С «цифрой» помогут: волонтеров учат подключать ТВ нового формата

Можно ли принимать телевизионный сигнал на простой гвоздь вместо антенны, что в Карелии, кроме деревьев, мешает нормально смотреть ТВ и скоро ли в России появится картинка с разрешением 4К? Об этом узнали волонтеры — участники очередного семинара в РТПЦ по переходу на «цифру».

Специалист РТПЦ Никита Шастин обучает волонтеров "цифры". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Специалист РТПЦ Никита Шастин обучает волонтеров "цифры". Фото: "Республика" / Сергей Юдин

24 мая в Петрозаводске на базе филиала Российской телевизионной и радиовещательной сети РТПЦ прошел очередной обучающий семинар для волонтеров, которые помогают жителям Карелии перейти на цифровое телевещание. В роли добровольцев выступили сотрудники Петрозаводского многофункционального центра на набережной Гюллинга.

На сегодня цифровое эфирное вещание стало охватывать более 97% населения Карелии, то есть практически всем местным жителям доступны телеканалы первого (Первый канал, «Россия 1», «Матч ТВ», НТВ, «Петербург — 5 канал» «Россия К», «Россия 24», «Карусель», «ОТР», «ТВ Центр») и второго (СТС, ТНТ, РенТВ, «Пятница», «Спас», «Домашний», «Звезда», ТВ-школа3, «Мир», «Муз ТВ») мультиплексов, а также три радиоканала: «Вести ФМ», «Маяк» и «Радио России».

Активисты из МФЦ признались, что им будет легко попробовать себя в роли «волонтеров от «цифры»: во-первых, у них с 15 марта работает «горячая телефонная линия» по вопросам перехода на цифровое ТВ. А, во-вторых, во время командировок по районам они часто помогают людям с госуслугами. Значит, после обучения смогут помогать и переходить на «цифру».

Волонтеры МФЦ на учебе

Волонтеры МФЦ на учебе. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Наряду со своими основными функциями МФЦ всегда вежливо и дружелюбно старается помогать людям в иных вопросах. Именно поэтому МФЦ не остался в стороне, когда потребовалась помощь в переходе на цифровое телевидение. Но чтобы кому-то что-то объяснять, мы сами должны хорошо разбираться в этих вопросах, — заявил «Республике» заместитель директора по информационным технологиям и защите информации Антон Богданов.

Антон Богданов

Антон Богданов. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

— Нам все это нужно, чтобы людям помочь: знакомых переключить, бабушек, дедушек, всех, кому нужна помощь. Те, кто в возрасте, вряд ли переключат сами. Психологически мы готовы к разным ситуациям. Люди привыкли за последние шесть лет, что в МФЦ можно обратиться по любым вопросам, — сообщили ведущий специалист отдела МТО Марина Богдеева и специалист по защите информации Екатерина Альперович.

 

Марина Богдеева и Екатерина Альперович

Марина Богдеева и Екатерина Альперович. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Начиная с апреля сотрудники РТПЦ вместе с Минмолодежи Карелии уже провели два подобных семинара. На одном из них с трудностями перехода ознакомились студенты технических направлений ПетрГУ и автотранспортного техникума. На втором — представители городского Центра молодежи.

— Наиболее часто встречающаяся проблема – покупки приставки. В том плане, что зачастую к нам обращаются одинокие пенсионеры, возможно, инвалиды, которые просто физически не могут купить приставку, — рассказала координатор волонтеров Анна Ерофеева. — Но мы не имеем права вступать в товарно-денежные отношения. Какими бы мы альтруистами ни были. Мы строго об этом предупреждаем волонтеров. Но все равно были случаи, когда мы выходили за рамки этого правила, у нас ребята по доброте душевной приобретали приставки. Но это исключения из правила.

Анна Ерофеева

Анна Ерофеева. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

На минувшем семинаре вопросов и предупреждений о покупке приставки для пенсионеров не возникло. Сотрудники МФЦ – люди взрослые, сами все понимают. Зато после вводной лекции от начальника отдела развития РТПЦ Игоря Навалихина (в «цифре» программ больше, картинка и звук — лучше) поступило множество технических вопросов. Приведем самые актуальные вместе с ответами специалиста.

