Под конвоем: отдел конвоирования карельского УФСИН провел мастер-класс в честь своего 20-летия

Конвойные в системе ФСИН – элита: в подразделение берут далеко не каждого, требования жесткие. Перевозить заключенных приходится часто – машинами, поездами и даже самолетами. С собой всегда оружие и обученные собаки. Побегов за 20 лет не было. Почему – в репортаже «Республики».

Александр Костюченко и Ральф - работники УФСИН Карелии. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Александр Костюченко и Ральф - работники УФСИН Карелии. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ральфу два года. Почти всю жизнь он работает в УФСИН Карелии в паре с прапорщиком Александром Костюченко. Ральф – немецкая овчарка, должность – патрульно-розыскная собака.

Живет Ральф, кстати, вместе с Александром и его семьей. Дома – любимый питомец, на службе – угроза для заключенных.

Служба – дружба

Ральф в объятьях своего хозяина. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Ральф в объятьях своего хозяина. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

– Я в кинологи пошел около полугода назад, всегда хотел работать с собаками. С Ральфом мы всегда вместе, живет он со мной. Домочадцы привыкли, в семью приняли. Ральф тоже всех принял, всё адекватно воспринимает. Мы с ним друзья. Все собаки по характеру разные, к каждой нужен индивидуальный подход. Есть псы эмоционально сильные, а есть эмоционально слабые. Ральф – эмоционально сильная собака, с характером, дрессировке поддается легко, – инструктор-кинолог УФСИН Карелии Александр Костюченко.

Начальник кинологической службы Михаил Вершинин считает, что кинолог должен жить со своей собакой. Правило это, конечно, нигде не закреплено, но все сотрудники и так это понимают: только этим можно добиться полного понимания с животным.

Кинологическая служба – одна из частей отдела конвоирования карельского УФСИН. В конвойном карауле человек с собакой обязателен. Сам отдел 20 января отметил 20-летие. За это время никто из заключенных не смог сбежать. Да и попытка была только одна, в 2006 году – в Медвежьегорске арестант сделал рывок, но не пробежал и десяти метров — конвойные сразу задержали.

Артур Пилия. Фото: "Республика"/Сергей Юдин– У заключенных сейчас не возникает желания убежать. Собаки, кстати, уж не помню, когда и применялись. Они нужны больше для устрашения: человек видит людей с оружием, пса, готового в любой момент на него наброситься, – какое там бежать, – рассказывает начальник конвоирования УФСИН Карелии Артур Пилия.

Всего в отделе пять собак: две розыскные, две патрульно-розыскные и одна – специальная, предназначенная для нахождения наркотиков. Для ее тренировки в кинологической службе есть специальные имитаторы всех видов запрещенных препаратов (кокаин, героин, амфетамины). Тренируют эту собаку, да и всех остальных, несколько раз в неделю.

Имитаторы наркотиков. Фото: "Республика"/Сергей Юдин

Имитаторы наркотиков. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

Специально для журналистов кинологи показали мастер-класс. Сюжет простой: переодетый в защитный костюм сотрудник кинологической службы в роли бежавшего преступника. Александр дает Ральфу команду «фас» – секунда – и «злоумышленник» пойман. Хозяин пса подходит, пес отпускает рукав. Александр командует: «Конвой» – пес идет рядом с беглецом, не отрывая от него взгляда. Любое подозрительное действие со стороны задержанного – команда «фас» – Ральф вновь демонстрирует эквилибристические трюки.

 

По этапу

Этапируют заключенных разными видами транспорта – машинами, поездами и даже самолетами (в УФСИН Карелии появилась такая возможность недавно, с момента активной работы аэропорта «Петрозаводск»).

В отделе конвоирования есть три вида автозаков разной вместимости: КамАЗ (на 32 человека), «Валдай» (на 15 мест) и «Газель» — на 7 заключенных. Все машины новые, современные: зимой работает печь, летом – кондиционер. По правилам в каждом автомобиле установлены видеокамеры: всё, что происходит в помещениях для арестантов, видит сидящий в кабине начальник караула. Кроме того, все машины подключены к системе ГЛОНАСС – в дежурной части отдела конвоирования работники ФСИН контролируют все их передвижения.

 

Для этапирования заключенных на большие расстояния ФСИН в основном использует спецвагоны. Снаружи отличить от обычных их сложно, разве что по зарешётчатым окнам. Это необходимо для того, чтобы никто не разбил стекла и не повредил находящихся в вагоне. Внутри же — обычные купе, только вместо дверей – все те же решетки.

Самолетами карельских заключенных этапируют нечасто, примерно раз в полгода. Такой вид транспортировки обычно применяют по отношению к женщинам. Так, последний случай был несколько месяцев назад: в колонию Московской области нужно было доставить беременную женщину, с такими арестантами тратить много времени на этапирование нельзя.

 

Как рассказал Артур Пилия, отдел конвоирования – подразделение элитное, попасть туда можно только с безупречным здоровьем, армией за плечами и через проверку на полиграфе. Никаких, конечно, судимостей ни у соискателя, ни у его близких родственников быть не должно.