Между рулем и сиденьем

Пятикратный чемпион России по ралли рассказал о плохих автошколах, обманщиках-маркетологах, правильной дистанции и «смертельной» статистике.

Александр Золотарь. Фото: Николай Смирнов

Александр Золотарь. Фото: Николай Смирнов

Профессиональный гонщик Александр Золотарь недавно дал «Республике» урок контраварийного вождения. А после практических упражнений Александр поговорил с журналистами о дорогах, скорости, водителях и безопасности. Статья полезна всем, кто хоть изредка садится за руль.

 Александр Золотарь – мастер спорта, пятикратный чемпион России по ралли, призер этапов чемпионата Европы по автокроссам. В свободное от спорта время Александр преподает в школе «Физика вождения» — учит «контраварийке». 

Сон на подушках безопасности

– Менеджеры в автосалонах продают нам чувство неуязвимости. Человеческое тело рассчитано на 40 км/ч. К этой скорости готова наша голова, зрение, скелет. Все, что движется быстрее, опасно.

Мало кто знает, что краш-тесты проводятся на скорости 54 км/ч: машина въезжает с частичным перекрытием в сминаемый объект (имитация того, что машина врезается в припаркованную машину). В этом случае автомобиль с пятью звездами за безопасность гарантирует жизнь, но не гарантирует отсутствие травм. 

Недавно один зарубежный институт безопасности дорожного движения развеял чувство неуязвимости, которое нам дарят подушки безопасности. Он собрал 12 машин golf-класса с максимальным количеством баллов за безопасность (36 из 36). Загрузил их манекенами – пять в каждую машину – и сымитировал удар на скорости 120 км/ч в идущую навстречу фуру. 60 погибших манекенов. Никто не выжил.

Кстати, недавно на YouTube появилось хорошее видео. Краш-тест Ford focus. Скорость – 190 км/ч:

Манекенов после этого краш-теста вынимали по кусочкам. Самый большой кусок – кисть. К слову, 190 км/ч получить очень легко: твои 95 и 95 у «встречки».

Автомобиль – фольга. Законам физики наплевать, кто сколько заплатил. Не считайте себя неуязвимыми, верните свою голову на место, – советует Александр Золотарь.

Для зимы – только шипы

 Зимой нужно использовать только шипованную резину. «Липучки» – глупость. Это выдумка маркетолога. Судя по тому, что он продал огромнейшую партию «липучек» в Россию – в страну, где категорически нельзя использовать такую резину, маркетолог этот гениальный. Не существует резины, которая прилипает ко льду, — уверен гонщик. 

Не премия Дарвина

– Ремень безопасности спасает в 98 случаях из 100 (исключение – потоп машины). Он и вся его трехточечная конструкция рассчитана на принятие от 9 до 17 тонн. Это больше, чем способен выдержать буксировочный трос. Спрашивается, зачем?

50-килограммовый человек при мгновенной остановке со скорости 50 км/ч будет весить более двух тонн. Поэтому не нужно думать, что в случае аварии можно схватиться за руль, кресло или пассажира и спасти себе жизнь. 

Тем, кто сидит сзади, тоже надо пристегиваться. Обязательно. Кстати, если вы водитель, то непристегнутые задние пассажиры – ваша забота.

За рубежом недавно был вопиющий случай: в аварии один непристегнутый мальчик на заднем сиденье убил всех, кто был в салоне – пристегнутых троих пассажиров и водителя. Специалисты посчитали, что в момент удара мальчик весил 5 тонн 200 килограммов.

Англичане на эту тему сняли социальный ролик. Называется «Слон»:

Пристегивать ребенка – обязательно. Никакими руками, никаким материнским инстинктом его не удержать. Семикилограммовое чадо при мгновенной остановке даже на небольшой скорости превратится в 350-килограммовую тушку, летающую по салону.

«Физика вождения» сотрудничает с европейскими компаниями. От них мы получаем разную статистику. Гибель от фотоаппарата, прилетевшего с задней полки. Или зонтика. Или даже микроволновки. Такая смерть не единичный случай, это не премия Дарвина. 

В 2009 году в Евросоюзе было почти 10 тысяч случаев гибели передних пристегнутых людей от прилета задних непристегнутых.

Поэтому, во-первых, кем бы ты ни был, пристегнись. А во-вторых, помни: все, что лежит в машине, должно лежать на полу, увещевает всех водителей пятикратный чемпион России по ралли.

