Ни ям, ни ухабов

В поселке Харлу по программе поддержки местных инициатив отремонтировали проблемный участок дороги. Основные деньги перечислил региональный бюджет, но еще больше 100 тысяч на ремонт собрали местные жители.

Еще месяц назад на дороге от Харлу до Ляскеля были 50-сантиметровые ямы, а из-за отсутствия дренажа грунтовые воды размывали полотно, превращая его в болото. Способствовали превращению дороги в аварийную не только погода, но и вереницы большегрузов, которые предпочитали сокращать по ней путь.

Для жителей же Харлу этот путь — единственный, связывающий поселок с местным кладбищем. Поэтому на общем собрании люди проголосовали за то, чтобы в рамках программы поддержки местных инициатив отремонтировать наиболее проблемный 350-метровый участок. Заявку одобрили, а 14 августа дорогу сделали.

— Проехать можно было только по одной колее, со встречной машиной не разминуться. Зимой ветки ивняка, свисающие над дорогой, делали ее почти непроходимой, надо было их сначала разрубить, чтобы проехать. Похоронную машину так подбрасывало на ухабах, что временами казалось, сейчас покойник сам выпрыгнет из гроба и пойдет на кладбище своим ходом, — вспоминают жители поселка.

— Проблемный участок дороги составляет около 700 метров. Ремонт целиком мы бы не потянули, поэтому на общем собрании поселка было решено отремонтировать самую проблемную половину. Этот проект мы заявили на конкурс программ поддержки местных инициатив, и, как видите, победили, — улыбается глава поселения Ирина Леонтьева.

Ирина Леонтьева

Ирина Леонтьева. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

Общая стоимость проекта составила 568 тысяч рублей. Из них 113 тысяч собрали жители поселка, 85 тысяч рублей добавили спонсоры.

— Нам помог наш завод, который производит опалубку, и рыбоводное хозяйство рядом с Рауталахти. Мы обращались и к перевозчикам, по чьей вине дорога пришла в такое состояние. Но они проигнорировали нашу просьбу. А ведь для больших компаний такие расходы — копейки, — поделилась Ирина Леонтьева.

С учетом печального опыта ремонта внутренних дорог поселка, когда подрядчики заканчивали работу уже зимой, были установлены сжатые сроки ремонта.

— Аукцион прошел 10 июля, работы должны были завершится 31-го числа этого же месяца. Мы с комиссией прошли по отремонтированному участку, выявили ряд недоделок. Не без споров, но подрядчик — индивидуальный предприниматель из Ляскеля согласился с ними. И к 14 августа их устранил. Я думаю, мы нашли с ним общий язык. И если впоследствии, он выиграет аукцион по какому-нибудь из проектов, мы будем только рады, — рассказала глава поселения.

После ремонта дорога расширилась почти в два раза, грунтовое полотно стало гладким, кустарник на обочинах спилили, провели дренаж.


— Возможно, мы в следующем году выйдем с проектом ремонта оставшейся части дороги. Или, может, с каким-нибудь другим. Поселок у нас небольшой, бюджет маленький, а проблем много. Участие в программе поддержки местных инициатив и других республиканских проектах нас сильно выручает, — резюмировала Ирина Леонтьева.

Следует отметить, что в рамках программы за последние годы во многих муниципалитетах республики были построены или отремонтированы дома культуры и библиотеки, спортивные и детские площадки, стадионы, хоккейные корты, дорожная инфраструктура, освещение, водоснабжение и многое другое.

Программа поддержки местных инициатив ежегодно расширяется: если в 2014 году в ней могли участвовать только сельские и городские поселения, то в 2015-м к ним присоединились городские округа, а с 2016 года в программе участвуют уже и муниципальные районы. Таким образом, всем 126 муниципальным образованиям республики предоставлена возможность участвовать в программе.

За эти годы размер субсидии из бюджета Карелии на реализацию одного проекта возрос с 500 тысяч до миллиона рублей.

За пять лет более чем в два раза выросло количество проектов, поданных на конкурс: с 36 в 2014 году до 89 в 2018 году. Кратно увеличилось число участников – с четырех до десяти тысяч. Реализован 171 проект, направленный на улучшение жизни жителей республики.