Геннадий Боднарчук — о вреде популизма

Состоявшийся в Петрозаводске митинг, посвященный проблемам транспорта, вызвал неоднозначные оценки и комментарии. Казалось бы, вот она, воля народа: проезд в троллейбусе должен стоить десять рублей! Однако почему-то не все спешат рукоплескать такому решению городской администрации.

Состоявшийся в Петрозаводске митинг, посвященный проблемам транспорта, вызвал неоднозначные оценки и комментарии. Казалось бы, вот она, воля народа: проезд в троллейбусе должен стоить десять рублей! Однако почему-то не все спешат рукоплескать такому решению городской администрации.

Вот как прокомментировал митинг и высказанные на нем требования депутат Петрозаводского горсовета Геннадий Боднарчук.

– Нет ничего более жалкого и пагубного, чем популизм. Особенно в экономике. Мне жалко людей, которых вывели на этот митинг: их руками и голосами кто-то делает свои дела и достигает своих целей. Поднять народ на такой митинг несложно. Давайте завтра заявим митинг с требованием, чтобы бензин стоил 10 рублей за литр. Придут тысячи людей! Давайте проведем митинг «Даешь бутылку водки за 50 рублей!». Или чтобы квартплата была не больше ста рублей в месяц. Знаете, сколько народа соберется! И все будут искренне и возмущенно требовать, чтобы эти цены были обеспечены…

Но мы же понимаем, что чудес в жизни не бывает. А в вопросах экономики их не бывает вдвойне и втройне. Поэтому я смеюсь, когда мэрия говорит нам, что эксперимент со снижением платы за проезд в троллейбусе принес положительный финансовый результат для троллейбусного предприятия. Хотелось бы увидеть хотя бы документы, подтверждающие это, но нам предлагают поверить на слово и документов не дают.

– Если эксперимент приносит такие положительные результаты, то почему мэрия требует выделить из бюджета дополнительные средства на субсидирование троллейбусного предприятия? И почему горсовет не спешит эти деньги выделять?

– Мне кажется, в мэрии уже и сами понимают, что своими экспериментами загнали предприятие в глухой тупик. Эти действия ведут к катастрофе, и ждать ее осталось недолго. И сейчас мэр и ее команда мучительно ищут кого-то, на кого можно было бы свалить ответственность за эту катастрофу, назначить виноватым. Вот и подставляют депутатский корпус, который якобы не хочет давать деньги.

На самом деле у меня, например, отношение к этому вопросу простое. Чтобы дать дополнительное финансирование троллейбусникам, надо с каких-то других статей бюджета это финансирование снять. Скажите, с каких? Предлагайте! Снова снять льготу на детские садики с многодетных семей? Перестать финансировать другие социальные программы? Урезать расходу на культуру? Снять деньги с ремонта и содержания дорог? Пусть мэр выйдет перед народом и объяснит, откуда в бюджете найдутся эти деньги. Но для этого ведь надо думать, надо работать, наращивать доходы бюджета. А будоражить толпу на митинге, много ума не надо.

– Какой выход из этого эксперимента предложили бы вы?

– Во-первых, депутатам городского Совета должен быть обеспечен полный доступ к документации троллейбусного предприятия, чтобы мы могли составить реальную картину происходящего в его экономике. И исходя из этого совместными усилиями выработали бы какую-то схему выхода из кризиса.

Важнейшим условием успеха в этом деле я считаю то, что мэрия должна наконец понять: общественный транспорт – это единая система, и все шаги в этой системе нужно делать скоординированно. Это понимают, например, власти Москвы: все изменения тарифов там производятся скоординированно по всем видам транспорта. Потому что если кто-то один начнет слишком хорошо жить за счет бюджетной субсидии, то остальные начнут умирать. Видимо, из-за того, что мэр у нас по образованию психолог, а не экономист, это понимание к городскому руководителю никак не приходит.