Учительская династия: кто и как преподает историю в Шуйской школе

Уроженец Шуи Юрий Сергеенков провел в местной школе 15 лет. Последние четыре года — в качестве преподавателя истории и обществознания. К работе учителем не в последнюю очередь его привело то, что в школе трудится его мама. Сейчас Юрий Сергеенков — уже классный руководитель, победитель престижных конкурсов. «Республика» продолжает серию материалов, посвященных Дню учителя.

Юрий Сергеенков. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Юрий Сергеенков. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Праздничной суеты нашему разговору с Юрием Сергеенковым добавил День самоуправления, который дважды в год проводят в Шуйской школе. В этот день ученики и учителя, включая директора, меняются местами. Вот и Юрий Андреевич побывал в роли школьника на уроке истории в подшефном ему седьмом классе.

«Мне понравилось, как девочки-старшеклассницы на двоих провели урок, они у нас отличницы по истории, — рассказал Юрий Сергеенков. — У них всё получилось, если им чуть-чуть подработать, это будут очень хорошие учителя. В роли ученика мне очень понравилось, я вспоминал былые 11 лет учебы, это было так торжественно для меня, я волновался, как это быть в роли ученика уже во взрослом возрасте. Но ничего, получилось, мне даже дали слово, я смог ответить на вопрос и мне поставили пятерку».

Уроки для дискуссий

Надо сказать, к своим 27 годам Сергеенков сделал заметную карьеру. В 2020 году он занял третье место на республиканском конкурсе «Учитель года».

«Я хотел проверить себя, узнать опыт коллег, в педагогическом труде это обязательно, нужно смотреть, как работают твои коллеги, — отметил учитель. — Благодаря конкурсу я узнал очень многое из педагогики, методики, психологии. Конкурс у нас из-за коронавируса проводился дистанционно, мы через Zoom давали открытые уроки, и за очень короткий срок пришлось изучать, что такое этот Zoom, как проводить занятия. Там своя абсолютно методика и структура урока. Это было очень интересно. Обязательно еще вернусь на «Учителя года» и попытаюсь все-таки пройти во всероссийский финал».

Юрий Сергеенков. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Юрий Сергеенков. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

Кроме того, в этом году Юрий Сергеенков стал лучшим в Карелии на конкурсе «Классный руководитель». Сейчас подводятся итоги всероссийской части состязания, их огласят в ноябре. А в 2018 году Юрий Сергеенков стал третьим в России на конкурсе лучших методических разработок «Мой лучший урок». Войти в тройку призеров федерального конкурса шуйскому учителю позволил урок для 10-го класса на тему Сталинградской битвы. По его словам, это занятие, во-первых, понравилось тем, что в нем использованы современные образовательные приемы, например, групповая работа с учениками, этакий коллоквиум. Во-вторых, свой урок Юрий Сергеенков полностью построил на документальных источниках.

«Мы изучали письма солдат с советской стороны, Красной армии, и письма солдат Вермахта, той самой армии Паулюса. И мы сравнивали, как себя вели солдаты противоположных сторон, — отметил учитель истории. — Получился очень интересный результат: советский солдат всегда шел до конца, ни шагу назад, как следует из сталинского приказа № 227. Всегда писал в письмах родным, что всё хорошо, мы прорвемся, хотя в тот период было очень сложно. А немецкие солдаты писали своим семьям следующим образом: мама, забери меня отсюда, мы попали в ад, советские граждане нас убьют, спасите, мы хотим есть, пришлите нам корочку хлеба, и так далее».

«О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», или в просторечии «Ни шагу назад!», — приказ № 227 Народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина от 28 июля 1942 года, публично зачитанный всему личному составу Красной армии.

Приказ появился в связи с резким обострением стратегической обстановки на фронте, когда войска Красной армии после поражения в Харьковской операции 1942 года, неудачных боев в районе Воронежа, на Дону и на Донбассе с большими потерями отступали до Волги и Северного Кавказа. (По материалам «Википедии»).

