На отдых с концами

Недавно тысячи россиян застряли в заграничных аэропортах из-за разорившегося перевозчика. Некоторым посадки на самолет пришлось ждать несколько дней, среди них оказались наши коллеги-журналисты. На их примере решили рассказать, что делать, если авиакомпания, как в сказке про Золушку, превратилась в тыкву, а феи поблизости нет.

С мечтами о том, чтобы отпуск не кончался, нужно быть осторожнее: могут и сбыться. Примерно так недавно получилось с российскими туристами в Турции. Компания «ВИМ-Авиа» из-за финансовых проблем не смогла доставить их домой, и тысячи люди застряли в чужой стране.

Среди них оказались главный редактор информагентства «Республика Карелия» Мария Лукьянова с супругом Игорем Лукьяновым, собственным корреспондентом ТАСС в Карелии.

— Покупая путевку, мы не обратили внимания на авиаперевозчика, полностью доверившись турагенту, — рассказала Мария. – И хотя ситуация с «ВИМ-Авиа» тогда уже начинала развиваться, нас об этом не предупредили, иначе мы бы не полетели ее рейсом.

Кризис грянул в двадцатых числах сентября: именно тогда первые туристы не смогли вылететь домой. У Марии и Игоря отпуск был в самом разгаре, и о проблемах они узнали случайно. Понадеялись, что к 30 сентября ситуация разрешится.

Зря: рейс отменили.

На все вопросы туристам отвечали: информации нет, ждите. Прошло полдня с момента запланированного вылета, туристам объявили 20-минутную готовность, но вместо аэропорта отвезли в другой отель – он находился ближе к аэропорту Анталии.

— Казалось бы, отдыхай-загорай, но расслабиться не получалось, в любой момент нас могли пригласить «на вылет», — рассказывает  Мария. – Представители туроператора подчеркивали: вы здесь не отдыхаете, а ждете самолета. Будьте добры, находитесь рядом с ресепшеном, проверяйте мессенджеры – это ваша ответственность.

На вторые сутки Марию и Игоря разбудили среди ночи и сообщили, что вечером следующего дня будет самолет. Он действительно был, и туристы благополучно добрались до дома, пусть и с задержкой на два дня. Но этот сценарий можно назвать оптимистичным. Некоторым повезло меньше: петрозаводчанка Дарья Тихонова с мужем и двумя детьми сутки ждала рейса, буквально сидя на чемоданах. Голодные и уставшие туристы штурмовали администрацию аэропорта, чтобы добиться хоть какой-то информации.

Кто виноват и что делать

Туристы на отдых летают, как правило, чартерными рейсами. Они в 2-3 раза дешевле регулярных, и это плюс. Жирный минус в том, что вылеты таких самолетов часто переносят, причем в обе стороны. В этом нет ничего необычного, если, конечно, дата вылета остается прежней.

— Люди при таких переносах обычно расстраиваются и не всегда могут принимать конструктивные решения, — прокомментировала и. о. гендиректора турагентства «Премиум-Тур» Олеся Симонова. — Поэтому мы своих клиентов изначально морально к этому готовим, чтобы для них такие изменения не стали неожиданностью. Даже прописываем в договоре, что самолеты могут задерживаться. При этом мы обязательно поможем туристам решить проблемы, возникшие в связи с переносом рейсов, – обменять ж/д билеты, заказать гостиницу в городе вылета, построить оптимальный маршрут до аэропорта, заказать такси. От туристов требуется лишь сохранять спокойствие.

Если вы улетаете в тот же день, но в другое время, о вас заботится авиаперевозчик. Если он этого делать не желает, ссылайтесь на закон о туризме и пункт 99 Федеральных правил воздушной авиаперевозки.

Что делать, если рейс задержали.

Если авиакомпания выполнила все вышеперечисленное, поводов для претензий нет. В противном случае можно смело обращаться в суд.

— Самый простой способ – получить письменный отказ в оказании услуг, но это, как правило, нереально, — комментирует Олеся Симонова. – Можно составить акт в свободной форме о том, что авиакомпания не предоставила питье, горячее питание и заселение в отель, и собрать как можно больше подписей пассажиров с контактными телефонами. Плюс стоит взять в аэропорту справку о задержке рейса, это поможет отстоять в суде свою позицию.

Важное обстоятельство: аэропорт не обязан заботиться о пассажирах. Если авиакомпания отмалчивается, еду и питье покупаем самостоятельно, чеки собираем и прикладываем к исковому заявлению, чтобы получить компенсацию.

Если дата обратного вылета из-за задержки рейса изменилась, возможны варианты. Авиакомпания переносит вылет, но не отказывается вывозить туристов – значит, она же должна обеспечить проживание и питание.  Обращаться при этом можно на «горячую линию» перевозчика или – что проще – к своему туроператору. Если ни те ни другие помогать не спешат, можно позвонить своему турагенту, он постарается решить проблему.

Если же авиакомпания прекратила полеты и вообще не может доставить вас домой (как это было с «ВИМ-Авиа»), туроператор ищет другого перевозчика, а забота о вас переходит к другим организациям:

Кому звонить, если перевозчик не может доставить вас домой.

Вернувшись домой, можно попытаться взыскать с туроператора компенсацию. Хотя Олеся Симонова советует попробовать договориться мирным путем: если дело все же дойдет до разбирательства, это обстоятельство может сыграть на руку истцу.

Ну а перед тем, как покупать тур, стоит все же поинтересоваться репутацией оператора и перевозчика, поискать информацию в СМИ.

Фото на главной странице: pixabay.com