— В каких случаях рекомендуется использовать усилитель для антенны, принимающей ТВ-сигнал?

— На удалении от 10 километров и больше от телецентра.

— То есть чем дальше от передатчика, тем длиннее должна быть антенна?

— Да. В зоне многоэтажной застройки однозначно нужна наружная антенна. В Петрозаводске – это Ключевая, район Октябрьского проспекта, который расположен в низине. И так далее. Конечно, можно и на гвоздь принимать сигнал вблизи Петрозаводска, вопрос только в качестве. Кроме того, у нас проблема в Карелии – не дальность расстояния, а рельеф. Например, города Лахденпохья и Сортавала. Расстояние между ними – 70 километров, по прямой еще меньше. Но в обоих городах стоят мощные передатчики. Из-за рельефа Сортавала не может закрыть оба объекта. Также отрицательно на прием ТВ-сигнала влияют наши высокие сосны и ели. Поэтому, например, в Муезерке высота телевышки 246 метров, а в Петрозаводске – 188. При идентичных передатчиках и антеннах.

— Нужно ли делать заземление на антенну, если человек ее устанавливает сам?

— Вопрос очень сложный. Я вам не отвечу ни да, ни нет. Каждый решает сам. Я, когда монтировал сам антенну, не делал заземление. Потому что, если грамотно делать, нужно отдельный кол вбивать, пускать лишний провод. И еще, у нас в Карелии вокруг почти всех населенных пунктов стоят высокие деревья, которые значительно выше антенны. Молния, скорее всего, ударит в деревья. А вот на антеннах коллективного приема на многоквартирных домах – заземление нужно обязательно сделать. В частном секторе особой необходимости в этом нет.

Игорь Навалихин считает, что комнатная антенна - худший из вариантов. Лучше ставить наружнюю

Игорь Навалихин считает, что комнатная антенна — худший из вариантов. Лучше ставить наружную. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

 

— Антенну нужно направлять нужно четко на вышку?

— Зависит от того, где находится объект. Формально погрешность может быть от 15 градусов. Хотя приведу пример: в Деревянном куда антенну ни поставь – везде стабильный прием. А вот приставку нужно настраивать, ориентируясь на индикатор настройки.

— Антенны какого производителя лучше выбрать?

— Мы берем отечественные. Наши заводы выпускают качественную продукцию. Не надо гнаться за дорогими иностранными моделями. Чудес не бывает, антенна есть антенна. Если она сделана хорошо, она будет работать.

— Останутся ли после перехода на цифровое ТВ населенные пункты, где не будет ни аналога, ни «цифры»?

— Останутся. В Карелии 301 населенный пункт, в которых после отключения аналогового вещания в октябре этого года бесплатная «цифра» не появится. По ним решение в российском правительстве пока такое – там будет непосредственно прием ТВ-сигнала со спутника. Будет нужно вносить абонентскую плату — субсидии на спутниковый прием предоставляются только льготникам. Такая ситуация, например, в поселке Гимолы, в Водле, Куганаволоке. Потому что телевизионную сеть построили меньше, чем планировали. Было запланировано 88 объектов сети, построено – 47.

Волонтеры МФЦ

Волонтеры МФЦ. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

 

— Какие перспективы развития телевидения в России?

— Есть указ президента страны о подготовке предложений по переводу вещания в формат высокой четкости к 2020 году. Что под этим конкретно подразумевается, я пока не знаю. Возможно, в крупных центрах появится вещание в высоком стандарте — возможно, 4К. В Москве, кстати, этот эксперимент уже идет, — ответил Игорь Навалихин.

Если у человека остались вопросы и возникают трудности с переходом на «цифру», во-первых, нужно позвонить на федеральную «горячую линию» (8-800-220-20-02). Специалист предоставит ему пошаговую инструкцию. Если же гражданин справиться с поставленными задачами не сможет, нужно позвонить на региональную «горячую линию (8-800-200-33-60) – местный специалист свяжется с куратором волонтеров, который выделит заявителю добровольца.