Снег асфальт точит

Каждую весну дороги Петрозаводска разрушаются. Даже те, что отремонтировали совсем недавно. Городские власти считают: причина – недобросовестные подрядчики. Эксперты же уверены: дело в первую очередь в плохом зимнем содержании — снег из города нужно убирать. В дорожных перипетиях разбиралась «Республика».

Ямы на перекрестке улиц Правды и Калинина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ямы на перекрестке улиц Правды и Калинина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Дороги превратились в реки, асфальт покрылся ямами – в начале апреля в карельскую столицу пришла оттепель. Весь снег, который не убрали в Петрозаводске за зиму, начал быстро таять: на прошлой неделе температура воздуха резко выросла и доходила днем до 13 градусов.

Возмущенные горожане заполонили соцсеть фото и видео затопленных улиц. Активная жительница Петрозаводска создала на сайте change.org петицию с требованием отремонтировать дороги карельской столицы. Менее чем за неделю ее подписали несколько тысяч человек.

– Из года в год в нашем городе одна и та же проблема. Это дороги. А точнее, их отсутствие. И с каждым годом все хуже и хуже. Дороги не делаются, а если делаются, то только на один сезон, делаются там, где не нужно этого делать. Колеи ужасные. Ямы нереальные. Во многих местах приходится выезжать на встречную полосу, чтобы не провалиться в яму. Зачастую яму просто засыпают песком с щебнем, – говорится в тексте петиции.

 

Состояние городских дорог заинтересовало и надзорный орган: 10 апреля прокуратура Петрозаводска обещала проверить дорожную сеть в карельской столице. Особое внимание ведомство уделит соблюдению законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Враг дорог

– Самый главный враг дорог – вода. Будущим дорожникам это рассказывают с первых курсов и учат, как правильно организовать водоотвод, – рассказывает кандидат технических наук, доцент кафедры технологии и организации строительства ПетрГУ Артем Степанов. – У нас по дорогам Петрозаводска по весне текут целые реки. По сути всё, что выпало за нашу долгую зиму, резко растаяло – это огромнейший объем воды. И что немаловажно, вода эта не чистая, а с большим количеством песка, которым посыпают дороги зимой.

Кандидат технических наук, доцент ПетрГУ Артем Степанов. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Кандидат технических наук, доцент ПетрГУ Артем Степанов. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Для того чтобы дорога служила долго, уложить хороший асфальт мало: нужен целый комплекс мер, в том числе зимнее содержание. По-хорошему, весь снег до наступления оттепели нужно вывозить, уверен Артем Степанов. Особенно с тех улиц, которые находятся под большим уклоном – например, проспекты Ленина, Александра Невского, улицы Лыжная, Ключевая, «Правды». Иначе огромные потоки воды просто вымоют асфальт.

– Также нужно понимать, что вода заполняет все возможные поры в покрытии. При перепадах температуры с плюса на минус она превращается в лед, который разрушает асфальтовое покрытие. Это элементарная физика. Но что самое плохое, при плохой укладке асфальта вода может попасть под него и вымыть основание дороги. Как результат – будут большие просадки и проломы целых пластов,  – уверен Артем Степанов.

Заполненные водой ямы могут за несколько дней вырасти в несколько раз. По словам Степанова,  это происходит из-за того, что вода – практически несжимаемое вещество. Когда колесо попадает в яму, происходит гидроудар, и асфальт просто не может не разрушиться: воде нужно куда-то деться.

Плохая ливневка

В городской администрации уже который год говорят о том, что ливневой канализации необходима глобальная реконструкция. Если в 2015 году стоимость работ оценивали в шесть миллиардов рублей, то уже сейчас мэр Петрозаводска Ирина Мирошник назвала сумму на миллиард больше. 10 апреля на еженедельной встрече с журналистами глава города отметила, что на данный момент таких средств нет.

– Тем не менее специалисты мэрии продолжают инвентаризацию сетей ливневки, на некоторые участки отсутствует необходимая документация. Делать это нужно, поскольку, если появится возможность решить проблему с участием в той или иной федеральной или международной программе, город должен быть к этому готов, – сообщила Мирошник.

