Ржавая недвижимость

Депутаты Петросовета решили избавить город от брошенных и бесхозных машин. Однако правоохранители и эксперты утверждают: автохлам надежно защищен российскими законами вплоть до Конституции. Чтобы очистить дворы и дороги, юристам придется попотеть.

Петросовет решился очистить дворы и дороги от автохлама. Брошенные машины портят облик столицы Карелии, загромождают территории, мешают горожанам ходить и ездить, подрядчику — убирать снег. Кроме того, «подснежники» одним своим видом подталкивают криминальный элемент к угонам и кражам.

Народные избранники создали рабочую группу, чтобы внести изменения в правила благоустройства Петрозаводска. Сейчас в них нет таких понятий, как брошенный транспорт, нет запрета на размещение и хранение. Соответственно, нет никакой ответственности и у нерадивых автовладельцев. Республиканский Закон «Об административных правонарушениях» также не предусматривает наказания собственников за автохлам.

— Мы стали разбираться, проанализировали ситуацию в других городах. Проработали термин — что считать разукомплектованным автомобилем, — рассказала председатель рабочей группы по подготовке изменений в городские правила благоустройства Ольга Билко.

Ольга Билко

Ольга Билко. Фото: ИА «Республика»

По мнению Петросовета, разукомплектованным — то есть брошенным — можно назвать автомобиль, у которого отсутствуют несколько кузовных деталей. Это капот, дверь, замок двери кузова или кабины, пробки топливного бака, одно или несколько стекол, фары, спущено не менее двух колес. Разукомплектованной также признается сгоревшая машина.

— Вооруженный этими критериями служащий жилищного контроля через ГИБДД находит собственника, вместе они предлагают убрать машину добровольно. Если ответ отрицательный, спустя положенное время наступает административная ответственность. Штрафовать собственника можно до бесконечности. Но подчеркну: наша задача — не штрафовать людей, а сделать наш город цивилизованным, чистым, — отметила Ольга Билко.

Судя по результатам нашего опроса, горожане также недовольны обилием автохлама и поддерживают инициативу депутатов.


ЕкатеринаЕкатерина:
— Обилие брошенных машин во дворах и на дорогах города мне не нравится. Автохлам нужно убирать. Во-первых, ни пройти и ни проехать, и так-то дороги у нас какие, плюс еще машины эти… Надо убирать. Если стоящее десяток лет авто кому-то дорого как память, пусть ставит его себе в квартиру.


ТатьянаТатьяна:
— В какой-то степени мне мешают эти машины. Другим автомобилям не проехать. Иногда поставят прямо у подъезда — уже не подъехать ни скорой, ни пожарной. Уборке снега мешают. Если закон изменят и можно будет убирать эту технику со дворов и дорог, я поддерживаю эту инициативу.


СергейСергей:
— Замечательная идея, так и надо. Пешеходам они вроде бы не мешают, а вот автомобилистам — да. Стоят по 10 лет с лишним, никому они не нужны. Надо депутатам что-то сделать с этой проблемой. Пускай хозяева брошенных автомобилей платят за место. Хочешь, чтобы машина здесь стояла, плати.


Надежда НиколаевнаНадежда Николаевна:
— На Древлянке живу, у нас две машины во дворе стоят 10 лет. Уже проржавели, все вывалилось, крыша прогнулась, окна все разбиты, но стоят. Машины и так ставить некуда, «подснежники» нужно убирать.


МаринаМарина:
— Мне самой эти автомашины не мешают, у нас во дворе их нет. Но сама проблема в городе очевидна. Например, затрудняют работу снегоуборочной техники. Вот здесь я за. И людям ехать мешают, стоят в ряд на проезжей части. Этим вопросом надо было заняться давно. А вообще в городе видны изменения к лучшему. Вот сейчас стали чистить улицы от снега, например. Движение есть, это чувствуется.


Однако опрошенные нами эксперты в один голос говорят, что все не так просто. Конечно, инициатива депутатов горсовета благая, считают они, достойна всяческой поддержки. Но необходимо поработать над документом всерьез, учесть все нюансы. Любая машина — чья-то частная собственность, охраняемая законом.

