Рекламная безвкусица: в Петрозаводске продолжается борьба с незаконными вывесками

Столица Карелии активно готовится отмечать 100-летие республики. Ремонтируют дороги и тротуары, фасадам 48 жилых домов вернут исторические цвета. Необходимо, чтобы вывески магазинов и офисов не выделялись из архитектурного ансамбля. Какие меры для этого предпринимают городские власти — в материале «Республики».

Фото: "Республика"/Максим Алиев

Коллаж: «Республика»

Столица Карелии активно готовится к празднику 100-летия республики. Благоустраивают дворы и общественные пространства, ремонтируют дороги и тротуары, устанавливаются новые детские площадки и арт-объекты… В исторические цвета покрасят фасады 48 жилых домов в центре столицы Карелии. Работы по муниципальному контракту стоимостью 200 миллионов рублей ведут под контролем Союза архитекторов России. Работы подрядчиков проходят двойную проверку. Сначала покраску фасадов каждого дома оценивает представитель Союза архитекторов, затем — представители мэрии и МУП «Служба заказчика».

Особые требования предъявляются к вывескам на фасадах зданий, построенных до 1961 года включительно. На них разрешено размещать вывески, выполненные только из отдельных элементов: это объемные отдельные буквы (с подсветкой или без нее), логотипы и фирменные знаки без использования подложки. По мнению архитекторов, вывески не должны скрывать исторический облик Петрозаводска, а, наоборот, подчеркивать его стиль. Вывеска из отдельных букв позволяет это сделать.

Во вторник мэр Петрозаводска Ирина Мирошник проверила ход ремонтных работ на проспекте Ленина.

 Ирина Мирошник совместно с представителями городской администрации осматривает проспект Ленина

Ирина Мирошник совместно с представителями городской администрации осматривает проспект Ленина. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Изредка встречаются факты того, что на отремонтированные фасады предприниматели возвращают свои старые вывески, не соответствующие стандартам. Муниципальный контроль ежедневно совершает обход не только центра города, но и других районов, и выдает предписания. По процедуре мы понуждаем предпринимателей устанавливать вывески, соответствующие стандартам и, самое главное, не уродующие облик Петрозаводска. Большинство предпринимателей сразу же после наших уведомительных писем реагирует, меняет вывески. И это уже заметно по проспекту Ленина, — отметил Ирина Мирошник. — То же самое касается окон. Большинство рекламируют свою продукцию в соответствии с принятыми нормами, однако некоторые размещают объявления прямо в оконных проемах. С этим мы тоже будем бороться», — добавила она.

И. о. спикера Петросовета Александр Ханцевич вспоминает, что разработка стандартов рекламных конструкций продолжалась в течение долгого времени. Особое внимание уделялось федеральным наработкам в этой сфере. И 5 июня прошлого года депутаты Петрозаводского городского Совета большинством голосов поддержали документ «Об утверждении требований к установке вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений на территории Петрозаводского городского округа».

Действующие сейчас правила:

— вывески не должны наносить ущерб композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада;
— не допускается вертикальный порядок расположения букв в текстах;
— нельзя размещать вывески на архитектурных деталях: колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине;
— нельзя размещать вывески одну над другой;
— вывески должны располагаться ниже линии подоконников окон второго этажа;
— если организация находится в цокольном этаже, вывеска должна размещаться над входом;
— вывески не могут находиться над козырьками, не должны перекрывать, полностью или частично, оконные и дверные проемы, витрины;
— не допускается размещение вывесок на кровлях, лоджиях, балконах;
— не допускается размещение надувных и мерцающих вывесок, со звуковой поддержкой и нанесенных краской;
— шрифты на вывеске должны сочетаться (нельзя использовать более двух гарнитур шрифтов).


За размещение вывесок, которые не соответствуют требованиям, предусмотрены штрафы от 5 до 10 тысяч для индивидуальных предпринимателей, от 10 до 20 тысяч — для юридического лица. Повторное привлечение к ответственности повышает сумму взысканий: от 10 до 20 тысяч — для ИП, от 20 до 50 тысяч — для юридического лица. Если недочеты оперативно устраняются, комиссия может ограничиться предупреждением.

Для нарушителей был установлен переходный период, который позволял привести вывески в соответствие с требованиями. Для центральной части Петрозаводска он составлял три месяца, для остальной части города — шесть месяцев. Большинство предпринимателей включилось в эту работу, но не все.

Александр Ханцевич

Александр Ханцевич. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«До сих пор группа предпринимателей сопротивляется нововведениям. Они проиграли все республиканские суды, сейчас дело рассматривается в апелляционном суде Санкт-Петербурга, который имеет право рассматривать все дела Северо-Западного региона», — рассказал Александр Ханцевич.

Практически ежедневно представители городской администрации выходят в рейды. За первое полугодие в Петрозаводске за не соответствующие требованиям вывески составили более ста административных протоколов. Предпринимателям и представителям управляющих компаний направили более 900 писем о необходимости приведения вывесок на фасадах зданий в надлежащее состояние.

Ирина Мирошник отметила, что ежедневно муниципальный контроль проверяет не только центр столицы Карелии, но и отдаленные районы. И хотя это отнимает много сил и времени, но вскоре все рекламные конструкции в столице Карелии будут соответствовать нормам.


После того как будет наведен порядок с вывесками, наступит очередь входных зон зданий в центре города. Они тоже должны вписываться в существующую архитектуру. Такая задача вскоре будет поставлена перед властями и бизнесом.

Своими впечатлениями от того, как обновляется центр карельской столицы, поделились горожане и гости Петрозаводска.

Ольга

Ольга. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Дома такие красивые стали. Вывески их не закрывают. Я вообще против рекламы на домах, налепят так, что в глазах рябит. Сейчас значительно лучше», — считает петрозаводчанка Ольга.


Ее тезка, также из столицы Карелии, рассказала, что уезжала из города и долгое время здесь не была.

Ольга

Ольга. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Только сейчас вернулась. Обратила внимание, что рекламы и вывесок стало намного меньше. И это хорошо — не отвлекают от красоты города. В конце концов, можно и другими способами привлекать людей, скажем, раздавая рекламные постеры. Петрозаводск стал намного симпатичнее», — добавила петрозаводчанка.

Алексей

Алексей. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Я в первый раз в Карелии и Петрозаводске. Только что приехал, и мне здесь нравится. Очень красивый вид открывается от вокзала на озеро. А когда ремонт фасадов закончится, будет вообще замечательно. Отсутствие навязчивой рекламы тоже радует», — рассказал Алексей из Перми.

Дмитрий

Дмитрий. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

«Надеюсь, что вскоре фасады полностью отремонтируют, люди стараются. Вывесок, конечно, должно быть поменьше. Дома, цвет фасадов которых выдержан в два-три тона, хорошо смотрятся. Не надо ярких пятен. Рекламы и так хватает в телевизоре и в интернете», — отметил Дмитрий из Петрозаводска.


Словом, люди уже отмечают перемены к лучшему. Теперь остается дождаться, когда все запланированные в этом году работы будут завершены и петрозаводчане оценят благоустройство города уже в комплексе, в разных его районах.