Скорость-убийца

– Машина не опасна, опасна скорость. Это очень хитрое физическое явление: во всех формулах скорость не линейна – она либо в квадрате, либо на что-то умножена. Поэтому и развивается она стихийно. Например, если скорость в повороте увеличить в два раза, центробежная сила увеличится чуть больше, чем в четыре раза. В четыре раза увеличивается и тормозной путь при двукратном увеличении скорости.

«У нас нет трасс, где можно безопасно ехать со скоростью 130-140 км/ч».

На петербургской КАД разрешенная скорость – 110 км/ч. Но есть места на этой дороге, где с такой скоростью ехать нельзя. Недавно на YouTube появилось видео, как нашу КАД переходит лось. Регламент автомагистрали предполагает, что по бокам КАД должна быть сетка с такой ячейкой, что и кошка не пролезет. А у нас – лось. Огромный. Какие 110 км/ч? Кстати, видео из YouTube пропало.


Александр Золотарь:

Я 25 лет занимаюсь автоспортом. Начинал с картинга, потом 10 лет посвятил ралли, теперь – в автокроссе. В «Физике вождения» я торгую своими навыками. Но торгую с удовольствием – у меня с богом заключен договор: я учу людей сохранять жизни на дорогах, а он мне разрешает рисковать чуть больше, чем другим. В моей жизни было всего три ДТП: я стоял перед светофором – в меня врезались сзади. 

Скорость, конечно, дарит удовольствие, оказывает наркотическое влияние. Это приятные ощущения. Я – тот, кому нужно быстро ездить. Но езжу я в каркасе, в ковшах, в ремнях. Я видел, на что способна кинетическая энергия, видел изнутри. Это страшно: все, что по идее крепкое, рвется как бумага. Помните: единственный убийца в машине – скорость, – настаивает Александр Золотарь.

Александр Золотарь. Фото: Николай Смиронов

Александр Золотарь. Фото: Николай Смиронов

Дистанция – три секунды

– При движении категорически неправильно мерить дистанцию метрами. Мерить ее нужно в секундах. Едем мы за каким-нибудь автомобилем, он проезжает какой-то объект (столб, остановку, мусор на дороге и прочее) – и с этого момента мы считаем «1001, 1002, 1003». Не раньше третьей секунды вы должны проехать тот же объект. Это правило гениально – при его использовании дистанция сама себя регулирует: на скорости 120 км/ч – это почти 100 метров, на скорости 60 км/ч – 47 метров.

Не забывайте про дистанцию остановки. Она должна быть такой, чтобы вы видели, как задние колеса впереди стоящего автомобиля касаются земли. Это нужно для того, чтобы вы вовремя  объехали впереди стоящую машину, если вдруг увидите в зеркало, как на вас несется «спящая» фура. Зимой 60% ДТП – приезд в спину. 

Отношения со «встречкой»

Дорога, которая сопряжена со «встречкой» (без разделительной полосы или забора), заведомо опасна. «Встречка» требует внимания.

Если на встречной полосе происходит что-то нетипичное, сразу же сбавляйте скорость. Во-первых, бывает, что удар неминуем – так вот иногда понижение скорости на 10 км/ч повышает шансы выжить на 80%. А во-вторых, маленькая скорость дает больше возможности для маневра.

Если выбирать между уездом в кювет и встречной фурой – выбирайте кювет. Но аккуратно – после гашения скорости и под небольшим углом. Так меньше шансов поймать боком дерево.

Если при скорости 40 км/ч удар лбом не страшен, то удар в бок очень опасен: можно погибнуть. Даже в автоспорте против бокового удара еще ничего не изобрели. В ралли это самая частая причина смерти. 

Пустая дорога не значит безопасная. Очень много аварий из-за выбежавшего лося. У этого животного очень неправильная геометрия: автомобиль «подрубает» ему ноги, а туловище лося влетает в салон. А бывает, что выбегает кабан. Встреча с ним – все равно, что выстрел по машине из пушки.

Правильная скорость на трассе в темное время суток с дальним светом – не более 80 км/ч, с ближним – не более 50 км/ч. 

У человека есть особенность: он все время смотрит на объект, который раздражает наше зрение. Светишь ему в лицо яркой лампочкой – он смотрит на лампочку. Также мы ведем себя и на неосвещенной дороге, когда нас слепит «встречка». Это большая ошибка: нужно заставить себя не смотреть им на фары. Смотреть нужно чуть правее, контролируя встречный транспорт периферическим зрением.