Реки талых вод в Петрозаводске. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Реки талых вод в Петрозаводске. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Владимир Титов – экс-директор асфальтобетонного завода ГУП «Мост», дорожник с более чем 30-летним стажем. По его мнению, система ливневой канализации в Петрозаводске оставляет желать лучшего, однако не работает она совсем не потому, что изжила себя и ей нужна реконструкция.

– При строительстве дорог нужно обязательно контролировать, уходит ли вода с дороги в ливневку. У нас в городе очень много мест, например на улице Шотмана, где крышка люка ливневой канализации установлена намного выше уровня асфальта. Вот как такое может быть? Как при таких обстоятельствах вода может уйти в ливневку? Кто вообще смог принять такие работы? И таких мест в городе полно, – недоумевает Владимир Титов.

Кроме того, по мнению Титова, в Петрозаводске нет должного обслуживания ливневой канализации. Чистить ее необходимо минимум дважды в год – осенью (чтобы подготовить ее к стоку талых вод) и весной (чтобы убрать все, что попало в нее за время оттепели).

Отметим, что городская администрация периодически занимается прочисткой ливневой канализации. Так, в январе этого года специалисты подготовили к весне сто километров ливневого трубопровода: очистили 1405 крышек и отстойников колодцев, разморозили и очистили все водопропускные трубы. Вот только когда огромные грязные сугробы, образовавшиеся за всю зиму, тают, никакая ливневка справиться с этим не может.

Один из ярких примеров тому – ливневый колодец на перекрестке проспекта Невского и улицы Станционной. Со Станционной с начала апреля течет огромный ручей, который, по идее, должен попасть в колодец. Но попасть туда он не может просто физически: колодец покрывает 10-сантиметровый слой грязи. Поэтому вода движется вниз по проспекту, набирая скорость и разрушая асфальт. Таких примеров в карельской столице очень много.

 

Плохое обслуживание ливневой канализации в Петрозаводске подтверждается еще и тем, что многие колодцы находятся под сугробами. Подрядчик при уборке города на большинстве улицах не чистит полностью проезжую часть: сугробы могут выступать от кромки более чем на метр. Под этими сугробами и находятся люки ливневой канализации. Это еще одна причина плохого водоотвода на улицах города.

– У нас каждую весну дороги превращаются в корыто. Ну не должны быть снежные брустверы вдоль бордюров, это неправильно во всех отношениях, – убежден Владимир Титов.

"Корыто" на Станционной. Ширину проезжей части не определить: бордюров не видно. Фото: "Республика"/Илья Прохоров

«Корыто» на Станционной. Ширину проезжей части не определить: бордюров не видно. Фото: «Республика» / Илья Прохоров

Общественный контроль

Разумеется, ненормативное зимнее содержание дорог Петрозаводска – не единственная причина ям и трещин в асфальте. Кандидат технических наук Артем Степанов убежден, что многие дороги карельской столицы ремонтировались и в прошлом, и позапрошлом году с нарушениями.

– Например, в 2016 году программу «Сто дорог» в Петрозаводске реализовывали две компании. К одной из них лично у меня претензий нет: и сроки ремонта, и качество асфальта сомнений не вызывали. Я даже как-то по собственной инициативе взял пирометр и проверил температуру покрытия при укладке. Все было хорошо, как по учебнику. А вот работа второй компании оставляла желать лучшего. Думаю, просто подписать контракт – это нетрудно, а вот организовать качественную приемку работ гораздо тяжелее, а ее, судя по всему, у нас нет, – уверен Артем Степанов.

Напомним, в 2016 году впервые в истории нашей республике выделили из федерального бюджета 700 миллионов рублей на ремонт дорог. 450 миллионов из них было решено потратить на дорожную сеть Петрозаводска. Это 101 улица, или 476 тысяч квадратных метров дорожного полотна. Программу по массовому ремонту местных улиц назвали «Сто дорог». Для того чтобы инспектировать ход работ, городские власти создали «Общественный контроль», который возглавил Дмитрий Романов, ныне депутат Петросовета.

