Растущие цены, плавающее расписание и онлайн-кассы: что происходит с общественным транспортом в Петрозаводске

Стоимость проезда в частных маршрутных автобусах Петрозаводска недавно существенно повысилась — с 25 до 30-32 рублей. Жители недовольны повышением и жалуются в мэрию города. Власти обратились в УФАС, подозревая сговор, но пока ответа нет. «Республика» разбиралась, как обстоят дела с пассажирскими перевозками в карельской столице.

Конечная остановка на улице Судостроительной

Конечная остановка на улице Судостроительной. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

На конечной остановке общественного транспорта на улице Судостроительной в районе Ключевая в Петрозаводске пассажиры рассказывают, что основное и самое неприятное изменение этого лета в организации перевозок — повышение стоимости проезда на частных автобусах. Вторая претензия — несоблюдение расписания: вечером бывает автобусов не дождаться, а до конца положенного времени — до 11 часов — мало кто из водителей дорабатывает.

Житель Петрозаводска Иван Райкерус. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

«Дорого стало. Ну подняли цену, как в Питере хотят сделать, наверно. Тогда пусть и работают, как в Питере, до положенного времени — до 11-12 часов вечера. В субботу, например, №9, №18, №26 и №17 возят до 21 часа. Все. Не уехать и не приехать. Бывает грязно в салонах — это еще одна проблема. Жаловаться им бесполезно», — рассказал местный житель Иван Райкерус.

Валентина Алексеевна. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Петрозаводчанка Валентина Алексеевна также рассказала, что за 32 рубля ехать в грязном автобусе неприятно.

«На Ключевой народ бедный живет. Вы посчитайте, вчетвером в город хоть в праздничный день выбраться за 32 рубля туда и обратно — это сколько денег надо? Наша мэрия должна бы побеспокоиться об этом. Почему повысили? Я звонила по телефонам, которые на автобусах есть, ругалась, но толку нет. Диспетчеры там девочки сидят, говорят: «Мы передадим». Куда передадут? Ну и если из города в восемь часов вечера я не выеду, то либо троллейбус, либо такси надо вызывать. Я иногда пользуюсь и троллейбусами. Но у них очень большие интервалы — долго ждать на остановках», — возмущается Валентина Алексеевна.

Руководитель управления городского хозяйства и транспорта петрозаводской мэрии Андрей Бекелев рассказал «Республике», что после повышения тарифов частных маршрутных компаний в среднем на 5 рублей — с 25 до 30 и 32 рублей — в мэрию стали поступать жалобы. Администрация города направила обращение в региональное УФАС, чтобы антимонопольщики проверили, насколько обоснованно транспортные компании города повысили стоимость проезда. Ответа пока нет.

Повышают как хотят

Андрей Бекелев пояснил, что согласно федеральному закону есть тарифы регулируемые — для муниципального транспорта и нерегулируемые — для частного.

«Мы устанавливаем муниципальному троллейбусному предприятию тариф и, соответственно, можем компенсировать им затраты. А частные перевозчики могут просто уведомить мэрию о повышении стоимости. Мы обращались в УФАС именно по повышению стоимости, и меня в этой истории смущает факт одномоментного повышения тарифа всех компаний перевозчиков. Понимаете? Это разные юрлица. У нас девять транспортных частных компаний, часть из них аффилированы, а часть нет. Но уведомления поступили чуть ли не в один день, и повышение цены было у всех одинаковое. Мы это рассматриваем как коммерческий сговор. Однако правовую оценку даст УФАС и суд», — сказал Бекелев.

Андрей Бекелев. Фото: "Республика" / Сергей Юдин

Андрей Бекелев. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Руководитель управления городского хозяйства и транспорта рассказал, что согласно федеральным законам, регламентирующим деятельность местного самоуправления и пассажирские перевозки, главное полномочие местного руководства — организация транспортного обслуживания жителей. Мэрия разрабатывает и утверждает маршруты, которые потом разыгрываются на торгах между перевозчиками. На первый взгляд, все просто.

«Но в 2015 году поменялось законодательство. И согласно этим изменениям перевозчики теперь могут вечно работать на маршрутах. То есть, поясню, раньше были договоры, которые мэрия заключала по результатам торгов с транспортными компаниями, теперь договоров нет, они все работают на основании так называемых свидетельств, которые де-юре и де-факто заключены на неопределенный срок. То есть они через каждые пять лет пролонгируются, если, конечно, перевозчик сам не выразит желания уйти с маршрута. И сейчас нам часто горожане говорят: «Поменяйте перевозчика, разыграйте снова конкурс». Но по закону мы не можем так делать», — сказал Андрей Бекелев.

