Археологи и геологи Карелии опровергли факт открытия петроглифов в Беломорске

Виднейший карельский исследователь петроглифов, доктор наук Юрий Савватеев выступил в печати с сообщениями о сделанном им открытии. Однако коллеги археолога к сенсации относятся со скепсисом.

В конце сентября близ Беломорска, практически в черте города, на одном из островов реки Выг ученый провел самостоятельные исследования с помощью двух местных жительниц и московской гостьи, писательницы, автора книги о петроглифах Марины Успенской. Они обнаружили и зафиксировали высеченные в прибрежном камне рукой первобытного художника выпуклые изображения зверей — выдры с детенышем, а также барельефы, похожие на лося и медведя.

Как сообщил ученый корреспонденту «Республики», изображения можно было увидеть благодаря сезонному спаду воды в реке Выг, после дождей уровень реки снова поднимается, скрывая их от наблюдения.

Как полагает Юрий Савватеев, новый уникальный комплекс петроглифов — открытие мирового значения, который должен быть всесторонне исследован и подтвержден специалистами-археологами, геологами, зоологами. Здесь необходимо заметить, что данное открытие ученый в любом случае не может объявить своим, так как не имел на исследования официального разрешения, так называемого открытого листа. Поездку на остров ученый предпринял по своей инициативе, будучи в Беломорске для работы над книгой.

Казалось бы, мировая петроглифика (к радости карельских СМИ) обогатилась новым громким открытием. Однако, по общему мнению коллег Юрия Савватеева, в данном случае ажиотаж является преждевременным. Сразу же после первых сообщений в прессе древние «полускульптуры» Беломорска были однозначно дезавуированы специалистами. Старшие научные сотрудники сектора археологии Алексей Тарасов, Надежда Лобанова, Валентина Филатова, ознакомившись с материалами, были солидарны в одном: говорить здесь вообще не о чем.

Дело в том, что во времена петроглифов над Беломорском плескалось море глубиной метров десять-пятнадцать, почему на «сорока островах» Беломорска наскальных изображений никогда и не находили. Этот знает каждый специалист. Считать иначе значит не признавать всю геологическую историю края.

— Ну, допустим, что нанесли изображения в те времена, когда ландшафт устья Выга стал современным — полторы-две тысячи лет назад (когда, кстати, эта традиция петроглифов была давно и полностью утрачена). Но почему тогда древний мастер высекал эти «полускульптуры», стоя по грудь в ледяной воде? И зачем он это делал, если островок был не заселен? Ведь комплексы петроглифов имели культовое значение, почему их и высекали их у человеческих поселений, — прокомментировал один из ученых.

Снимки находок по просьбе Юрия Савватеева проанализировала специалист Института геологии КарНЦ РАН Татьяна Шелехова. Ее вердикт был также категоричен: изображения однозначно являются игрой природы, а не делом рук человека.

— Увы, но подобных выпуклых наскальных изображений не существует. Надо сказать, археологи ошибаются так уже не первый раз. К нашему большому сожалению, в данном случае заблуждается и уважаемый Юрий Александрович, — резюмировал один из экспертов.