Маршрут построен: транспортная реформа стартует в Петрозаводске

В карельской столице началась долгожданная реформа общественного транспорта. Маршрутная схема станет удобнее для горожан, а подвижной состав – современнее и комфортнее. Когда это произойдет – разбираемся в нашем материале.

В начале октября в Москве было подписано соглашение между правительством республики и Госкорпорацией развития ВЭБ.РФ. Это первый шаг в реализации большого проекта по обновлению всей системы пассажирского общественного транспорта в Петрозаводске, о которой ранее уже заявляли республиканские власти.

Артур Парфенчиков: транспортную систему Петрозаводска будут модернизировать с Госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Фото: Пресс-служба правительства Карелии

Артур Парфенчиков: транспортную систему Петрозаводска будут модернизировать с Госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Фото: пресс-служба правительства Карелии

До этого специалисты госкорпорации приезжали в Петрозаводск, побывали на муниципальном предприятии «Городской транспорт», более известном в народе как троллейбусное управление, в том числе для того, чтобы оценить масштаб проблем. При этом грядущая модернизация коснется не только электротранспорта, но и автобусных перевозок, которые полностью находятся в руках частных компаний.

К маршрутчикам у горожан претензий традиционно даже больше, чем к троллейбусам. Машины не только старые и изношенные, но часто не приезжают вовремя, заканчивают работу слишком рано – из многих районов уже в восемь-девять вечера людям просто никуда не добраться, кроме как на такси. Руководители транспортных компаний сейчас в свою очередь кивают на пандемию коронавируса: мол, она подорвала пассажиропоток, который так и не восстановился полностью. К тому же растут цены на ГСМ, не хватает водителей и прочее.

 

Возможно, доля истины в этом есть, но ведь проблемы с пассажирскими перевозками в городе начались задолго до коронавирусного кризиса, они многолетние и системные. Потому и точечные попытки их решать, которые предпринимались предыдущим городским руководством, никакого успеха не принесли. Республиканские власти за последние годы несколько раз предлагали администрации карельской столицы свою помощь, чтобы вместе навести порядок с общественным транспортом. Но вопрос всё время повисал в воздухе, хотя было очевидно – самостоятельно Петрозаводск с этой задачей справиться не может.

Новая маршрутная сеть

Сейчас, со сменой главы города, дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки. Первым этапом транспортной реформы станет разработка новой маршрутной сети. Сделать это планируется в 2022 году.

Для чего нужна новая транспортная схема? Для того, чтобы:

  • исключить дублирование маршрутов коммерческого и муниципального транспорта;
  • организовать сообщение с отдаленными и новыми районами города;
  • сделать удобным для пассажиров расписание и интервалы движения общественного транспорта;
  • определить, сколько троллейбусов и автобусов, какого класса необходимо Петрозаводску.

Средства на разработку схемы уже выделены. Как сообщил глава Петрозаводска Владимир Любарский, техническое задание для потенциальных подрядчиков, которым предстоит разработать комплексную схему общественного транспорта, практически готово. Выберут подрядчика по результатам аукциона, который будет объявлен в ближайшее время.

Первым этапом реформы станет разработка новой маршрутной сети. Фото: "Республика" / Лилия Кончакова

Первым этапом реформы станет разработка новой маршрутной сети. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Регулируемый тариф и брутто-контракты

Следующая принципиальная вещь: в рамках реформы транспортные компании должны будут перейти на регулируемый тариф. Это не позволит перевозчикам бесконтрольно поднимать цены на проезд, а у городской администрации наконец-то появятся действенные рычаги влияния на частников.

Тема регулируемого тарифа тесно связана с переходом на совершенно иные отношения с перевозчиками – это заключение брутто-контрактов.

Как работает брутто-контракт?

  • Городские власти за счет муниципального бюджета закупают услуги пассажирского транспорта – определенный объем нормочасов или нормокилометров.
  • Перевозчики выполняют задание, определенное заказчиком, по километражу пробега, соблюдению графика и интервалов движения по утвержденной маршрутной сети.
  • Пассажиры оплачивают каждый свою поездку, эти деньги поступают не перевозчику, а обратно в бюджет города.

Андрей Бекелев. Фото: "Республика"/Лилия Кончакова

Андрей Бекелев. Фото: «Республика»/Лилия Кончакова

«И частные перевозчики, и муниципальные будут переведены на брутто-контракты. Вся выручка, которая будет собираться от пассажиров, станет поступать в доход бюджета. Предположим, возникнет ситуация, когда перевозчик предъявил документы и подтвердил, что проехал определенное количество километров на 10 миллионов рублей. А выручка от пассажиров составила 8 миллионов рублей. Разница, то есть 2 миллиона, должна быть возмещена из доходной части бюджета – мы понимаем, что полностью обеспечить перевозки только за счет сборов от пассажиров не получится», – пояснил замглавы Петрозаводска Андрей Бекелев.

Регулируемый тариф и брутто-контракты – это хороший рычаг воздействия на перевозчиков, чтобы они не смогли фактически произвольно устанавливать цену на проезд. Есть и другие плюсы.

Выиграют пассажиры

Выгодна ли такая система для пассажиров? Безусловно. Одна из главных проблем сегодня, как уже сказано, заключается в том, что частные перевозчики «толкутся» на маршрутах в час пик и иное время, когда есть пассажиропоток. А работать в другие часы – раним утром или вечером – их не заставишь.

Аналогично и с маршрутами – сейчас частники нередко отказываются заезжать в отдаленные уголки города, понимая, что на расположенной на отшибе остановке подберут одного-двух пассажиров, а то и вовсе съездят впустую.