Руководитель управления мэрии также пояснил, что в федеральном законе, регламентирующем пассажирские перевозки, есть несколько положений, по которым транспортную компанию можно лишить лицензии. Но это должны быть абсолютно критические нарушения. Например, если в течение нескольких дней на маршрут не выходит ни один автобус. То есть, когда где-то отменяется рейс или просто автобусы не работают по графику — до конца смены — это не критические случаи, за это перевозчику может грозить штраф.

остановка

Конечная остановка на улице Судостроительной. Фото: «Республика»/Любовь Козлова

«Мы, специалисты мэрии, регулярно проводим плановые проверки, фиксируем случаи, когда не соблюдается интервал и расписание, согласно полномочиям городской администрации, мы составляем протокол и направляем его в Ространснадзор. Законодательная практика меняется постоянно, за три года поменялась три раза. Сначала мэрия сама привлекала перевозчиков к ответственности, затем Ространснадзор направлял протоколы о нарушениях в мировой суд, теперь управление Ространснадзора само штрафует нарушителей», — рассказал Андрей Бекелев.

Люди жалуются в мэрию и на грязь в автобусах и на то, что большинство частников не работают по графику: после 21 часа автобусы ходят редко, зачастую их нет вообще. Количество таких жалоб ежегодно примерно одинаковое. В ходе рейдов факты подтверждаются, перевозчиков штрафуют. Это на сегодня единственная мера воздействия на нерадивых бизнесменов. Но административные штрафы за нарушения правил перевозки не драконовские. В среднем — до 25 тысяч рублей.

Роман
Житель Петрозаводска Роман рассказал, что ездит на пятом автобусном маршруте. Проблем нет — с утра можно уехать, а вечером не всегда доберешься до дома — автобусы не ходят: обычно с коллегами Роман едет на такси.

«Еще и в автобусах ввели бы онлайн-кассы. На троллейбусах удобно стало ездить: приложил карточку и все. У меня сейчас полный карман «железа», надо постоянно помнить о наличке», — говорит Роман.

Онлайн-кассы: закон для всех один?

Введение онлайн-касс положительно сказалось на работе троллейбусного управления. Люди уже оценили удобство безналичного расчета. По словам Андрея Бекелева, сейчас примерно 15% пассажиров оплачивают поездки по безналу. Немного вырос и пассажиропоток.

Троллейбусное управление согласно закону купило оборудование к 1 июля этого года и уже работает с безналичным расчетом, а частные перевозчики пока не спешат этого делать. Для них придумана некая отсрочка. Андрей Бекелев сказал, что само применение закона непонятно: почему одни обязаны перейти на онлайн-кассы вовремя, а другие нет?

«Какая-то мутная это история. Никто конкретный ответ даже в налоговой службе не дает: онлайн-кассы — это их надзорные полномочия. Я поручил составить соответствующий запрос в Федеральную налоговую службу России. Изменение в законодательство приняли, а как будто в Кодексе об административных правонарушениях (в пункте о штрафах за отсутствие онлайн-касс — прим. ред.) будет некая отсрочка, и частных перевозчиков не будут за это привлекать. Как так?» — недоумевает Андрей Бекелев.

Остановка общественного транспорта в Петрозаводске. Фото: "Республика"/Любовь Козлова

Остановка общественного транспорта в Петрозаводске. Фото: «Республика»/Любовь Козлова

На переговорах с предпринимателями-перевозчиками обсуждалось несколько схем введения онлайн-касс. Рассматривался вариант объединить систему онлайн-платежей муниципального и частного транспорта. Но разность тарифов и сложная система учета денежного оборота не позволили этого сделать. Пока ни один частный предприниматель не установил онлайн-кассы.

Троллейбусы останутся

Тролллейбусные перевозки в Петрозаводске субсидируются из городского бюджета. Если в прошлом году муниципальный электротранспорт получил 107 миллионов рублей, в этом году пока предусмотрена компенсация 54 миллиона рублей, но, скорее всего, к концу года сумма будет аналогична прошлогодней субсидии, говорят в администрации.

Андрей Бекелев сообщил, что в троллейбусном управлении города уже проведены все возможные оптимизационные мероприятия и о каких-либо новых мерах экономии пока речи нет. Электротранспорт дорогой. Снижение тарифов на электроэнергию в прошлом году позводило ежемесячно экономить до полутора миллионов рублей, это приличные деньги, но затраты все же превышают доходы. По словам Андрея Бекелева, маршрутная троллейбусная сеть не закрывает всю территорию города и это тоже ограничивает возможность перевозок электротранспортом, закрытие городских мостов также не лучшим образом сказалось на доходности муниципального транспорта.

«В настоящее время мы ведем переговоры с рядом субъектов России, чтобы по возможности они могли нам предоставить высвобождающиеся транспортные средства в хорошем состоянии. Мы не скрываем, за счет бюджетных средств купить новые троллейбусы для города крайне сложно. Но сохранять и поддерживать экологичный электротранспорт надо», — сказал Бекелев.

Троллейбус

Троллейбус. Фото: «Республика» / Любовь Козлова