По словам Юрия Сергеенкова, такие события Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва, вызывают наиболее острые дискуссии среди учеников. Еще одна острая тема, отметил преподаватель истории, это Петровская эпоха. Современные шуйские школьники на уроках Сергеенкова делятся примерно на два лагеря. Одни одобряют европейские настроения Петра I и то самое «окно в Европу», другие, наоборот, считают, что нужно было больше ценить свои историческую самобытность и развиваться традиционно, без резких исторических поворотов.

День самоуправления: стихи и флорбол

Тем временем День самоуправления в школе шел своим чередом. На уроке литературы старшеклассники гоняли младших школьников по программным стихам, порядок в коридорах контролировала «директор на один день» Алена Милевич — хрупкая, но строгая одиннадцатиклассница.

В спортзале искусству пионербола четвероклашек обучала одиннадцатиклассница Дарья Кирияйнен.

«Дети меня слушаются, да и мне нравится с ними работать, — сообщила Дарья.  — Физкультуру я, в частности, выбрала потому, что занимаюсь флорболом у нас в школе и состою в команде «Шуйские ласточки». Мне интересен спорт. Но в целом, я думаю, нашим взрослым учителям иногда сложно с нами. Дети бывают разные, кто-то слушается, кто-то нет, какие-то классы более развиты в спорте, какие-то нет, поэтому учителям с нами приходится нелегко».

«Дополняем друг друга»

Мама Юрия Сергеенкова, Ирина, тоже работает в Шуйской школе и также преподает историю и обществознание. Ирина Семеновна — учитель с почти сорокалетним стажем. По ее словам, они с сыном дополняют друг друга.

«Конечно, я была на его уроках, была как наставник, потому что мы оба учителя истории, и мне приходилось чему-то его учить, — отметила Ирина Сергеенкова. — Когда он проходил практику, я давала какие-то советы с точки зрения методики. Сейчас, мне кажется, он подкован очень хорошо. Считаю, что ему удается быть хорошим учителем. Разумеется, и он помогал мне. Я все-таки уже в возрасте. И формы работы, которые появляются, например, информационные технологии, которые обязательно нужно сейчас использовать на уроках, мне даются не всегда. Поэтому я сразу иду к сыну и говорю «помоги». Он всегда идет мне навстречу, поэтому мы дополняем друг друга. И работать легко».

Ирина Сергеенкова. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Ирина Сергеенкова. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Юрий выбрал профессию учителя в раннем детстве.

«Я прямо с детского сада видел, как мама ежедневно готовилась к урокам, я бывал на занятиях, мама сажала меня на последнюю парту, давала рисовать, и я следил за ходом урока. Мне прямо с детства нравилось, я хотел стоять у доски, — рассказал Юрий Сергеенков. — Затем уже в школе учителя мне говорили: «Вот пять лет пройдет, и вернешься обратно к нам, вот увидишь». После полугода в армии я думал, куда пойти работать. И одним зимним вечером я сидел у окна, позвонил маме и сказал: «Мама, есть ли вакансия в школе?» Всё сложилось, здесь учитель истории ушел, и для меня нашлось место».

Школа

Средняя школа в поселке Шуя работает с 1968 года. По словам ее директора Владимира Войнова, уютное, но уже старое здание вскоре должны отремонтировать. По его словам, Шуйская СОШ стала одной из 25 школ в Карелии, которая попала в федеральную программу капитального ремонта. Всего в этой программе 1,3 тысячи учебных заведений по России. Сейчас в средней школе готовят проектно-сметную документацию, после чего документы должны пройти госэкспертизу. А до апреля 2022 года необходимо провести все торги и найти подрядчика.

«В капитальный ремонт входят ремонт кровли, фасадов с их утеплением, обновление крыльца, замена дверных коробок и окон, полная замена системы отопления, электроснабжения, вентиляции, косметический ремонт всех помещений, а также ремонт систем водоснабжения и водоотведения», — рассказал Владимир Войнов.

1 сентября следующего года ученики должны пришли в полностью обновленную школу. Но традиции преподавания в ней останутся те же, потому что есть учителя, для которых школа — это не просто место работы, а настоящее призвание.