В Петрозаводске проводятся проверки работы общественного транспорта из-за многочисленных жалоб жителей. Фото: "Республика"/Максим Смирнов

В Петрозаводске проводятся проверки работы общественного транспорта из-за многочисленных жалоб жителей. Фото: «Республика»/ Максим Смирнов

С заключением брутто-контрактов всё должно поменяться: перевозчик уже не будет зависеть от пассажиропотока. Ему в любом случае заплатят за то количество километров, которые проедет автобус, даже если в нем всего пара пассажиров. Отпадает соблазн подолгу стоять на остановках, чтобы набить людей в салон как можно больше, устраивать дорожные гонки с другими маршрутками и троллейбусами. У горожан появляется надежда, что они наконец-то смогут вовремя, цивилизованно добраться в любую точку города, охваченную маршрутной сетью общественного транспорта.

Разумеется, выполнение условий контрактов перевозчиками будет проверяться.

По опыту других городов, где такая схема реализована, первые деньги по брутто-контрактам перевозчики получают только после того, как заказчик – администрация города – удостоверится, что за платежный период транспортная компания отработала прописанный в документах километраж. Сегодня сделать это несложно: на помощь приходят новые технологии, в частности, система ГЛОНАСС, которая позволяет отследить движение транспорта.

Согласны ли перевозчики?

От внедрения новой системы общественного транспорта выиграть в первую очередь должны пассажиры – в этом главная цель. Но и перевозчики не против нововведений, по крайней мере на данный момент.

Тимур Сидоренко. Фото: "Сампо ТВ 360"

Тимур Сидоренко. Фото: «Сампо ТВ 360»

«Перевозчик становится настоящим перевозчиком, главная его задача – проехать согласно расписанию необходимые километры. Это даст развитие всему транспорту в городе. Потому что первое условие перехода на брутто-контракты – это обновление подвижного состава и его полезная эксплуатация не больше пяти лет. То есть пассажиры получат новую технику и гарантии, что автобус действительно поедет в то время, в которое написано. Иначе перевозчик не получит свои деньги, а получит большие штрафы согласно брутто-контрактам», – заявил в передаче «Самое время» республиканского телеканала «Сампо ТВ 360» представитель транспортных компаний Тимур Сидоренко.

Точный расчет

Но для того, чтобы новая модель эффективно заработала, надо провести очень тщательные исследования и расчеты. Поэтому на разработку транспортной схемы уйдет примерно 10 месяцев. Это реальный срок, за который можно все проанализировать и определить, сколько подвижного состава и на каких маршрутах нужно городу, как сбалансировать движение троллейбусов и автобусов и какие средства в дальнейшем потребуются, чтобы система функционировала.

Петрозаводск. Фото: "Сампо ТВ 360"

Петрозаводск. Фото: «Сампо ТВ 360»

Впрочем, уже сейчас понятно, что сумма будет немаленькой. И, очевидно, для модернизации транспортной сети потребуется привлекать механизмы государственной поддержки и финансовые инструменты, которые есть на федеральном уровне. Именно для этого заключено соглашение о сотрудничестве с госкорпорацией «ВЭБ.РФ», у которой уже есть опыт модернизации транспортных систем в российских городах.

  • При участии ВЭБ.РФ реализованы три проекта комплексной модернизации общественного транспорта – в Твери, Перми и Новокузнецке.
  • Подписаны дорожные карты по модернизации систем общественного транспорта в 15 городах.

Кроме того, совместно с ВЭБ.РФ реализуются проекты развития городского электротранспорта в Таганроге (Ростовская область) и Верхней Пышме (Свердловская область). Проект «Таганрогский трамвай», например, предполагает модернизацию 45,5 км трамвайных путей, строительство депо, 8 тяговых подстанций и поставку 60 современных трамвайных вагонов. В Свердловской области группа ВЭБ.РФ финансирует создание инфраструктуры для трамвайной линии по маршруту Екатеринбург – Верхняя Пышма. В рамках проекта будут построены высокотехнологичное депо и пути внутри него в городе Верхняя Пышма, а также закуплены 11 трамваев.

Карта «Тройка»

Таким образом, 2022 год власти отводят на разработку новой транспортной схемы, а 2023 год станет годом, когда должна начаться полноценная работа уже в рамках новых брутто-контрактов. Тем не менее частично транспортная реформа уже стартовала. Речь идет о внедрении единой транспортной карты «Тройка» – это также важная составляющая модернизации системы пассажирских перевозок.

Проездная карта "Тройка"/ Фото: Республика Карелия

Проездная карта «Тройка»/ Фото: Республика Карелия

Петрозаводчане, которые бывают в Москве, о карте «Тройка» уже знают: в Первопрестольной она используется на всех видах транспорта. И позволяет существенно экономить на проезде, предлагая различные тарифы – в зависимости от того, как часто и каким транспортом пользуется пассажир.
Кроме Москвы, к системе уже подключился и ряд других го
родов и регионов – Пермский и Хабаровский края, Тульская область и др.

В Карелии оплатой картой «Тройка» планируется охватить троллейбусные, автобусные и железнодорожные перевозки. Пока проект с 8 октября стартовал в тестовом режиме. Карту начали тестировать на нескольких пригородных маршрутах ГУП «Карелавтотранс-Сервис» (в направлении населенных пунктов Бесовец, Виданы) и в троллейбусе № 5 в Петрозаводске. Электронные проездные билеты, тираж которых составил пока 1,5 тысячи экземпляров, предназначаются для участников фокус-группы. Купить карту пока нельзя – проект, как уже отмечено, на пилотном этапе. Но уже в начале следующего года проездную карту «Тройка» планируется запустить в рабочем режиме, чтобы ей смог воспользоваться каждый желающий.