Фабрика талантов: в «Точке кипения» оценили лучшие проекты юных изобретателей

Карельские школьники представили свои работы на фестивале научно-технического творчества в Петрозаводске. Жюри из преподавателей ПетрГУ в течение несколько часов выбирало лучшие проекты. Победители получат дополнительные баллы при поступлении в ПетрГУ.

Конкурс проектов в "Точке кипения"

Конкурс проектов в "Точке кипения". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

1 июня в «Точке кипения» прошел региональный фестиваль научно-технического творчества детей и молодежи «ОнегоТехно». Участники представили свои модели. Прошла защита 24 проектов.

«Фестиваль проходит четвертый год подряд и с каждым годом совершенствуется. Мы отказались от идеи проведения одного мероприятия. В этом году он стартовал 6 апреля, завершающее мероприятие проходит сегодня. За это время мы провели порядка 15 мероприятий различной направленности. И каждый раз они вызывали огромный интерес, многие работы уникальны», — рассказала руководитель детского технопарка «Кванториум «Сампо» Ксения Сазонова.

руководитель детского технопарка «Кванториум «Сампо» Ксения Сазонова

Ксения Сазонова. Фото: «Республика» / Юрий Шляхов

В декабре прошлого года в Санкт-Петербурге проходил финал международного конкурса детских инженерных команд ICET-2018. В нем приняли участие 394 команды, в финал вышли 74 коллектива из семи стран. Карелию представлял «Кванториум Сампо».

Карельская команда стала абсолютным победителем в направлении «Космическая станция». Команда не только разработала макет станции, но и продумала ее электронную начинку, обеспечила работу датчиков контроля за основными жизненно важными системами: поддержания давления, состава воздуха, температуры, влажности.

Макеты должны были пережить погружение в воду, сохранив герметичность и функционирование всех систем. Космическая станция юных петрозаводчан успешно прошла все испытания.

Каждый год в кванториуме занимаются 800 школьников по самым разным направлениям: от робототехники до промышленного дизайна. Многие из них записываются не первый год. Начав какую-то разработку, продолжают развивать ее.

«Никакого конкурса мы не проводим, берем всех, кто успеет записаться, — поделился педагог дополнительного образования Кирилл Бетелев. — У меня авиационно-техническое образование. Уже пятнадцать лет интересуюсь беспилотниками. Захотелось предать свой опыт детям, чтобы с непривычки не тыкались в углы как слепые котята. Узнал, что открывается общероссийская сеть кванториумов, выяснил, что из себя представляет кванториум «Сампо». Представил резюме, прошел собеседование. Сначала совмещал педагогику с основной работой — инженера пожарной сигнализации, потом перешел в кванториум окончательно. Здесь дети могут проверить себя в реализации самых безумных идей, и это прекрасно, — рассказал Кирилл Бетелев.

Кирилл Бетелев

Кирилл Бетелев. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Как отметил преподаватель, основная задача «Кванториума» — возрождение престижа инженерных и научных профессий, подготовка будущих высококвалифицированных кадров. Подростки не только сами придумывают проекты, задачи перед юными изобретателями ставят и промышленные предприятия, которые наблюдают за ходом их решения. Технические возможности для этого имеются. Детский технопарк в своем распоряжении имеет специализированный цех высокотехнологичного оборудования, медиабиблиотеку, проектные мастерские и лаборатории, 3D-принтер.

    — Когда я пришел в секцию, где нас учили собирать крадрокоптеры, мне они показались слишком громоздкими. Я решил сделать квадрокоптер более компактным. Сделал первый проект, распечатал его на 3D-принтере, выявил недостатки. Вторая версия получилась удачной. Вся работа заняла у меня около полугода. Стоит он значительно дешевле, чем дорогие серийные летательные аппараты, хотя может выполнять те же функции, — рассказал ученик 6-го класса Университетского лицея Эдвин Денисов-Элерс.

vzn5siMQc78

    — Смотрела много видеороликов с квадрокоптерами на ютубе, захотелось самой попробовать. Выяснила, что это можно сделать в кванториуме, записалась. Сначала научилась собирать квадрокоптеры, потом управлять ими. Выявился недостаток: пластмасса в аккумуляторном отсеке быстро начинала плавиться. Решила внести усовершенствование — делать отсеки из фанеры. Уже полгода наши квадропланы летают с ними. Теперь дорабатываю форму, делаю ее более функциональной, — рассказала ученица 8-го класса Финно-угорской школы Дарья Никифорова.

1fH5KSiH5dk

    — Я представляю устройство, которое назвал «Летучая мышь», потому что она помогает людям с инвалидностью ориентироваться в пространстве. Идея мне пришла во время игры Portal 2. Там нужно пройти самонаводящиеся турели, и я подумал, почему бы не сделать что-то похожее для слепых или слабовидящих людей. Устройство имеет четыре датчика, расположенных в вершинах квадрата. Изображение с них передается на контроллер, который в свою очередь передает данные на расположенные так же датчики, которые способны вибрировать. Таким образом, если человек почувствовал, что датчик, например, слева-снизу начал вибрировать, значит, в том направлении возникло какое-то препятствие, — рассказал учащийся 4-го класса Академического лицея Никита Пантелеев.

ErOHfKSmURA

    — Мне захотелось сделать пособие, облегчающее обучение устному счету. На экране появляются примеры, вводится ответ. Если он правильный, загорается зеленый свет, если нет — красный. После десяти ответов выставляется оценка. Теперь предстоит конструкцию упаковать в корпус. Возможно, надо будет разработать уровни сложности, — поделился Артем Тишкевич, учащийся 10-го класса Финно-угорской школы.

2

    — Я представляю тримаран для изучения водоемов. Он модульный, можно собирать прямо на месте. Питается от солнечных батарей, управляется с берега. К нему можно прикреплять различные приборы для изучения водоемов. В Карелии более 60 тысяч озер, изучать каждое очень дорого. Осталось совместить тримаран с водометными двигателями, которые могли бы тоже частично питаться от солнечных батарей, и можно приступать к испытаниям, — рассказал Данила Тукусер, ученик 9-го класса школы № 33.

Начавшееся в десять утра мероприятие планировалось завершить к трем часам дня, но жюри потребовалось дополнительно еще несколько часов, чтобы выбрать среди представленных проектов лучшие.

В номинации «Лучший научно-исследовательский проект» победу одержала радиационная карта Петрозаводска, созданная группой из пяти десятиклассников Университетского лицея.

Среди инженерно-технических проектов жюри выделило действующую модель складного квадрокоптера.

В сфере промышленного дизайна победил «пожиратель батареек», который вносит элемент игры в процесс сбора отслуживших свой срок гальванических элементов.

Два последних проекта презентовали юные участники детского технопарка «Кванториум «Сампо».

Если юные изобретатели решат продолжить свое образование в ПетрГУ, то победа принесет им восемь дополнительных баллов при поступлении.