Smart-троллейбусы: как в Петрозаводске готовятся к транспортной реформе

Современно. Удобно. Безопасно. Так можно описать новые троллейбусы, которые скоро заработают в Петрозаводске. Артур Парфенчиков и Владимир Любарский посетили городское депо, чтобы узнать, как идет подготовка к транспортной реформе. Подробнее — в материале «Республики».

Новые троллейбусы. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Подготовка к транспортной реформе в Петрозаводске идет полным ходом. Одним из первых ее шагов стала покупка новых троллейбусов. Осенью 2021 года на них выделили 290 млн рублей из бюджета республики по поручению главы Карелии Артура Парфенчикова. Всего новых троллейбусов на улицах города будет 16. Стоимость одного — более 17,5 млн. Вологодское предприятие «Транс Альфа» поставит их до июня этого года. Пять троллейбусов уже привезли в Петрозаводск.

Новые троллейбусы. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Новые троллейбусы. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

11 марта состоялось онлайн-совещание по развитию Петрозаводска. На нем мэр города Владимир Любарский предложил Артуру Парфенчикову посетить троллейбусное депо, чтобы оценить подготовку к транспортной реформе и посмотреть на новый транспорт.

Предприятие «Городской транспорт» заждалось обновления. Большая часть троллейбусов давно требует ремонта, поскольку они 1998-2013 годов выпуска, отметил директор ПМУП «Городской транспорт» Виктор Клещёв.

«Это знаменательное событие не только для предприятия, но и для города. Не раз уже обсуждали, что троллейбусный парк изношен. Сегодня износ составляет 98%. Есть троллейбусы, которым 30 лет. Новая партия изменит состояние предприятия и даст возможность качественно выполнять расписание», — сообщил Виктор Клещёв.

Виктор Клещёв. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Виктор Клещёв. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

«Умный транспорт»

9 марта специалисты поставщика приехали в Петрозаводск, чтобы подготовить троллейбусы к рейсам. Они установили детали, с которыми было невозможно доставить транспорт до города. Также работники настроили электросистемы управления, информационного табло, видеонаблюдения и видеорегистрации внутри и вне салона, терминалов для безналичной оплаты. Замгендиректора «Транс-Альфа» Наталья Стожарова рассказала Артуру Парфенчикову и Владимиру Любарскому об особенностях новой техники.

 

Троллейбусы модели «Авангард» относятся к поколению Smart — к «умному транспорту». У них панорамное лобовое остекление, а модульная маска состоит из заменяемых элементов, что упрощает ремонт после ДТП. Есть светодиодная оптика. В кабине водителя кондиционер, система с автообъявлением остановок, видеорегистратор и видеосистема, подключенная к 8 камерам в салоне. Изображение может транслироваться на компьютеры предприятия и на обычный телефон. Есть автосистема пожаротушения и тахограф. Саму кабину сделали такой, чтобы водителю было не только комфортно, но и безопасно.

 

Троллейбус удобен для любой категории граждан — от подростков с телефонами до мам с детскими колясками и инвалидов. Салон из трудногорючих светлых материалов. В нем есть антивандальные кресла, система безналичной оплаты, USB-розетки и Wi-Fi. Троллейбус низкопольный, с выдвигающимся пандусом для инвалидов и родителей с детскими колясками. Для них есть отдельное сиденье-купе с ремнем безопасности. Зимой в салоне никто не замерзнет, поскольку работают пять отопителей.

 

«Помню, как в моем детстве появились новые троллейбусы в городе. Мы с одноклассником бегали и ловили их, чтобы прокатиться. Приятно думать, что сейчас школьники также будут ездить на современном транспорте. Мы заждались новых троллейбусов. Видим, что техника хорошая. Используется во многих городах сегодня, в том числе в Мурманске, Вологде. Нужно, чтобы десятки таких троллейбусов появились в Петрозаводске», — сказал Артур Парфенчиков.

Владимир Любарский и Артур Парфенчиков. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Владимир Любарский и Артур Парфенчиков. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

«Поехали!»

После осмотра электротранспорта и обсуждения реформы прошел тестовый рейс одного из троллейбусов. Первым за руль новой машины сел старейший водитель троллейбусного управления — Николай Юницын. Он работает здесь почти 50 лет, с 1972 года. Николай признается, что попал в депо случайно, однако это стало делом всей его жизни.

«Я заканчивал службу в армии. Мой командир предлагал мне другую работу, но я отгулял лишнюю неделю в отпуске. Из-за этого проворонил то место. Тогда я открыл газету, где нашел объявление о наборе водителей. 17 июня пришел на предприятие и до сих пор работаю здесь. Последние годы был застой. Я очень долго ждал новые троллейбусы. Я начинал работу на ЗиУ-5. Он был хорош, но этот новый — просто сказка. Что говорить, XXI век», — рассказал Николай Юницын.

Николай Юницын. Фото: "Республика"/ Лилия Кончакова

Николай Юницын. Фото: «Республика»/ Лилия Кончакова

Владимир Любарский, Наталья Стожарова и сотрудники предприятия в качестве пассажиров первыми проехали по улицам Петрозаводска в новом троллейбусе. Крайними точками рейса стали депо и железнодорожный вокзал. Троллейбус ехал плавно, без тряски. Система автообъявления остановок звучала четко и понятно по GPS-координатам.

Люди и система

Кроме обновления техники, для запуска новой транспортной схемы в Петрозаводске важен вопрос пополнения новыми кадрами. В троллейбусное управление уже набрали группу из 11 безработных для обучения их вождению. Занятия начнутся 14 марта и продлятся 6 месяцев.

Курсы пройдут в Петрозаводском автотранспортном техникуме. Во время обучения кандидатам будут выплачивать пособия по безработице или стипендию от троллейбусного предприятия.

Вакантными остаются свыше 20 должностей водителей. Всего сейчас на городских линиях работают 98 водителей и 80 кондукторов. С 1 января этого года водителям подняли зарплату на 15%.

Для разработки новой транспортной схемы Петрозаводска власти города при поддержке правительства Карелии в ноябре 2021 года заключили  контракт с ФАУ «РОСДОРНИИ» на 26 миллионов рублей. Специалисты изучат транспортные возможности города и предложат варианты развития маршрутной сети. Сейчас они проводят соцопрос населения, который поможет создать новую схему движения автобусов и троллейбусов в Петрозаводске. Исследование поможет узнать, стоит ли исключать дублирование маршрутов, каким должно быть расписание и интервалы движения транспорта, сколько вообще троллейбусов и автобусов необходимо городу.

После этого приступят к созданию транспортной модели. Уже известно, что она позволит ввести регулируемые тарифы. Перевозчики не смогут бесконтрольно поднимать цены на проезд, а у мэрии Петрозаводска появятся рычаги влияния на них. В начале этого года по решению депутатов Петросовета стоимость проезда сохранили для пассажиров на уровне 2021-го — 25 рублей.  До этого уровня цену подняли еще в 2017 году. При этом по расчетам троллейбусного управления, экономически обоснованный тариф сейчас — 47,92 рубля. Разницу перевозчику компенсируют за счет субсидии.

Новая модель позволит перейти на другие отношения с перевозчиками. С ними будут заключать брутто-контракты. То есть власти города купят в качестве услуг определенный объем нормочасов или нормо-километров. Перевозчики будут выполнять задание по километражу, соблюдению графика и интервалов движения. Плата пассажиров за проезд будет поступать не перевозчику, а обратно в бюджет города.