«О байкерах нельзя судить по фильмам»

Президент карельского мотоклуба «Северный народ» Геннадий Мазов — о том, почему он не любит американское кино о байкерах, о законах субкультуры, о патриотизме, путешествиях и новых проектах.

«Мой приятель — беспечный ездок, и асфальт он привык растирать в порошок, из пятидесяти зол выбирая все сто…», — пела популярная в перестроечные времена группа «Секрет». Далекие от мотоциклетного движения люди байкеров себе представляли еще живописнее: как волосатых бородачей угрожающего вида, с которыми лучше не встречаться в глухом переулке. Ну или как не перебесившуюся еще молодежь, гоняющую по ночным улицам на ревущих железных конях. В общем, людей как минимум не особо законопослушных, для которых раздражать, а то и пугать обывателя только в радость.

Геннадий Мазов, президент Первого карельского мотоклуба «Северный народ»

— Геннадий, такое представление о байкерах — оно хоть немного действительности соответствует? Вот с вами подобный образ, даже когда вы в полной байкерской экипировке, как-то совсем не вяжется…

— Я бы начал с того, что наш мотоклуб с 2012 года официально зарегистрирован в Минюсте Карелии как общественная организация. Это значит, что мы ведем нашу деятельность в полном соответствии с российским законодательством о некоммерческих и общественных объединениях. То есть все вопросы о том, как мы относимся к соблюдению российских законов, которые для всех одинаковы, что для фан-клубов Надежды Кадышевой, что для политических партий, что для байкерского движения, снимаются.

Но есть и неписаные законы байкерской субкультуры, некий свод правил, внутренней иерархии и прочее. Они включают в себя и внешнюю атрибутику — например, кожаные жилетки с «цветами», то есть символикой мотоклубов, куртки с нашивками, где может быть указан, в частности, статус байкера в клубе.

— Некоторые байкеры еще используют нашивку «1%» — это что значит?

— Как раз об этом и хотел сказать, к тому и веду. Мода на эти нашивки появилась в семидесятые, кажется, годы в США. Тогда и стал складываться стереотип о байкерах, о котором речь в самом начале нашей беседы зашла. Фильмы начали появляться, где банда плохих парней на мотоциклах въезжает в тихий городок, все разбежались, полиция попряталась… Такие фильмы и по сей день снимаются, причем любопытно, что в их производство средства вкладывает в том числе Harley-Davidson. Для компании это такой промоушен, маркетинговый ход.

Но вернемся к истории нашивки, о которой мы говорили. В общем, у американских граждан, насмотревшихся голливудской галиматьи, байкеры стали ассоциироваться с криминальным миром. И президент Американской мотоциклетной ассоциации не выдержал и выступил с заявлением. Мол, 99% мотоциклистов — законопослушные люди, и только один процент из них нарушают закон. Ну вот молодежь, любители эпатажа, в том числе и у нас в России, это подхватили… В каждом гараже, в любой деревне стали создаваться так называемые МС-клубы. Клубы в идее своей с очень жёсткой вертикалью власти, сильным лидером, доминирующие в своём регионе… Однако в России это приняло в 80% случаев комедийную форму. Совсем неплохо, что ребята объединяются по интересам в общественные организации, но мне непонятно, для чего изображать из себя социопата, по природе своей таковым не являясь. Некоторые стали нашивать себе этот «1%», зачастую и смысла не понимая — дескать, мы независимые, фрирайдеры… Но ведь ты же не на ворованном мотоцикле ездишь, у тебя права в кармане, госинспекцией выданные. Какой из тебя байкер «вне закона»?

Вообще, российская байкерская субкультура, к сожалению, очень сильно американизирована. Между тем у нас все-таки иной менталитет и свои, не побоюсь этого слова, национальные ценности.

Да, для меня, для моих единомышленников такие понятия, как патриотизм, верность Родине, любовь к нашей российской истории, — это не пустые слова. Мы внесены в реестр Минюста как социально ориентированная некоммерческая организация: проводим очень много, практически каждый месяц, мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи. Неоднократно участвовали в различных акциях, посвященных памяти героев Великой Отечественной войны. В прошлом году состоялся мотопробег по маршруту Петрозаводск — Москва — Севастополь, он был посвящен годовщине окончания Свирско-Петрозаводской наступательной операции, в ходе которой советские войска освободили большую часть Карело-Финской ССР. В Крыму приняли участие в байк-шоу «Кузница Победы», которое ежегодно проводится известным клубом «Ночные волки».

— «Ночные волки» — это клуб, который возглавляет самый, наверное, знаменитый российский байкер Александр «Хирург» Залдостанов. Он активно поддержал возвращение Крыма в Россию, за что на него персонально даже западные санкции обрушились. Вы как к этому относитесь? Считаете, как некоторые, что он пиарится, подался в политику?

— Байкеры вне политики — это такой же миф, как и многие другие стереотипы. Забавная история произошла в тех же Штатах во время вьетнамской войны. Тогда президент клуба Hells Angels написал письмо главе государства Линдону Джонсону: заявил, что собирает группу лояльных к власти американцев-добровольцев для исполнения долга во Вьетнаме. В итоге, правда, никуда ребята так и не поехали и ничего не сделали… Тем не менее это что, «байкеры вне политики»?

