По следам Рыбникова и Гильфердинга: в «Синем коридоре» открылась выставка о Заонежье

Выставка о Заонежье — это еще и повод напомнить о том, что значительная часть былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Змее Горыныче и других героях эпоса была записана именно в этих краях.

Фотография Натальи Авериной. Храм Рождества Иоанна Предтечи в деревне Леликово. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Фотография Натальи Авериной. Храм Рождества Иоанна Предтечи в деревне Леликово. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

В арт-пространстве «Синий коридор» (Литейная пл., 3) открылась выставка фотографий, представляющая современный портрет Заонежья. Здесь есть портреты жителей заонежских деревень, их дома, храмы, тропинки и дороги, вода и воздух. Общее настроение экспозиции не слишком радостное: очевидно, что сейчас места, где прежде в больших красивых домах жили крепкие заонежские семьи, где родились известные всей стране сказители, где бережно хранились традиции, подтверждающие самобытность территории, переживают не лучшие свои времена.

Выставка называется «По следам Рыбникова и Гильфердинга», она часть большого проекта автономной некоммерческой организации «Заонежская изба», деятельность которой уже 15 лет связана с поддержкой общественных инициатив местных жителей и направлена на развитие этого края.

 

«Выставка с грустной нотой: разрушаются памятники, но жизнь в Заонежье продолжается, край не умирает и «Заонежская изба» много делает для развития этого места», — сказала на открытии выставки президент Академии фотографии Юлия Утышева.

В «Синем коридоре» представлена только часть снимков, сделанных в октябре 2021 года участниками экспедиции, которая прошла маршрутами известных собирателей фольклора Павла Рыбникова и Александра Гильфердинга по деревням Заонежья. Во второй половине XIX века исследователи устного народного творчества записали здесь много песен, которые стали частью русского былинного эпоса. Карельская писательница Анна Матасова в течение нескольких месяцев собирала информацию об этих экспедициях, чтобы вместе с коллегами (писателями, фотографами, дизайнерами, журналистами) из Москвы, Петербурга и Петрозаводска повторить их маршрут.

Наталья Вильк и ее дочь Марта. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Наталья Вильк и ее дочь Марта. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

«Окончательная цель наших экспедиций — составить путеводитель по значимым местам Заонежья и актуализировать тему былин. Не все до сих пор знают, что большая часть русского былинного эпоса была собрана в Олонецкой губернии. В Заонежье Рыбников и потом Гильфердинг записали полные циклы былин. Если представить себе эпоху, то это событие трудно назвать рядовым. Заонежье в XIX веке было относительно столиц глухим местом, его жители за всю свою жизнь никуда не выезжали — и тут вдруг они едут в Москву, в Санкт-Петербург, выступают в Географическом обществе. Вот масштаб людей! Какая это культура! Мы все выросли на этих былинах, но почему мы не гордимся тем, что они были записаны на нашей земле? — говорит Наталья Вильк, руководитель АНО «Заонежская изба». (О том, как она сама связана с Заонежьем, Наталья рассказывала «Республике» в большом интервью).

Валентина Кузнецова, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Валентина Кузнецова, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Валентина Кузнецова изучает Заонежье уже несколько десятков лет.

«Я застала еще старшее поколение заонежан, побывала в каждой заонежской деревне. Я застала женщин, которые еще помнили весь цикл свадебных причитаний. Собранный материал вошел в издание «Русская свадьба Заонежье», которое мы подготовили вместе с Константином Кузьмичом Логиновым. Там есть рассказы заонежан о свадьбе, песни, причитания. Интересно, что когда открылся Российский гуманитарный научный фонд в Москве, я задумала экспедицию «По следам Рыбникова и Гильфердинга». Она была посвящена видеозаписи фольклора. Мы собрали большой интересный материал. У нас в архиве хранятся и очень старые записи, довоенные (они записаны «на костях»), есть фрагменты записи сказителей. Мы «не сидим» на этих записях — предоставляем их тем, кто интересуется памятью о прошлом. Люди должны знать своих предков», — считает Валентина Кузнецова.

Дмитрий Бобров рассказывает о создании Ассоциации общественных организаций Заонежья. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Дмитрий Бобров рассказывает о создании Ассоциации общественных организаций Заонежья. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

По словам Натальи Вильк, проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, будет продолжен. В планах НКО организовать познавательный тур, основанный на информации о маршрутах Павла Рыбникова и Александра Гильфердинга.

«Этот проект был задуман для того, чтобы говорить об истории Заонежья и понимать ее ценность. Мы посмотрели, как выглядят эти места в 2021 году, ровно через 150 лет после того, как были изданы «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», в год 220-летия со дня рождения сказителя Тимофея Рябинина и через 160 лет после экспедиции Гильфердинга. Наша задача — помочь сохранить память этого места и помочь в развитии территории. Сейчас мы собираем все предложения о том, что можно для этого сделать, мы открыты для совместной работы», — сказала на открытии выставки руководитель общественной организации «Заонежская изба».

Идею совместной работы, объединяющей людей, которые любят Заонежье, поддержал и Дмитрий Бобров, руководитель АНО «Центр развития социального туризма». Он рассказал о создании в январе 2022 года Ассоциации общественных организаций Заонежья. По его словам, Заонежье может стать центром, где интересно жить, где будет оставаться молодежь и появятся рабочие места.

Писательница Елена Усачева пишет книги для подростков. Заонежье стало местом действия некоторых ее произведений-страшилок. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

Писательница Елена Усачева пишет книги для подростков. Заонежье стало местом действия некоторых ее произведений-страшилок. Фото: ИА «Республика»/Михаил Никитин

«Роялем в кустах» на открытии выставки стала московская детская писательница Елена Усачева. Она любит Карелию и Заонежье, каждый год приезжает сюда работать и отдыхать. Заонежье уже стало место действия ее произведений.

«Писатели чаще всего пишут о городах. А мне хочется, чтобы люди больше знали и о Заонежье. Да, я уже пишу истории, которые происходят тут. Сильно не улыбайтесь — я пишу страшилки. В Заонежье есть развалины и есть момент умирания — хорошая тема для жанра. Кроме того, эти места полны легенд, сказок, преданий — это очень интересно», — говорит Елена Усачева.

 

Открытие выставки прошло в канун Рождества, и подарком для публики стали выступление солистки ансамбля «Перегудки» Полины Олещук, чай с пряниками, которые напекли Наталья Вильк и ее дочь Марта, а также исполнение былины о Змее Горыныче сотрудником музея «Кижи» Олегом Скобелевым.

По словам Олега Скобелева, когда-то красовитое Заонежье было культурным айсбергом — бревенчатые замки, огромные дома, дружные семьи. В советское время большинство хозяев расстреляли — с семьи по мужику, и всё стало приходить в упадок. Чтобы восстановить территорию, нужно начать на ней что-то производить, начать работать с землей. «Земля — это мать: нужно учиться у нее, безропотно принимать подзатыльники и любить ее. И тогда всё будет хорошо», — уверен заведующий сектором экспозиционного освоения традиционного хозяйства отдела истории и этнографии музея «Кижи».