Политологи и юристы Карелии прокомментировали закон о развитии местного самоуправления

Для районов, в которых немного поселений и они расположены компактно, такая форма организации вполне подходит, считает Анатолий Цыганков.

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Накануне на рассмотрение Госдумы внесли законопроект об общих принципах организации местного самоуправления. Его главная цель – повышение ответственности местного самоуправления перед жителями. Новый законопроект прокомментировали карельские юристы и политологи.

По словам кандидата юридических наук, адвоката Анны Ухановой, в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году, органы местного самоуправления и органы государственной власти теперь входят в единую систему публичной власти в России. Такие изменения обусловили необходимость переосмыслить концепцию местного самоуправления.

«В проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», внесенного в Госдуму 16 декабря, предложен новый подход к определению правовой природы местного самоуправления. Если в действующем правовом регулировании местное самоуправление понимается как форма осуществления своей власти народом для решения вопросов местного значения, то в проекте федерального закона – это форма самоорганизации граждан для решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения», – считает юрист.

Уханова подчеркнула, что проект предусматривает одноуровневую организацию местного самоуправления, что является логическим завершением текущей оптимизации в системе органов местного самоуправления (слияние администраций, передача полномочий сельских поселений в районы) и направлено на повышение эффективности их деятельности.

Кроме того, органы власти субъектов получили полномочия участвовать в формировании органов местного самоуправления. Так высшие должностные лица субъектов РФ могут выдвигаться на должность глав муниципальных образований, а также в качестве инициаторов применения к ним мер конституционно-правовой ответственности.

«Таким образом, законопроект направлен на повышения гарантий прав граждан на местное самоуправление», – делает вывод адвокат.

Анна Уханова

Анна Уханова

Акцент на переход от двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую делает в своем комментарии и карельский политолог Анатолий Цыганков.

По его словам, разница между двумя моделями в том, что сейчас основной корпус местной власти формируется на уровне сельских и городских поселений, представители которой затем делегируются на уровень муниципального управления. Предлагается от первого уровня (поселенческого) отказаться, сразу формируя муниципальный уровень. Основой местной власти в таком варианте становится муниципальный округ. Все поселения района (муниципалитета) объединяются в единое административное целое, не делясь на самоуправляемые территориальные единицы. Соответственно, все население района избирает себе один депутатский корпус муниципального округа (советов депутатов на уровне поселений не будет) и главу исполнительной власти которого будут либо также всенародно избирать, либо из числа депутатов окружного муниципального совета (законопроект предлагает самим жителям определиться с формой избрания/назначения мэра).

«Для районов, в которых немного поселений, и они расположены компактно, такая форма организации очень даже подходящая, – заявил Цыганков. – Гораздо сложнее обстоять будут дела в тех районах Карелии, где между поселениями сотни километров, а транспортная связанность поселений со своим районным центром катастрофически низкая. Где-то и автомобильных дорог нормальных нет. Здешними поселениями (территориями) управлять из муниципального окружного центра непросто будет. Само административное управление неустойчивым окажется. Это особенно негативно может отразиться на северных районах Карелии, считающихся теперь арктическими. Оставить их без территориальной власти не получится. Значит нужно будет в поселениях вводить должности представителей исполнительной окружной власти, скажем, старост поселения, плюс развивать территориальное общественное самоуправление, замещающее депутатский корпус. В поселениях нужно развивать самоуправление. Механически передать управление с основного уровня жизни населения (из поселений) на уровень муниципального центра, вовсе не значит укрепить местную власть».

Сложности перехода от одной системы к другой законодатели учли. Основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 года, а одноуровневая организация будет вводиться в течение шести лет – до 1 января 2028 года.

Напомним, накануне в Госдуму внесли законопроект о развитии местного самоуправления, который должен выстроить единую систему публичной власти в стране, упростить правовые конструкции, уточнить компетенции органов местного самоуправления. Один из его авторов, председатель комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников считает, что с принятием закона исчезнет путаница при перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами региональной власти.