Начистоту о мусоре: как в Карелии проходит реформа по обращению с ТКО

В республике завершился первый этап «мусорной» реформы. Разбираемся, стало ли чище, как теперь формируется тариф и когда раздельный сбор будет повсеместным.

Мусоровоз

Мусоровоз. Фото: ООО «Автоспецтранс»

На излете первых двух десятилетий XXI века система сбора и обработки мусора в нашей стране оставалась на уровне 60-х годов прошлого столетия: инфраструктурная неразвитость отрасли, размещение и захоронение отходов на свалках, обустройство мусорных полигонов — вне экологических требований. Мусор зачастую выбрасывался по принципу «как придется», и как следствие — рост несанкционированных свалок (сегодня это порядка 48 тысяч гектаров в стране), тарифы оставались непрозрачными.

Выходом из мусорного тупика виделось создание на государственном уровне отрасли по обращению с ТКО замкнутого цикла. Такая задача была поставлена Правительством РФ, и согласно законодательству большинство российских регионов приступили к перестройке алгоритма сбора и утилизации ТКО 1 января 2019 года. В основы госполитики в области экологического развития на период до 2030 года в части обращения с отходами были заложены раздельный сбор отходов, жесткие санкции за ненадлежащую утилизацию, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, пригодных к вторичной переработке.

Реформа на старте

Карелия — один из первых субъектов РФ, где стартовала «мусорная» реформа. Ее началом стало введение института регионального оператора по обращению с ТКО, как того требует федеральное законодательство. В Карелии по результатам открытого конкурса, проведенного Минстроем РК, региональным оператором была определена компания ООО «Автоспецтранс», которая с 1 мая 2018 года начала свою деятельность. К этому моменту были проведены торги по выбору исполнителей на оказание услуг по транспортировке отходов, утверждены единый тариф и нормативы, к слову, далеко не самые высокие по сравнению с другими российскими регионами.

Контейнерная площадка в Суоярви

Контейнерная площадка в Суоярви. Фото: ООО «Автоспецтранс»

Состав тарифа стал прозрачен: расходы по транспортированию ТКО составили 77%, расходы на размещение – 17%, расходы на деятельность регоператора (офис, квитанции, договорная работа, зарплата, налоги) – 6%.

Услуга по вывозу мусора из жилищных перешла в разряд коммунальных, и на нее стали распространяться меры господдержки в виде предоставления компенсации на оплату ЖКУ.

Республиканский Минстрой определил для перехода на новую систему три основных этапа: подготовительный — с 1 мая до 31 декабря 2018 года, второй — с 2019 по 2022 годы, третий стартует в 2023 году. Подведем итоги первого этапа.

К началу работы регионального оператора ООО «Автоспецтранс» Карелия была поделена на 18 зон обслуживания. В них вошли и территории, где мусор ранее не вывозился. За 8 месяцев 2018 года количество населенных пунктов, в которых не знали, что такое цивилизованный вывоз ТКО, увеличился с 300 до 400. В прошлом году в республике операторы на местах закупили и разместили более 800 специализированных контейнеров, приобрела 6 мусоровозов. На полигонах Медгоры, Кеми, Петрозаводска, Костомукши и Кондопоги установили 5 систем весового учета ТКО. Ликвидировали 12 несанкционированных свалок общим объемом около 2 600 куб. м в Петрозаводске, Прионежском, Медвежьегорском, Кондопожском и Лоухском районах.

Некоторые компании, которые годами и даже десятилетиями работали в сфере обращения с отходами, появление регионального оператора в Карелии встретили прохладно. Ведь если раньше они общались с потребителем напрямую, то теперь, утратив позиции монополистов на своих территориях, должны выступать, по сути, подрядчиком у ООО «Автоспецтранс». Поэтому первый этап реформы – это еще и сопротивление ряда операторов новым требованиям закона: нежелание вести строгий учет своей деятельности, срыв графика вывоза или завышение объемов ТКО, транспортирование отходов на несанкционированные свалки, потому что так более удобно и менее затратно.

Тушение пожара на свалке в Пряже. Фото: ИА "Республика"/Максим Смирнов.

Тушение пожара на свалке в Пряже. Фото: ИА «Республика» / Максим Смирнов.

Скандал, разразившийся летом 2018 года на Пряжинском полигоне, куда незаконно и не без санкции ее директора свозился мусор из Ленинградской области, явился лакмусовой бумажкой, определяющей реальное отношение к проводимой реформе некоторых недобросовестных участников рынка обращения с ТКО. Только при вмешательстве главы Карелии Артура Парфенчикова удалось нейтрализовать проблемную ситуацию и прекратить складирование отходов из Ленобласти.


Анна Бочикова, замминистра Карелии. Фото: ИА "Республика" / Сергей Юдин

Анна Борчикова,
первый заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики РК:

— Карелия одна из первых запустила новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Мы завершили начальный этап, выполнили поставленные задачи, региональному оператору удалось выстроить работу по предоставлению коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО. Да, есть проблемы, мы занимаемся их решением совместно с оператором и администрациями поселений. Сейчас, на новом этапе реформы, перед нами стоят глобальные задачи: ликвидировать все несанкционированные свалки, охватить абсолютно все поселения республики по обеспечению вывоза ТКО и организации его раздельного сбора. Не стоит забывать, что отходы – это еще и вторичные ресурсы, которые при грамотном их использовании экономят первичное сырье. Переработка пластика, бумаги, стекла, металла дает возможность получить новейшие материалы для строительства, органические удобрения, тепловую энергию. Мы рассматриваем новые современные технологии переработки отходов — Карелия открыта для инвесторов!


