Недетские разработки

За две недели 70 школьников решили 12 экологических проблем Карелии. Пока только в теории, но все проекты эксперты оценили как жизнеспособные и профессиональные. Некоторые идеи даже взрослым в голову не приходили. В Петрозаводске завершилась школа «Лифт в будущее», а вместе с ней – экофестиваль «Солоны».

https://eb.utuoy/gM7vjh09AE0

Две недели в Петрозаводске работала инженерно-конструкторская школа «Лифт в будущее» — образовательная программа благотворительного фонда «Система». Школьники из разных регионов России решали экологические проблемы Карелии. Результатом стали 12 проектов, которые представили на выставке в минувшую субботу.

Старшеклассники к делу подошли основательно: подготовили информационные стенды и даже действующие модели своих изобретений. Кто-то взял за основу технологии робототехники, кто-то взялся за программирование мобильного приложения. О проектах были готовы рассказывать часами гостям и, самое главное, экспертам: преподавателям ПетрГУ, представителям министерств и коммерческих компаний.

Сортировать грамотно

Одна из команд придумала линию по сортировке и переработке твердых бытовых отходов. Эту проблему участники считают одной из самых актуальных для Карелии: в год один только Петрозаводск производит 250 тысяч кубометров мусора. Сортируют отходы обычно вручную. А система, придуманная участниками команды, позволит этот процесс автоматизировать и получать на выходе готовое к продаже переработанное сырье.

— Сначала твердые бытовые отходы сыплются на первую ленту так, что вентилятор сдувает пластиковые бутылки, картон и бумагу на линию ручной сортировки, — рассказывает Олег Стефляев из Липецка. – Все остальное отправляется в шредер, где оно измельчается, чтобы на следующем этапе — в магнитном сепараторе – можно было извлечь весь металл. Остальное, что уже невыгодно перерабатывать и продавать или просто невозможно отсортировать, отправляется в печь.

Мало того, что линия эффективная, она еще и бюджетная, говорят старшеклассники: компоненты обойдутся в 35 миллионов, это не так много по сравнению с другими подобными системами.

 

Модель автоматизированной линии по сортировке и переработке отходов. Фото: ИА "Республика".

Модель автоматизированной линии по сортировке и переработке отходов. Фото: ИА «Республика»

Исследования на водах

Еще одна команда сконструировала платформу для мониторинга водного пространства. Она, по задумке школьников, сможет брать пробы воды, мониторить береговую линию, делать фото и видео, распознавать рельефную структуру дна. У этого проекта даже есть конкретный заказчик – Институт водных проблем, которому аппарат существенно облегчил бы жизнь.

— На данный момент для изучения водоемов посылаются большие группы людей, что небезопасно и экономически невыгодно, — объясняет Светлана Борисова из Пензы. — Для этого устройства нужно максимум два человека, чтобы его привезти, собрать, а дальше он будет сам по озеру кататься и работать.

В России таких аппаратов нет, а зарубежные образцы стоят дорого. Платформа, которую придумали школьники, обойдется в разы дешевле. Она состоит из трех монокорпусов, которые можно соединять в разных комбинациях. Работает от аккумуляторов и солнечных батарей, внутри корпуса – отсеки для оборудования.

Судостроением члены команды никогда не занимались, тут очень помог наставник – Илья Королев из центра «Ровесник».

— За те сроки, которые нам отвели, ребята совершили научно-технический подвиг, — говорит руководитель проекта. – Полный комплекс испытаний мы не успели пройти, проект нужно дорабатывать. Но потом, думаю, можно будет выходить на промышленное производство.

Первый опытный образец, кстати, уже успели испытать в Онежском озере.

Платформа для мониторинга водного пространства. Фото: ИА "Республика".

Платформа для мониторинга водного пространства. Фото: ИА «Республика»

Электричества всем

Еще одной актуальной темой участники школы посчитали энергообеспечение малонаселенных пунктов Карелии. Одна из команд разработала целю систему, состоящую из дизельных генераторов, аккумуляторов и альтернативных источников энергии. Она позволяет не терять ни одного произведенного киловатта и экономить деньги.

— Если использовать генератор без всяких дополнений, только на топливо в год уходит 350 тысяч рублей, — объясняет Павел Михайлов из Пушкина. — Это сумма для деревни в тысячу человек довольно большая. Если же использовать аккумуляторы с дизель-генератором, то мы получаем выгоду в первый год до 100 тысяч рублей. Если же использовать генератор и аккумулятор вместе с альтернативным источником, то там вообще установка окупится за 2-3 года.

В качестве альтернативного источника энергии старшеклассники рассматривали солнечные батареи, ветрогенераторы, гидроэлектростанции и биогазовые установки. Самой перспективной, как ни странно, сочли энергию солнца, хотя в Карелии оно показывается не так часто.

 

Система энергообеспечения для маленького населенного пункта. Фото: ИА" Республика".

Макет системы энергообеспечения для маленького населенного пункта. Фото: ИА» Республика»

Начало большого пути

Выбрать из 12 проектов лучшие было сложно: многие получили примерно одинаковое количество баллов. Руководитель «Лифта в будущее» Елена Клепикова рассказала, что все задумки очень качественные и проработанные, а некоторые идеи школьников даже не приходили в голову взрослым.

Самыми актуальными для Карелии эксперты признали систему оперативного обнаружения пожаров и фильтры для очистки сточных вод ЦБК от катионов тяжелых металлов. Приз за самый технологически проработанный проект получило приложение «Интерактивный гид по Карелии». 30 человек из числа участников поедут в федеральную школу «Лифт в будущее» в «Орленке».

— Обеспечить ребятам трек доведения проектов до реализации пока что не в наших силах, — отметила Елена Клепикова. – Однако мы выстраиваем взаимодействие с такими площадками, как «Кванториум», обучаем преподавателей тому, как такие проекты можно поддерживать. С другой стороны, мы стараемся создать такое сообщество, в которое будут входить и представители бизнеса, чтобы выстроить траекторию проекта из «Лифта в будущее» в производство.

Выставка проектов инженерно-конструкторской школы "Лифт в будущее". Фото: ИА "Республика".

Выставка проектов инженерно-конструкторской школы «Лифт в будущее». Фото: ИА «Республика»

Школа в Петрозаводске закончилась, но вице-президент Segezha Group Серегй Пондарь назвал ее началом большого пути: некоторые разработки так его заинтересовали, что он оставил школьникам свои контакты. А еще все без исключения участники получили приглашение поступать в ПетрГУ.

Вместе с инженерно-конструкторской школой к концу подошел и экофестиваль «Солоны». За две недели организаторы – представители БФ «Система», компании Segezha Group и еще десятка партнеров – проехали по семи городам Карелии и провели 108 мероприятий. На память о себе оставили книги, подарки для малоимущих семей, оборудование для кукольных спектаклей, конструкции для уличных выставок. А еще красивые граффити, в Петрозаводске их можно увидеть на стене школы № 9.

Награждение победителей. Фото: ИА "Республика".

Награждение победителей. Фото: ИА «Республика»