Как входим в поворот?

Скорость в повороте должна быть такой, чтобы хотелось прибавить. Нельзя въезжать в поворот на трассе, приговаривая «ой-ой-ой»: в повороте  тормозить очень опасно. И скорость нужно выбрать до поворота руля. А вот разгоняться в повороте можно, иногда это даже правильно. Но только со знанием дела.

Для исправления аварийной ситуации можно делать любую неправильную кривую: тормозить рукой, ногой, сугробом. Но с пониманием. 

Коробка «автомат»

– Многие ругают коробку «автомат». Ругают те, кто ничего в ней не понимает. В автоматической коробке передач есть не только автоматический режим, есть и спортивный (то есть мануальный, ручной). Заезд в ледяную горку – типичная ситуация, когда «автомат» жутко бесит. Где-нибудь в середине подъема АКП переключает скорость – этого достаточно, чтобы машина «поскользнулась». А мануальный режим «замораживает» передачу: машина без подергивания может забраться в гору.

Это функция полезна и при обгоне: газ в пол не сразу заставит автомобиль действовать. Машина ещё секунду думает, а водитель теряет драгоценное время. Мануальный режим позволит привести машину в тонус понижением передачи. Самая прыть для бензинового мотора – примерно 4000 оборотов в минуту. Увидел на тахометре эту цифру – действуй, – советует профессиональный гонщик.

Кстати, на перекрестках, в пробках лучше ставить коробку автомат в режим «нейтраль»: машину не нужно «душить» тормозом – увеличишь ресурс деталей, да и топливо сэкономишь. Но на уклоне с «нейтралью» нужно быть осторожнее: чтобы автомобиль не катился, пользуйся «ручником». 

Почему задний привод больше буксует?

– Это не так. При всех равных условиях (комплектация, вес, размер и качество колес) при интенсивном разгоне быстрее забуксует передний привод. Это связано с переходом массы: при быстром разгоне она смещается на задние колеса, и если они приводные – пробуксовки быть не должно. Но всё это справедливо только тогда, когда условия равны: «Волгу» и Golf сравнивать глупо.

Автошкола, или Нулевой уровень подготовки

– Люди, вышедшие из автошколы, в лучшем случае имеют нулевой уровень, но обычно — минусовой. Не знаю, как в Карелии, но в Санкт-Петербурге инструкторы в автошколах отвратительные. И мы недавно выясняли, почему.

Оказывается, чтобы устроиться инструктором в автошколу, необходимо 200 евро на установку педалей и трехлетний стаж. И всё. Притом никто даже не спрашивает, ездил ты эти три года или права лежали на полке. Чему потом могут научить такие инструкторы?

В «Физику вождения» часто приходят сразу после автошколы. Выпускники умеют парковаться, ориентируясь по конусам. Мы убираем конусы, просим припарковаться между двух пенопластовых машин – не могут. Не видят конусов и не могут. По моим наблюдениям, недавнее ужесточение требований к автошколам ни к чему не привело.

Многие выпускники по-прежнему даже трогаться не умеют, – возмущается профессиональный гонщик.

Все ли могут управлять автомобилем?

Водителями могут стать 99% людей. За долгую карьеру преподавания (почти десять лет) у Александра был только один человек с профнепригодностью. Он от него отказался. Это была женщина, которой было 50 лет. Но Александр Золотарь уверен, что причина не в возрасте: учились у него и пожилые люди, которым далеко за 60. И у них все получалось. 

Александр Золотарь. Фото: Николай Смирнов

Александр Золотарь. Фото: Николай Смирнов

Вежливость

Александр Золотарь приехал в Петрозаводск на сутки – в глаза ему сразу же бросились манеры наших автомобилистов.

– В Петрозаводске очень невежливые водители: не пропускают. Включаешь «поворотник» при перестроении, все начинают складываться, как домино. В Питере не так, – сравнивает Александр Золотарь. – Там, если ты не хамишь, не лезешь нагло без «поворотника», тебя обязательно пропустят. Если не первый, то второй – точно.

Напоследок профессиональный гонщик признался в любви к ПДД. Искренне. И попросил всех последовать его примеру:

– Я понимаю, что иногда очень хочется погонять.  И мне иногда хочется. Но я это делаю в безопасном месте: есть гоночные трассы, есть замерзшие озера. Но ни в коем случае нельзя гонять в городе и в других неприспособленных местах. Никогда! – подытожил Александр Золотарь.