Второй этап

Существенным отличием второго этапа реформы от первого стало заключение ООО «Автоспецтранс» четырехлетних контрактов с исполнителями услуги по транспортированию ТКО. Количество зон обслуживания изменилось за счет укрупнения, теперь их стало 12.

Контрактами закреплены обязанности операторов по оснащению мусоровозов системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, оборудованию полигонов весами, установке необходимого количества контейнеров, ведению фото-, видеофиксации каждого места накопления ТКО до и после окончания погрузки, соблюдению графиков вывоза ТКО. Нарушение и ненадлежащее исполнение этих обязательств влечет за собой жесткие штрафные санкции. Один штраф равен 100 тысяч рублей, а в случае двух нарушений регоператор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть с исполнителем услуги договор.

Мусоровоз

Мусоровоз. Фото: ООО «Автоспецтранс»

Торги на четырехлетний период прошли удачно не по всем лотам, по некоторым пришлось проводить конкурсы повторно. Это касается Кемского, Питкярантского и Лахденпохского районов. А для отбора оператора в Сортавальском районе «Автоспецтранс» вынужден был объявлять аукцион трижды. 1 февраля он состоялся.

Важной составляющей второго этапа «мусорной» реформы в Карелии станет актуализация Территориальной схемы обращения с отходами, включающей в себя всю деятельность региона по сбору, хранению, переработке и утилизации отходов. Сегодня этот документ требует корректировки и создания электронной модели. Работа по актуализации Территориальной схемы ведется под началом Министерства природных ресурсов и экологии РК, ее завершение планируется в сентябре 2019 года.

Кроме того, на втором этапе реформы наша республика переходит на раздельный сбор отходов. И это тоже требование федерального законодательства. Сразу уточним: переход будет постепенным: по оценкам специалистов, для этого потребуется 10-15 лет.

В Карелии внедрение раздельного сбора началось с введения 1 января 2019 года двухкомпонентной сортировки (пластик и прочие виды отходов). В 2020 году мы приступим к трехкомпонентной сортировке (прибавляются пищевые отходы), а в 2021 году – к четырехкомпонентной: пластик, пищевые отходы, бумага и картон, прочие виды отходов.

Контейнеры для ПЭТ-бутылок (раздельный сбор мусора)

Контейнеры для ПЭТ-бутылок. Фото: ООО «Автоспецтранс»

Раздельный сбор уже активно внедряется в Петрозаводске. ООО «Автоспецтранс», городская администрация и компания «ЮВИ Птз» установили в городе 6 накопителей для ПЭТ-бутылок. В течение 2019 года в карельской столице будут размещены еще 14. В планах — постепенное введение раздельного сбора на всей территории республики (уже подключились Кондопога, Сортавала, Пудож), в том числе с участием в программе приграничного сотрудничества «Карелия» с объемом финансирования по проекту не менее 350 тысяч евро.


Вадим Сухарев. Фото: ИА "Республика" / Леонид Николаев

Вадим Сухарев,
глава Прионежского муниципального района:

— В нашем районе взаимодействие с региональным оператором уже перешло в плоскость продуктивного сотрудничества. В январе-феврале в Прионежье проходит обследование всех контейнерных площадок, цель — их обследование на соответствие нормам и требованиям, определение необходимости ремонта или переноса площадок в другое более удобное место.
В бюджете района на организацию контейнерных площадок в 2019 году запланировано около 1 миллиона рублей, поэтому в ходе инвентаризации совместно с главами сельских поселений и на встречах с населением мы определим возможность по созданию новых мест накопления отходов. Сейчас в Прионежском районе рассматривается вопрос внедрения раздельного сбора мусора. Мы понимаем необходимость такой работы в районе. Ведь это не только соблюдение экологического законодательства, а прежде всего, один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.


Будущее реформы

Начавшаяся по всей стране реформа обращения с ТКО — не декларация, а ежедневные и непростые шаги на пути глобальных преобразований. Главное, что удалось сделать регоператору на переходном этапе, — это наладить деятельность по вывозу ТКО, обеспечить плавный переход на новую систему обращения с отходами, и тем самым, предотвратить возникновение мусорных коллапсов, которые имели место в ряде российских регионов.


Алексей Кузнецов, директор ООО «Автоспецтранс»

Алексей Кузнецов,
директор ООО «Автоспецтранс»:

— Впереди стоят серьезные задачи по созданию современных объектов инфраструктуры. Прорабатываются планы по строительству в Карелии безопасных объектов по сортировке ТКО. С учетом изменений, внесенных в законодательство о ценообразовании в сфере обращения с ТКО, ООО «Автоспецтранс» готовит предложения по разработке инвестиционной программы.

Сейчас мы приводим систему контроля и учета деятельности операторов к единообразию. Это нужно для оптимизации рабочего процесса, своевременного выявления фактов нарушений по предоставлению услуги «обращение с ТКО», ускорения прохождения финансовых операций. Необходимо, чтобы операторы работали прозрачно и у них не было желания и возможности обходить закон стороной. Ну, а в отношении тех из них, кто будет нарушать условия договора, незамедлительно последуют жесткие штрафные санкции. Практику по их применению мы уже начали.

Региональный оператор должен работать в тесном взаимодействии со всеми участниками мусорной реформы, поэтому одна из задач, которую мы себе ставим на ближайшую перспективу, — это системная работа с местными администрациями, населением, УК и ТСЖ. Наша задача — реализуя государственную политику в сфере обращения с отходами, сделать Карелию чистой, и мы не будем требовать ничего вне рамок закона!


Наталья Мацкевич