— Если мы знаем владельца транспортного средства, то штрафы помогут. Он приведет свою машину в порядок, заменит стекла, негодные агрегаты или уберет авто, — считает начальник отдела ГИБДД по Петрозаводску Алексей  Андреев. — А если мы говорим о бесхозной автомашине, то непонятно — кого, собственно, штрафовать. Это большая проблема для всей страны, с которой в Петрозаводске прежде всего должны поработать юристы администрации и горсовета.

Алексей Андреев

Алексей Андреев. Фото: Николай Смирнов

Более того, если в рабочей группе основной задачей ставят не бесконечные штрафы, а благоустройство дворов, то автохлам придется эвакуировать и утилизировать. То есть опять-таки придется сперва разобраться и четко прописать в документах оба понятия — брошенного и бесхозного авто.

— Только по решению суда администрация Петрозаводска может утилизировать машину. Пока суд не признает автомобиль бесхозным, мы должны поместить его на штрафстоянку, — отметил Алексей Андреев.

Сейчас в Петрозаводске дело обстоит так. Если машина во дворе или на дороге нарушает ПДД, сотрудники дорожной полиции попытаются найти ее хозяина. Если находят, штрафуют. Не находят — автомобиль эвакуируют на одну из платных частных штрафстоянок. При этом часты случаи, когда всего за несколько суток владелец старых «Жигулей» должен заплатить больше, чем отдал за саму машину. Поэтому любители покататься на подержанной «классике» — подростки — просто бросают машины на штрафстоянке. Бизнес буксует, проблема не решается.

Автохлам в Петрозаводске

Автохлам в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

Если же машина правила дорожного движения не нарушает, сотрудникам ГИБДД остается вежливо просить хозяина припарковать ее в другом месте. Опять же если хозяина найдут. Если нет, машина остается ржаветь во дворе. Сплошные если.

Кроме того, считают эксперты, большое количество самых неожиданных проблем появится у разработчиков новых правил благоустройства не только с бесхозными, но и с брошенными авто.

— Допустим, ехал дедушка на дачу, попал в ДТП. Эвакуатором подогнал машину ближе к дому, — рассуждает автоюрист, бывший сотрудник ГИБДД Олег Лысов. — У него нет средств, страховая компания еще не оплатила ремонт — каким образом и за что он должен оплачивать штраф? Или он изначально должен ставить машину на стоянку? Каким образом будут определять, сколько эти услуги стоят? А если вдобавок заболел этот дедушка или в его ДТП есть пострадавшие и в дело вступил Уголовный кодекс? У нас следствие может вестись до шести месяцев. То есть пока вопросов больше, чем ответов.

— Есть прецеденты, когда из-за отсутствующей крышки бака эвакуировали машину и потом с извинениями возвращали владельцу. Далее, машину со спущенными колесами мы также не можем признать бесхозной. Просто гражданин куда-то уехал, но вернется, накачает колеса и поедет дальше. Здесь очень тонкая грань, которую нельзя нарушить, — заявил Алексей  Андреев.

Алексей Андреев

Алексей Андреев. Фото: Николай Смирнов

У автоэксперта Олега Лысова возникли вопросы и к предполагаемым исполнителям новых правил благоустройства — к сотрудникам жилищного контроля мэрии. Он считает, что борьба с автохламом — задача правоохранительных органов, участковых — тех, кто облечен властью, имеет доступ к компьютерной базе автовладельцев, досконально знает свою территорию, людей. У жилищного контроля этого нет или почти нет.

— С помощью государственного рычага сложно будет что-то сделать, очень много будет «подводных камней». Инициатива хорошая, но нужно выяснить все нюансы в полном объеме, прописать все возможные ситуации, — считает Олег Лысов.

— Если мы пытаемся внедрить какой-либо закон, нужно, чтобы он работал. Закон ради закона не нужен. Нельзя ущемлять права граждан и нарушать Конституцию страны, — подчеркнул Алексей Андреев. — Если Петросовет все-таки найдет решение этой проблемы, мы согласны помочь, подкорректировать, если возникнет необходимость.

В Петросовете в свою очередь заявили, что готовы выслушать все стороны, прежде чем направить нормативные документы на публичные слушания и сессию городского совета.

Автохлам в Петрозаводске

Автохлам в Петрозаводске. Фото: Николай Смирнов

История подвиги: Петрозаводск изначальный