните на Петрозаводск 20 лет назад и сейчас — это же ужас».

До 2019 года стены десятков домов действительно были плотно залеплены вывесками. Еще во времена мэра Николая Левина люди дали городу обидное прозвище «Петромагазинск». Подогрел интерес к этой теме пост в «ЖЖ» известного блогера Ильи Варламова, побывавшего в карельской столице в 2014 году. После беспощадной критики Онежской набережной блогер назвал «вторую беду» Петрозаводска.

«Вторая беда Петрозаводска — реклама. С ней вообще кошмар. Все первые этажи в куче рекламы и вывесок. Видимо, реклама на фасадах тут никак не регулируется», — написал Варламов.

Фасад дома №15 по проспекту Ленина. Фото: Илья Варламов

Фасад дома №15 по проспекту Ленина. Фото: Илья Варламов

Все это общественное внимание вылилось в работу над новым порядком установки вывесок на фасадах петрозаводских зданий. С 7 декабря 2018 года мэрия получила право штрафовать предпринимателей за нелегальное размещение вывесок на фасадах домов. Штрафы следующие: от 5 до 10 тысяч для должностного лица, от 10 до 20 тысяч — для юридического. Повторное привлечение к ответственности повысит сумму взысканий: от 10 до 20 тысяч — для должностного лица, от 20 до 50 тысяч — для юридического.

С тех пор, добровольно или под угрозой штрафов, предприниматели сменили сотни вывесок на стенах петрозаводских домов. К середине ноября прошлого года в центре города свои вывески сменили по новым правилам 70 компаний. К концу августа 2020 года предпринимателям и представителям управляющих компаний чиновники мэрии направили более 900 писем о необходимости привести вывески в надлежащее состояние.

«Вообще, эта работа по упорядочению вывесок на фасадах зданий была начата еще в 2017 году, — заявила депутат Петросовета, член рабочей группы по правилам благоустройства города Ирина Шарипова. — Почему мы пришли к этому вопросу? Потому что поступали неоднократные и очень многочисленные нарекания и предложения от жителей города, которые были недовольны внешним видом фасадов домов. Опять же, мы понимали, что у нас впереди крупное событие — столетие республики, поэтому в 2018 году мы занялись разработкой этого документа».

Ирина Шарипова. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Ирина Шарипова. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Тем не менее, в городе сложилась группа бизнесменов, которые никак не хотели соглашаться с доводами городских властей. Заручившись поддержкой бизнес-омбудсмена республики Елены Гнётовой, чуть больше сорока индивидуальных предпринимателей и юрлиц подали на мэрию в суд с требованием отменить новые правила. По мнению Гнётовой, требования петрозаводских властей к вывескам не соответствуют федеральным законам. По ее словам, во-первых, в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителей наименование своей организации, адрес и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Во-вторых, федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» указал, что правила благоустройства могут регулировать вопросы размещения информации в муниципалитете, в том числе установку вывесок. Но муниципальный орган вышел за пределы полномочий, так как в муниципальном акте содержатся не только требования к установке, но также требования к порядку оформления вывесок.

В-третьих, в силу второй статьи федерального закона «О рекламе» вывески и указатели не относятся к рекламе, их размещение не требует согласования с органами местного самоуправления. В-четвертых, муниципальный акт устанавливает необоснованные параметры, нормы и правила, обязательные к применению, которые не содержатся в федеральном или региональном законодательстве. Например, допускаемые обязательные размеры к частям вывесок, их конструктивным элементам, требования к цветовому оформлению и эксплуатации.

При этом вывески, не соответствующие указанным размерам, должны быть приведены в соответствие с требованиями муниципального акта, а значит, демонтированы. Демонтаж, последующее изготовление и монтаж новых вывесок, соответствующих требованиям, влечет для хозяйствующих субъектов дополнительные временные и финансовые затраты, отметила бизнес-омбудсмен.

Елена Гнётова

Елена Гнётова. Фото: Виталий Голубев.