По словам Романова, в 2016 году к компании «ПСК Строитель» претензий почти не было, а вот ко второму подрядчику – фирме «РемСтройКомплект» – замечания посыпались сразу.

 

– Дмитрий, а почему тогда приняли работы «РемСтройКомплекта», если к этой фирме сразу же были претензии?
– Дело в том, что в полномочия «Общественного контроля» не входит приемка работ, мы должны были сообщать о нарушениях в производстве сотрудникам мэрии, – ответил Дмитрий Романов.
– И, несмотря на ваши замечания, мэрия все равно работы приняла?
– Да. Также отмечу, что люди, которые принимали работы «РемСтройКомплекта», уже не работают в мэрии, — отметил Романов.

 

Гарантийные дрязги

Действительно, в 2016 году председателем городского комитета ЖКХ был Денис Жердев. Он вместе со своим замом Геннадием Нюппиевым принимал отремонтированные магистрали по программе «Сто дорог». Вскоре после этого чиновники покинули свои посты.

Денис Жердев сообщил «Республике», что когда отремонтированные «РемСтройКомплектом» дороги принимались, никто не видел никаких нарушений.

Денис Жердев– Дорога была ровной, как можно было увидеть какие-то нарушения? К тому же мы не просто так принимали – брались пробы покрытия, отправлялись на экспертизу, которая заключала, что качество асфальта удовлетворительное. Поэтому у нас не было возможности не принять эти работы, все соответствовало требованиям, – рассказал Жердев.

Сейчас управление городского хозяйства и транспорта в петрозаводской мэрии возглавляет Андрей Бекелев. Он рассказал, что очистка ливневки на магистральных улицах Петрозаводска – компетенция МУП «Служба заказчика». У них в парке есть только одна единица техники — так называемая вакуумка, машина, которая выкачивает воду.

– Разумеется, только этой техникой проводить работы по содержанию ливневой канализации очень сложно. Но на оснащение парка «Службы заказчика» у города просто нет финансирования. Поэтому мы часто просим помощи у МЧС Карелии, «ПКС–Водоканала», «ТехРента», они не отказывают. Что касается вывоза снега, то и здесь город не может позволить себе увеличить объемы из-за отсутствия денег, – отметил начальник управления городского хозяйства и транспорта.

В то же время Андрей Бекелев отметил, что наличие воды на дорогах нельзя назвать главной причиной ям в асфальте.

– Из-за воды асфальт, конечно же, разрушается быстрее, но вот вам пример. В 2016 году «ПСК Строитель» отремонтировал Ключевское шоссе, а «РемСтройКомплект» – улицу Мурманскую. Прошло почти два года – Ключевское шоссе стоит, проблем нет, а Мурманская и года без ям не простояла – асфальт сошел. Один и тот же климат, одни и те же условия, но просто кто-то ответственно подходит к делу, а кто-то — нет, – рассказал Андрей Бекелев.

Почти все дороги, которые ремонтировал «РемСтройКомплект» в 2016 году, нуждаются в повторном ремонте. Казалось бы, подрядчик давал семилетнюю гарантию на свои работы, только вот устранять брак добровольно почему-то не хочет.

Сейчас мэрия пытается через суд заставить «РемСтройКомплект» отремонтировать дороги по гарантии. Позиция подрядчика в суде неуклонна: представители «РемСтройКомплекта» уверяют, что отремонтированные им дороги разрушились из-за плохого зимнего содержания.

 

Уже сейчас почти весь снег в Петрозаводске растаял – недовольство огромными ручьями и лужами у горожан почти сошло на нет. Как говорят дорожники, карельской столице еще повезло: она расположена на склоне. В противном случае нас бы затопило, а так – талая вода сама нашла, куда уйти. Еще неделя, и в городе станет сухо. Только вот ямы останутся.

10 апреля мэр Петрозаводска сообщила, что ямы на городских магистралях станут устранять в ближайшие дни. Ямочный ремонт начнется сразу после того, как ночью установится стабильная плюсовая температура.

Хорошие карельские книги. Почти даром