Плести, чтобы не плестись: мамы детей с инвалидностью хотят освоить ремесло

Навыки ручной работы могут помочь мамам зарабатывать деньги и социализировать детей с инвалидностью. "Республика" поговорила с Натальей Кивирьян и Анной Мольковой, у которых есть план, как можно помочь женщинам освоить азы ремесла и научиться продвигать готовые изделия на рынке.

Мамы детей с инвалидностью считают, что все в их руках. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Мамы детей с инвалидностью считают, что все в их руках. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

«Ага, вот здесь переплети эти ленты, и мы представим себе нужную длину изделия. Дальше этот хвостик у нас идет вот сюда, а этот конец ленты мы заворачиваем в другую сторону…»

Мастер по плетению из бересты Юлия Маклакова проводит четвертое занятие для Натальи Кивирьян и Анны Мольковой. Экспресс-курс рассчитан на пять встреч. Уже сейчас ученицы могут сплести из бересты корзинки (с ручками и без), подставку под горячее, солонку, закладки. На финальном этапе участницы курса научатся плести лапти.

«Мы предпочитаем создавать всё практичное. Некоторые любят плести берестяные розочки, но нам больше нравятся солоночки, вазочки, заплечные рюкзачки, коробочки. Друзьям всегда можно что-то подарить. Всё практичное, экологическое, простое», — поясняет Юлия Маклакова.

На мастер-классе Юлии Маклаковой. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

На мастер-классе Юлии Маклаковой. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Наталья и Анна — мамы детей с инвалидностью. Их занятия в доме-мастерской по бересте — пробный шар в деле организации ремесленной занятости других мам. Если дело пойдет хорошо, то можно будет создать систему, включающую в себя несколько вариантов получения полезных навыков — от плетения из бересты до приготовления десертов, например.

По словам мастера Юлии Маклаковой, стандартный курс обучения плетению из бересты рассчитан на восемь трехчасовых занятий, однако не каждая мама может оставить ребенка на три часа, поэтому в экспресс-варианте мастер-классы длятся не больше полутора часов.

Идея создания дополнительных компетенций для мам, воспитывающих детей-инвалидов и не имеющих возможности полноценно работать за зарплату, возникла из осознания самой этой ситуации.

 

«Пособия не увеличиваются — нужно что-то делать, как-то работать. Не так давно знакомый подарил мне большой мешок с остатками бересты, с какими-то неоконченными изделиями — на поделки детям. Там были и начатые лапти, и корзиночки… Я посмотрела на это добро и решила сама научиться плести. Мы провели опрос среди родителей, оказалось, что многие готовы дома работать. Кто-то хочет шить научиться, кто-то — гончарным мастерством овладеть. Мы с Аней хотим научиться плести из бересты», — говорит Наталья Кивирьян.

Чтобы изучить потребности мам, Анна Молькова создала опросник, включающий 11 вопросов. Получилось, что 87 процентов мам хотели бы освоить какое-то ремесло.

 

«Цели у всех разные. Одни считают, что это может приносить дополнительный доход. Кто-то хочет что-то делать руками, чтобы просто стресс снять. Обычно мамы многих особых детей сидят дома в изоляции, но они могли бы удаленно учиться или выходить на коротенькие мастер-классы. В лидерах запросов по ремеслам была кройка и шитье. Потом — изготовление кондитерских изделий на дому, на третьем месте — работа с природными материалами (глина, береста, дерево, воск). Кроме того, у мам возник интерес к продвижению своих изделий в интернете. То есть мамы не только собрались и что-то поделали, но и на перспективу смотрят, чтобы эти изделия продавать. И тут нужна консультация опытного маркетолога по продвижению продукта в Сети, в которой очень нуждаются наши мамы. Также мам заинтересовала тема самозанятости. Если выходишь на работу, то с тебя снимают пособие по уходу за ребенком. Поэтому для многих мам выходом станет оформленная самозанятость», — рассказывает Анна Молькова.

Один из главных вопросов, мучающих всех мам, связан с будущим их детей. Что могут сделать родители, чтобы хоть немного подстраховать их в дальнейшем? По словам Анны Мольковой, некоторые особые дети вполне могут взаимодействовать с родителями в освоении ремесел. Возможно, у кого-то может даже получиться небольшая семейная мастерская.

Лапоть - это тема финального занятия. Фото: ИА "Республика" / Михаил Никитин

Лапоть — это тема финального занятия. Фото: ИА «Республика» / Михаил Никитин

Для того чтобы занятия были бесплатными для мам, организаторам курсов, участникам КРОО «ЯМОГУ», возможно, потребуется наша поддержка. «Если проект окажется успешным, мы постараемся масштабировать его на другие ремесла и курсы продвижения продукции, включить в него больше семей с детьми-инвалидами», — обещают организаторы.