«Кроме того, нарушение этих требований и сроков на приведение вывесок в соответствие рассматривается как административное правонарушение и подразумевает штраф на должностных и юридических лиц. Таким образом, требования к вывескам не соответствуют федеральным законам и содержат положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в Петрозаводске», — объяснила Елена Гнётова.

Наконец, внесенные изменения в правила благоустройства города не прошли процедуру общественных (публичных) слушаний, в данном случае необходимых, резюмировала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Карелии. В республике суды бизнесмены проиграли. И подали жалобу во Второй апелляционный суд в Санкт-Петербурге. Коллегия оставила все доводы истцов без внимания, кроме одного — необходимости провести процедуру общественных слушаний. Поскольку такую процедуру петрозаводские власти упустили, весь документ о новом порядке установки вывесок Второй апелляционный суд счел незаконным.

«Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения — выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта», — говорится в мотивировочной части решения суда.

Такой исход дела вызвал новую волну внимания к этой теме. В частности, блогер Илья Варламов очень резко прошелся по предпринимателям, которые выступили против новых правил по вывескам.

«Все эти прекрасные люди мечтают и дальше уродовать Петрозаводск, чтобы горожан каждый день тошнило от их пёстрой рекламы, которой они загадили каждый клочок пространства», — отметил блогер.

В том же посте Варламов приводит полный перечень истцов, добивавшихся отмены нового порядка установки вывесок на фасадах. Прокомментировал решение суда и известный дизайнер Артемий Лебедев, предложив мэрии Петрозаводска создать дизайн-код для вывесок так, чтобы суд не мог его отменить.

«Петрозаводские городские власти приняли дизайн-код, но недостаточно прошли все юридические процедуры, поэтому кто-то подал на них в суд и сказал, что вы незаконно ограничиваете мое право вешать любую [ерунду] на фасаде, которую я хочу, — сообщал Лебедев на своем YouTube-канале. — Это немножко грустноватая новость на нашей улице, потому что мы как раз внедряем дизайн-коды в разных городах. Я приглашаю петрозаводские власти выйти с нами («Студией Артемия Лебедева» — прим. ред.) на контакт, потому что мы знаем, как делать так, чтобы дизайн-код можно было принять, и как сделать так, чтобы суд не мог его отменить. Одна из вещей, которой мы помогаем городам, — это юридическое сопровождение внедрения дизайн-кодов».

Артемий Лебедев прокомментировал решение суда об отмене правил мэрии Петрозаводска о вывесках

В мэрии Петрозаводска с полным решением суда ознакомились 2 ноября и сразу заявили журналистам, что намерены провести необходимые общественные слушания и продолжить работу с новыми правилами по установке вывесок.

«Процедурно не все мероприятия были выполнены. К самой редакции документа замечаний нет, поэтому мы сейчас в кратчайшие сроки планируем возобновить процедуру утверждения этого документа в полном соответствии с решением суда и в ближайшее время будем утверждать для того, чтобы дальше продолжать начатую работу», — заявил руководитель управления архитектуры и градостроительства мэрии Петрозаводска Никита Стрельников.

Кроме того, в ответ на предложение Артемия Лебедева чиновники заявили, что будут рады любой помощи.

«Да, мы в курсе, что наш документ получил широкую поддержку, в том числе в профессиональном сообществе, например, Союз архитекторов поддерживает эти начинания, — пояснил Стрельников. — Поэтому от помощи мы отказываться не будем, любую помощь, которая нам будет оказана, мы примем и конструктивно, вместе с общественностью будем дорабатывать документ, если того потребует ситуация».

По словам Стрельникова, общественные слушания по этому вопросу в мэрии города постараются провести до конца этого года.

Никита Стрельников. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Никита Стрельников. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Вывески нового образца на фасаде жилого дома по проспекту Ленина. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Вывески нового образца на фасаде жилого дома по проспекту Ленина. Фото: «Республика»/Сергей Юдин