Что же касается Александра Залдостанова и «Ночных волков» — да, эти люди, например, реально помогали и помогают Новороссии, собирают гуманитарную помощь, сопровождают грузы с ней в Донбасс. Это политика? Или это гражданская позиция? В интернете мусолят, что Залдостанов сфотографировался с Путиным, но разве это важно? По-моему, гораздо важнее, что «Ночные волки» работают с молодежью, проводят множество спортивных и патриотических мероприятий, учат знать и ценить свою страну, свою историю. Это, опять же, политика или мировоззрение, желание по-настоящему что-то изменить к лучшему в окружающем мире?

Геннадий Мазов, президент Первого карельского мотоклуба «Северный народ»

— Если ваши взгляды во многом совпадают, вы не думали над тем, чтобы объединиться с клубом «Ночные волки»?

— Не просто думали, в Карелии уже создается отделение клуба. «Ночные волки» — очень мощная организация, 120 отделений по России, более 5000 членов клуба. Серьезная организация со своим уставом и кодексом, которые в корне отличаются от той американизированной системы, о которой я говорил. Мы несколько раз встречались с Александром Залдостановым, организовали общий мотопробег на Соловки. В январе этого года приняли решение организовать отделение «Ночных волков» в Карелии для популяризации и продвижения идей клуба. Процесс создания завершается: в конце марта будет посвящение в члены клуба и представление нашей организации другим отделениям «Ночных волков».

— Геннадий, если можно, давайте немного от планов клуба отвлечемся и поговорим о вас. Когда началось ваше увлечение мотоциклами?

— Как и у многих молодых людей, еще до армии. Тогда катал, конечно, на советских машинах — «Восход», «Иж-Планета». Потом служба в Вооруженных силах. В 1989 году пришел из армии: какое тогда время было, сами знаете. Не до байкерства было, работал… Но потом как-то остро ощутил: жизнь-то проходит, а так хочется как можно больше в мире понять, узнать, увидеть… И вот лет 10 назад из командировки во Владивосток я привез свой первый мотоцикл, Honda Shadow. Сейчас у меня уже седьмой год спорт-турист Yamaha FJR 1300, кто знает, тот поймет, что за модель.

Для остальных же скажу: самая оптимальная для меня машина. Я определился, что для меня мотоцикл — это в первую очередь путешествия и общение с людьми. Многие из нас с годами сужают мир своего общения до нескольких номеров в телефоне. Но потребность более широких коммуникаций с социумом остается. Вот люди и объединяются в клубы, организации. Так и мы создали свой мотоклуб «Северный народ».

— Раз вы его возглавили, значит, вы прирожденный лидер?

— Знаете, с лидерством получилось так. Был период, когда огромное количество мотоциклистов ездили без государственной регистрации. И в первую очередь потому, что у нас в республике был один из самых высоких транспортных налогов на владельцев мототехники, 50 рублей с лошадиной силы. Мы начали добиваться его снижения: почти год работали с Заксобранием Карелии, с главой республики. И добились уменьшения налога до 20 рублей.

Пока мы эту работу вели, постоянно приходилось общаться с депутатами, с мэрией, с республиканскими властями. Когда я говорил своим товарищам, мол, давайте, кто-то другой на ту или иную встречу сходит, мне отвечали: нет, сходи ты, у тебя лучше получится. Таким образом я и стал ассоциироваться в глазах окружающих как лидер мотоциклетного сообщества. Сам себя таковым не считаю. Просто стараюсь в общественной сфере работать, исходя из собственного мировоззрения, жизненного опыта и образования.

Сейчас мы, например, работаем над инициативами по развитию туризма в регионе. Карелия не просто край с уникальной природой, здесь множество мест, интересных с исторической, культурной точки зрения. Только они не раскручены, о них мало кто знает, в том числе и в соседней Финляндии. Совместно с обществом дружбы с Финляндией планируем издание фотоальбома для развития трансграничного туризма. Есть и другие инициативы, в том числе по созданию инфраструктуры для путешественников, неважно, на мотоциклах они к нам приедут, на автомобилях или на велосипедах.

Словом, для себя я пришел к выводу: если хочешь что-то изменить, надо пытаться это сделать. Нельзя все время что-то требовать от государства, сидя дома на диване. Поэтому мы стараемся как можно активнее участвовать в общественной жизни, делать наши мероприятия доступными и интересными для всех мотоциклистов, и не только для них. И, конечно, активно готовимся к наступающему мотосезону!

Для справки:

Геннадий Мазов по образованию юрист. Закончил Санкт-Петербургский университет МВД России. 12 лет отслужил в органах МВД. Удостоен звания «Лауреат года Республики Карелия» за пропаганду безопасности дорожного движения и повышения правовой культуры среди владельцев авто- и мототранспорта. Среди акций клуба «Северный народ» также установление памятной плиты от жителей Петрозаводска жертвам политических репрессий в урочище Сандармох. Клуб участвовал в церемонии перезахоронения воинов Красной армии в Медвежьегорском районе. В прошлом году совместно с петербургским мотоклубом OST провели акцию памяти в деревне Сяндеба Олонецкого района, где летом 1941 года воины-ополченцы оказали героическое сопротивление финским частям.